Аудит консолидированной отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО
Одной из трудоемких и актуальных задач аудита в свете последних изменений в законодательстве и в экономической обстановке в РФ является аудит консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Рассмотрим назначение, состав и комплекс вопросов, возникающих при аудите такой отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность составляется группой компаний для удовлетворения информационной потребности различных заинтересованных лиц и служит основой для принятия такими лицами экономических решений. Следовательно, такая отчетность должна содержать достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности группы компаний, а достоверность такой информации должна быть подтверждена независимой аудиторской проверкой.
В настоящее время крупные российские группы компаний составляют такую отчетность по требованию различных структур — банков, бирж, акционеров. В ближайшем будущем, с принятием Закона «О консолидированной финансовой отчетности», такая отчетность будет обязательной для групп компаний, акции которых котируются на бирже. Также согласно проекту закона такая отчетность должна будет в обязательном порядке проходить аудиторскую проверку.
В Международных стандартах аудита (МСА) цель аудита выражена следующим образом: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях, и соответствии с установленными основными принципами подготовки финансовой отчетности». Согласно положениям МСФО консолидированная финансовая отчетность подпадает под определение финансовой отчетности. Таким образом, целью аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, является выражение мнения аудитора о том, составлена ли консолидированная финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
Предмет выражения мнения — консолидированная финансовая отчетность в целом, т.е. совокупность всех ее составных элементов. Следовательно, консолидированная финансовая отчетность по МСФО не содержит искажений при соблюдении следующих условий:
—состав группы компаний определен исходя из требований МСФО;
—единая учетная политика группы компаний для целей консолидации составлена с учетом всех требований и изменений МСФО;
—отчетность по МСФО дочерних компаний построена на базе отчетностей по РСБУ, которая не содержит искажений, с учетом требований единой учетной политики;
—процесс консолидации прошел без ошибок, с учетом всех требований МСФО;
—в консолидированной финансовой отчетности раскрыта дополнительная информация согласно требованиям МСФО.
В ходе проведения проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, должны быть решены следующие основные задачи.
1.Проверка обоснования включения дочерних компаний в группу компаний для целей консолидации.
2.Проверка отражения принципов МСФО в единой учетной политики группы компаний для целей консолидации.
3.Проверка правильности составления финансовой отчетности дочерними компаниями группы:
• финансовой отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ);
• финансовой отчетности по МСФО.
4.Проверка правильности проведения процесса консолидации и получения консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
5.Проверка полноты раскрытия информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Аудиторская проверка консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, проводится на основе следующих законодательных и нормативных документов, формирующих информационную базу проверки.
1.Международные стандарты аудита.
2.Международные стандарты финансовой отчетности.
3.Гражданский кодекс РФ 4 ч.
4.Налоговый кодекс РФ ч. 1 и 2.
5.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. (в редакции изменений от 28.12.2010.)
6.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.)
7.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.)
8.ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в редакции изменений от 08.11.10.)
9.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.)
10.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22 июля 2003 г. (в редакции изменений от 08.11.10.) (для отчетности за 2010 и ранее годы).
11.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02 июля 2010 г.
Источники информации, используемые при проверке консолидированной финансовой отчетности по МСФО:
I. Организационно-распорядительные документы:
• устав материнской компаний, уставы дочерних компаний;
• учетная политика дочерних и материнской компаний, учетная политика для целей консолидации финансовой отчетности группы компаний по МСФО;
• план счетов дочерних и материнской компаний;
• внутригрупповые процедуры по документированию, обработке учетной информации, составлению финансовой отчетности, консолидации финансовой отчетности.
II. Отчетность группы компаний:
• бухгалтерская отчетность по РСБУ компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;
• финансовая отчетность по МСФО компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;
• консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО за отчетный и предыдущий периоды.
III. Подтверждающая информация:
• устные и письменные утверждения руководства группы компаний, топ-менеджмента материнской и (или) дочерних компаний;
• рабочие документы аудитора и переписка с клиентом за прошлые годы, если клиент постоянный;
• переписка клиента с налоговыми органами, акты налоговых проверок;
• данные бухгалтерского учета и подтверждающая информация, включая договоры, первичные документы и подтверждения от третьих лип;
• аудиторские заключения прошлых лет.
При составлении консолидированной финансовой отчетности по МСФО возможны различные упущения, ошибки, неточности.
Основные типовые ошибки при определении структуры группы компаний приведены ниже.
1.Включение в группу компаний только национальных дочерних компаний.
2.Исключение из группы компаний дочерних компаний, в которых материнская компания не владеет более 50% акций, но присутствует четкий контроль над дочерней компанией.
3.Включение в группу компаний дочерних компаний, в которых материнская компания владеет более 50% акций, но отсутствует контроль над дочерний компанией.
4.Включение в группу дочерних компаний, контроль над которыми временный.
5.Включение в группу дочерних компаний, которые действуют в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые существенно уменьшают контроль.
Исключение из группы дочерних компаний из-за отличия их деятельности от деятельности других компаний группы.
При ведении отчетности по МСФО компаниями, входящими в группу компаний, возможны следующие ошибки.
1.При учете основных средств не учитываются требования учетной политики для целей консолидации в области минимальной стоимости основных средств, которая отличается от требований РСБУ.
2.При начислении амортизации используются тот же метод, что и в РСБУ. Также начисляется амортизация по тем основным средствам, которые по МСФО не являются основными средствами.
3.При учете запасов не проведены перерасчеты корректировки в соответствии с учетной политикой для целей консолидации.
4.При переносе хозяйственных операций в план счетов по МСФО происходит неправильный перенос в случае, когда одному счету по РСБУ соответствует несколько счетов по МСФО.
5.При пересчете операций в иностранной валюте не соблюдается требование норм МСФО и учетной политики для целей консолидации.
6.При расчете резервов (под недобросовестных дебиторов, под обесценивание ценных бумаг, под гарантийный возврат товаров) не соблюдается требование норм МСФО и учетной политики для целей консолидации.
7.При расчете отложенного налога на прибыль возникают ошибки из-за неправильного определения составляющих отложенного налога.
8.В отношении хозяйственных операций не всегда соблюдается принцип их отражения в том отчетном периоде, в котором они фактически проведены. Особенно для хозяйственных операций, по которым счета выставляются с опозданием.
9.В учете арендованных основных средств, которые в РСБУ учитываются на забалансовых счетах арендатора, не учтены требования МСФО.
10. В толковании денежных средств, на которые наложены ограничения, — невыполнение требования МСФО по учету таких денежных средств на отдельном счете долгосрочных активов.
11. При осуществлении сделок с ценными бумагами с условиями их обратного выкупа — невыполнение требований МСФО по учету таких сделок как сделок по получению займа.
При использовании принципов МСФО в процессе консолидации ошибки таковы.
1.Компании, входящие в группу компаний, не проводят суммирования выверки остатков на счетах внутригрупповых расчетов.
2.Арифметические ошибки при постатейном суммировании отчетности дочерних компаний.
3.Ошибки в процессе расчета доли меньшинства вследствие изменений собственного капитала дочерней компании.
4.Ошибки при сворачивании балансовой стоимости инвестиций материнской компании в дочерние компании и замене ее стоимостью части дочерней компании.
5.Неточности в КФО из-за ошибок в автоматизированной системе составления отчетности.
6. В примечаниях к КФО не раскрываются события после отчетной даты.
7. В примечаниях к КФО не раскрываются характер взаимоотношений между связанными сторонами.
8. В примечаниях к КФО раскрывается не в полном объеме информация о группе компаний.
В примечаниях к КФО раскрываются не в полном объеме информация о функциональной валюте и причинах представления отчетности в валюте, отличной от функциональной.