Вопрос 7: Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Для качественного проведения аудиторских проверок и оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к осуществлению аудиторской деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:
а) федеральные стандарты аудиторской деятельности (далее – стандарты) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные указанным Федеральным законом;
б) стандарты разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
в) проекты стандартов разрабатываются саморегулируемыми организациями аудиторов;
г) проекты стандартов рассматриваются Советом по аудиторской деятельности, который рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом (Минфин России);
д) стандарты утверждаются уполномоченным федеральным органом.
1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Номер ФСАД | Наименование | Документ утверждения | Дата вступления |
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 53 | 07.10.2004 | |
Документирование аудита | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
Планирование аудита | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
Существенность в аудите | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
Аудиторские доказательства | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
Контроль качества выполнения заданий по аудиту | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 | 19.11.2008 | |
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 | 19.11.2008 | |
Связанные стороны | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 | 19.11.2008 | |
События после отчетной даты | Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 | 04.07.2003 | |
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 | 04.07.2003 | |
Согласование условий проведения аудита | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
Аудиторская выборка | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 | 07.10.2004 | |
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
Особенности первой проверки аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
Аналитические процедуры | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
Особенности аудита оценочных значений | Введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228,в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586 | 02.08.2010 | |
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника | Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586 | 02.08.2010 | |
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 | 16.04.2005 | |
Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Использование результатов работы другого аудитора | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Рассмотрение работы внутреннего аудита | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Компиляция финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 | 25.08.2006 | |
Использование аудитором результатов работы эксперта | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 | 22.07.2008 | |
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 | 22.07.2008 | |
Контроль качества услуг в аудиторских организациях | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 | 22.07.2008 | |
1/2010 | Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» | Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н | 20.05.2010 |
2/2010 | Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» | Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н | 20.05.2010 |
3/2010 | Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Дополнительная информация в аудиторском заключении» | Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н | 20.05.2010 |
4/2010 | Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» | Приказ Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н | 24.02.2010 |
5/2010 | Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» | Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н | 08.02.2011 |
6/2010 | Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» | Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н | 08.02.2011 |
Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита занимается Международный комитет по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements, сокр. IAPS), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, сокр. IFAC)
Международный комитет по аудиторской практике (IAPS) определил объекты стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов:
"Вводные замечания" N 100-199;
"Ответственность" N 200-299;
"Планирование" N 300-399;
"Внутренний контроль" N 400-499;
"Аудиторские доказательства" N 500-599;
"Использование работы других" N 600-699;
"Выводы и отчеты в аудите" N 700-799;
"Специализированные области" N 800-899;
"Сопутствующие услуги" N 900-999.
ФСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.
В рамках перехода к саморегулированию аудиторской деятельности комментируемый Закон предусматривает разработку и утверждение только стандартов СРО аудиторов, что согласуется с Законом о СРО.
В части 2 ст. 4 Закона о СРО определено, что под такими стандартами и правилами понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.
2.Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Обосновывается необходимость внутрифирменных стандартов при организации аудиторской деятельности. Эти стандарты рассматриваются как составная часть общей системы, в которую входят как федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила, принятые в саморегулируемых организациях аудиторов.
представляется целесообразным разрабатывать в аудиторских организациях внутрифирменные профессиональные стандарты. Эти стандарты должны применяться как при осуществлении аудита, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг, а также при контроле за качеством их оказания. При этом должен быть соблюден приоритет ПСАД и правил СРО аудиторов.
Все ПСАД, стандарты СРО и разработанные в аудиторской организации внутрифирменные правила аудиторской деятельности в совокупности отражают единый стандартизированный подход к организации и технологии проведения аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг с целью контроля за качеством их оказания.
При этом:
- ПСАД формулируют единые базовые требования к порядку оказания аудиторских услуг, к их качеству и надежности;
- стандарты СРО устанавливают дополнительные требования, обязательные для применения всеми членами данного СРО;
- внутрифирменные правила определяют дополнительные требования, призванные создавать более высокий уровень гарантии того, что аудиторская проверка и оказания сопутствующих аудиту услуг будут проведены качественно.
Все указанные стандарты и правила, а также Кодекс этики аудиторов России и дополнения к нему, установленные СРО, являются частью организационно-распорядительной документации аудиторской организации и системы внутреннего контроля.
Примерная система внутренних стандартов аудиторской организации (ВС), включающая стандарт по внутреннему контролю качества, представлена в таблице.
Система ВС аудиторской деятельности
Стандарты ВС-8 и ВС-9 после утверждения могут постоянно дорабатываться и дополняться различными методиками и правилами оказания сопутствующих услуг и проведения аудита в соответствии с изменениями законодательства, появлением новых аудируемых лиц, диверсификацией и расширением видов деятельности аудиторской организации и т.д.
Стандарт ВС-8 может не вводиться в действие, если организация не оказывает сопутствующие услуги. Он может быть введен в действие или дополнен (доработан) описанием специальных правил и применяемых процедур с момента принятия решения об оказании сопутствующих услуг клиентам аудиторской организацией, т.е. с момента расширения перечня услуг аудиторской организацией.
В качестве приложений к стандарту ВС-9 разрабатываются специализированные методики, например:
- методика проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
- методика проведения банковского аудита;
- методика проведения аудита страховых организаций;
- методика оказания услуг общественно значимым экономическим субъектам;
- методика оказания услуг сетевым организациям.
При необходимости в качестве приложений к стандарту могут разрабатываться регламенты и методики, отражающие специфические аспекты проведения аудита различных экономических субъектов. Если услуги по специальным видам аудита в аудиторской организации не оказываются, то стандарт ВС-9 может не вводиться в действие. Этот стандарт может быть введен в действие или дополнен (доработан) описанием специальных правил и применяемых процедур с введением специальных видов аудита или появлением клиентов аудиторской организации, т.е. с момента расширения круга клиентов и сферы услуг аудиторской организацией.