Проверка формирования расходов
В ходе проверки используют следующие законодательные и нормативные акты:
1) Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №129-ФЗ от 21.11.96г.;
2) Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности;
3) План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;
4) Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств;
5) Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99;
6) Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства;
7) Унифицированные формы первично-учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и НМА, материалов, работ в капитальном строительстве;
Задачи, которые стоят перед аудитором, проверяющим расхода организации:
1) обоснованность отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности, правильность отражения их в учёте на счетах 20 – 29 и 44;
2) обоснованность отнесения расходов к прочим, правильность отражения их в учёте на счёте 91 «Прочие доходы и расходы»;
3) обоснованность отнесения расходов чрезвычайных и правильность их отражения на счёте 91 «Прибыли и убытки»;
4) документальная подтверждённость обычных и прочих расходов первичными документами, а также требованиями законодательных и нормативных актов РФ;
5) последовательность применения учётной политики в отношении:
- выбранного метода определения расходов, списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
- выбранной номенклатуры статей затрат, калькуляции себестоимости продукции;
- определения стоимости незавершённого производства.
6) обоснованность использования кассового метода учёта расходов (если он применяется), наличия факта оплаты расходов при отражении их на счетах бухгалтерского учёта;
7) формирование обычных расходов по статьям затрат, установленным учётной политикой, соответствие номенклатуры статей перечню, установленному соответствующими отраслевыми инструкциями;
8) обоснованность и соответствие отраслевым рекомендациям калькуляции себестоимости продукции, определения стоимости незавершённого производства;
9) обоснованность отнесения затрат к расходам будущих периодов, правильность определения периода. К которому они относятся, последовательность применения учётной политики в отношении их списания;
10) обоснованность и правильность образования резервов предстоящих расходов и их использования;
11) соответствие отражённых в учёте в составе прочих расходов штрафов, пеней, неустоек;
12) своевременность и обоснованность списания на прочие расходы дебиторской задолженности с истёкшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания;
13) ведение аналитического учёта по видам затрат, видам выпускаемой продукции, подразделениям организации, статьям затрат;
14) правильность отражения обычных и прочих расходов организации в бухгалтерской отчётности.
Источниками информации при проверке расходов служат:
- сырьё, материалы, полуфабрикаты, входящие в состав незавершённого производства;
- журнал-ордер №10 и ведомости №12-15 при журнально-ордерной форме учёта;
- карточки и анализ счетов 20-29, 44, 91,99;
- акты о приёмке выполненных работ, ремонтно-строительных работ по форме КС-2 КС-3;
- лимитно-заборные карты (форма М-8);
- требования-накладные (форма М-11);
- путевые листы;
- табели учёта использования рабочего времени;
- акты инвентаризации;
- расчёты бухгалтерии;
- авансовые отчёты;
- планы, сметы, нормы расходов материалов и сырья;
- договоры подряда, оказания услуг.
Аудитор проводит следующие аудиторские процедуры:
- инвентаризация;
- осмотр и обследование;
- наблюдение;
- контрольные замеры;
- технологический лабораторный контроль;
- аналитические процедуры;
- опрос и подтверждение;
- просмотр и сравнение документов;
- пересчёт арифметических расчётов бухгалтерии.
В ходе данной проверки, как правило, выявляются следующие ошибки и нарушения:
1) отражение в учёте расходов, не имеющих документального подтверждения;
2) списание на расходы затрат, которые должны увеличивать стоимость основных средств;
3) списание на расходы затрат по выполненным для предприятия расходам, оказанным услугам по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутствие государственной регистрации, лицензии);
4) списание на расходы будущих периодов авансов выданных;
5) списание на расходы организации материалов по мере их приобретения, минуя счета запасов;
6) списание на расходы материалов по первичным документам, форма которых отлична от установленной ГОСКОМСТАТОМ;
7) списание на прочие расходы процентов по кредиту, использованному для выдачи аванса.