Связь аудита с другими формами экономического контроля

Виды экономического контроля, т.е. контроля экономических отношений между субъектами на макро- и микроэкономическом уровне: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, налоговый контроль, таможенный контроль, контроль внешнеэкономической деятельности, контроль денежного обращения и валютных операций, внешний и внутренний аудит, ревизия, внутрихозяйственный контроль. Под финансово-хозяйственным контролем следует понимать систему наблюдения и проверки финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, проводимых их руководством, собственниками, государственными органами и иными компетентными субъектами, заинтересованными в оценке эффективности этой деятельности, уровня риска, достоверности отчетности, законности совершаемых операций и сохранности активов, для обеспечения своих интересов. Аудит – один из видов экономического и финансово-хозяйственного контроля. Аудит отличается от указанных видов контроля субъектами и целями проверки, часто использует те же методы и схожие формы проверки; может выступать составляющим элементом в системах государственного контроля (напр., аудит государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также опираться на результаты налогового, внутрихозяйственного и др. видов контроля (см. табл.).

 

Таблица 1 – Сравнение аудита с другими видами контроля

Признаки Внешний аудит Внутренний аудит Ревизия
Цель проверки выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ определяется руководством, обычно – повышение эффективности деятельности путем совершенствования систем бухучета и внутреннего контроля выявление нарушений, способствовавших им условий и виновных в этом лиц
Субъекты контроля аудитор, аудируемое лицо, пользователи отчетности внутренний аудитор, подразделение организации, руководство организации ревизор, ревизуемая организация или подразделение, вышестоящий орган, назначивший проверку
Вид деятельности предпринимательская исполнительская исполнительская
Основа отношений добровольная (по договору) принудительная принудительная
Оплата труда проверяемой организацией по договору зарплата штатных сотрудников оплачивает вышестоящий орган, назначивший проверку
Регламентация ФЗ, федеральные стандарты аудита, стандарты проф. объединений внутренние положения, инструкции и приказы руководства ведомственные положения и инструкции
Методы проверки могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач, различаются степенью детализации процедур  
Выбор форм и методов самостоятельно в рамках аудиторских стандартов самостоятельно в рамках, установленных руководством в рамках ведомственных положений и инструкций
Итоговые документы аудиторское заключение, отчет руководству отчеты, заключения, акты, докладные записки и т.п. акт ревизии с приложениями (материалы ревизии)
Ответственность перед организацией и третьими лицами перед руководством перед вышестоящим органом, назначившим проверку
         

 

Задание: Студентам самостоятельно рассмотреть ФЗ-2001 г. и ФЗ-2008г. Провести сравнительную характеристику по основным моментам.