Аудит отчетности субъектов малого бизнеса

 

Первоначально понятие «субъект малого предприниматель­ства» было определено ст. 3 Федеральным законом «О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. (утрачивает силу с 1 ян­варя 2008 г.).

С 1 января 2008 г. понятие «субъекты малого предпринимательства» определяется ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера­ции» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. (в редакции изменений от 05.07.10.)

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят­ся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый го­сударственный реестр индивидуальных предпринимателей и осу­ществляющие предпринимательскую деятельность без образова­ния юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

• для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъ­ектов РФ, муниципальных образований, иностранных юри­дических лиц, иностранных граждан, общественных и ре­лигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акцио­нерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инве­стиционных фондов),

• доля участия, принадлежащая одному или нескольким юри­дическим лицам, не являющимся субъектами малого и сред­него предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

• средняя численность работников за предшествующий ка­лендарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой ка­тегории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от 101 до 250 человек включительно для средних пред­приятий;

до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприя­тия — до 15 человек;

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета на­лога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нема­териальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей), установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год оп­ределяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совмес­тительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или средне­го предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календар­ный год определяется в порядке, установленном Налоговым ко­дексом РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основ­ных средств и нематериальных активов) определяется в соответ­ствии с российским законодательством о бухгалтерском учете.

При проведении аудиторской проверки субъектов малого пред­принимательства аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может различаться.

В соответствии с действующими законодательными и норма­тивными документами субъекты малого предпринимательства са­ми выбирают формы (системы) налогообложения, учета и от­четности, которые они будут применять: либо общепринятые для всех экономических субъектов, либо упрощенные. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.

Однако следует разграничивать понятия «упрощенная система налогообложения», «упрощенная форма учета» и «упрощенная форма отчетности».

Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) регулируется гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ.

Применение УСН организациями предусматривает их осво­бождение от обязанности по уплате налога на прибыль органи­заций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Кроме того, они не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсион­ное страхование.

Если субъект малого предпринимательства выбрал в соответ­ствии с установленным порядком упрощенную систему налого­обложения, то в большинстве случаев это предполагает приме­нение им также упрощенных форм учета и отчетности. В случае применения клиентом УСН, аудитору при проверке необходимо руководствоваться следующими основными документами:

1)Налоговым кодексом РФ, ч. 2, гл. 26.2 «Упрощенная сис­тема налогообложения»;

2)Приказом Минфина РФ «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных пред­принимателей, применяющих упрощенную систему налогообло­жения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообло­жения на основе патента и порядков их заполнения» № 154н от 31 декабря 2008 г.;

3)Приказ Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения» №58н от 22.06.09.

Упрощенная форма (система) бухгалтерского учета при УСН может применяться в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального за­кона «О бухгалтерском учете», который гласит, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобо­ждаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Такие организации и индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Для ведения учета должен применяться основной учетный регистр — книга учета доходов и расходов. Ее форма и порядок заполнения утверждены указанным выше при­казом Минфина РФ. Организации, применяющие упрошенную систему налогообложения, также должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

С другой стороны, норма об освобождении организаций от обязанностей ведения бухгалтерского учета противоречит нор­мам ряда федеральных законов РФ. Так, согласно законодательству, акционерные общества и общества с ограниченной ответ­ственностью обязаны рассчитывать стоимость чистых активов и т.д., что сделать без ведения бухгалтерского учета и составления от­четности затруднительно.

Субъекты малого предпринимательства не применяющие УСН также могут по своему усмотрению применять упрощен­ные формы ведения учета. В частности, нормативными доку­ментами регламентируются следующие упрощенные формы ве­дения учета.

1. Журнально-ордерная форма учета для небольших пред­приятий. Состав и взаимосвязь учетных регистров при этой форме учета регламентированы следующими документами:

• письмом Минфина СССР «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для не­больших предприятий и хозяйственных организаций» № 176 от 6 июня 1960 г.;

• письмом Минфина РФ «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» № 59 от 24 июля 1992 г.

Некоторую сложность применения этой системы создает тот факт, что указанные нормативные документы привязаны к отме­ненным планам счетов бухгалтерского учета. При выборе эконо­мическим субъектом данной формы учета должна быть произве­дена ее адаптация к действующему Плану счетов с закреплением соответствующих положений в учетной политике.

2. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых пред­приятий. Состав и взаимосвязь учетных регистров при этой фор­ме учета регламентированы Приказом Минфина РФ «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъек­тов малого предпринимательства» № 64н от 21 декабря 1998 г.

Однако (в отличие от УСН) ни одна из этих форм учета сама по себе практически не влияет на форму представления (обще­принятая или упрощенная) бухгалтерской отчетности.

Упрощение формы бухгалтерской отчетности заключается в усечении ее состава и (или) периодичности представления поль­зователям.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской дея­тельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года и упрощенном составе:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о прибылях и убытках;

• отчет о целевом использовании полученных средств.

В данном случае применение упрощенной формы бухгалтер­ской отчетности не привязано к статусу организации, т.е. к ее принадлежности к составу субъектов малого предпринима­тельства.

В соответствии с п. 6 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности (утверждены Приказом Минфина РФ «О формах бух­галтерской отчетности организаций» № 66н от 02 июля 2010 г.), субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут принять решение о пред­ставлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о при­былях и убытках без детализации показателей по статьям. Таким об­разом, отчетность готовится в составе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Субъектам же малого предпринимательства, обязанным про­водить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской от­четности в соответствии с законодательством, предоставлено пра­во не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, при­ложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии необходимых данных. Однако на практике воспользоваться этим правом прак­тически невозможно, поскольку отсутствие соответствующих дан­ных предполагает, что:

—организация не вела хозяйственной деятельности, отсутст­вовали доходы и расходы и, соответственно, изменения в со­ставе капитала (уставного, резервного, прибыли и т.д.) — в этом случае не заполняется ф. № 3;

—в организации не осуществлялось движения денежных средств — в этом случае не заполняется ф. № 4.