Пользователи материалов аудиторских заключений
Как и любой другой элемент рыночных отношений, аудит появляется, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос (это одно из проявлений действия закона спроса и предложения).
В свое время развитие и усложнение производства, развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица обычно бывают лишены.
Таким образом, с одной стороны:
• необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ее достоверности,
с другой стороны:
• отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта;
• отсутствие свободного доступа к документации организации;
• возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях;
• подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.)
привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых о достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.
По сути, аудитор – это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора – высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», составителем бухгалтерской отчетности является организация в лице ее руководителя и главного бухгалтера, которые подписывают отчетность и несут ответственность за ее достоверность и соответствие действующим в Российской Федерации законодательным и нормативным актам. А пользователями информации, представленной в бухгалтерской отчетности, являются все те, кто связаны с организацией имущественными или финансовыми интересами (табл. 1.1).
Итак, аудиторское заключение необходимо внешним пользователям бухгалтерской отчетности организации – инвесторам, кредиторам, партнерам – для принятия верного решения.
Таблица 1.1
Пользователи информации, представленной в бухгалтерской отчетности
Группы пользователей финансовой информации организации | Интерес в организации |
1. Собственники | Получение дивидендов, доли прибыли |
2. Кредиторы, заимодавцы | Получение процентов, возврат кредитов и займов |
3. Инвесторы | Доход по вкладам |
4. Руководство организации | Оплата труда, другие привилегии |
5. Поставщики и подрядчики | Оплата поставок |
6. Покупатели и заказчики | Получение товаров, работ, услуг |
7. Государственные органы | Налоги, сборы |
Кроме того, руководство организации тоже несет ответственность перед учредителями и государством за некоторые аспекты своей деятельности, в том числе за ведение налогового и бухгалтерского учета. Аудит является одним из инструментов контроля за деятельностью различных служб и подразделений организации. Аудиторское заключение позволяет выявить недостатки в их работе и провести мероприятия по устранению.
Аудиторское заключение – это подтверждение достоверности отчетности. Оно способно поднять имидж компании в глазах партнеров, упростить взаимоотношения с налоговыми органами, таможней, банками, государственными учреждениями. Рекомендации, изложенные аудитором в заключении, помогут вести финансовую деятельность наиболее эффективно и безопасно, оптимизировать бухгалтерский учет и налогообложение.