Тема. Аудит кассовых операций 5 страница

При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39 и 149 НК РФ. При этом плательщиком НДС

является передающая сторона.

Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.

Если в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

Особое внимание аудитор должен уделить правильности списания и оприходования в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств.

 

4.5. АУДИТ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В ходе аудиторской проверки арендованного имущества аудитор обращает внимание на форму и вид аренды. Известно, что в зависимости от условий предоставления различают текущую и долгосрочную аренду.

Аудитор тщательно проверяет наличие договоров аренды и правильность оформления условий договоров в зависимости от формы и вида аренды. Особое внимание при этом уделяется порядку расчетов и структуре арендных платежей, а также распределению обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора.

В арендный период права и обязанности собственника, как правило, остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом. При текущей аренде имущество подлежит возврату арендодателю.

Аудитор проверяет, ведется ли учет арендованных основных средств при текущей аренде на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, обозначенной в договоре аренды.

Долгосрочно арендуемые основные средства – это инвентарные объекты, по которым в соответствии с условиями договора аренды предусмотрен переход объектов в собственность

арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договорной цены.

В ходе аудита арендованных основных средств проверяется наличие договоров аренды

и приемо-сдаточных актов.

 

4.6. АУДИТ НАЧИСЛЕНИЯ

АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по

нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 или

Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1.

Значительную сложность в аудите начисления амортизации внесло разрешение, которое позволило предприятию выбрать один из четырех методов амортизации, предложенных в ПБУ 6/01, и положение о выборе метода амортизации, разрешенного для целей налогообложения в главе 25 Налогового кодекса (амортизация линейная; ускоренная с коэффициентом 2;

при использовании в агрессивной среде или полученная по лизингу с коэффициентом

3). Аудитор должен оценить целесообразность, законность применения выбранного метода

начисления амортизации и правильность его применения.

Аудитору необходимо проверить правильность применения норм амортизации к конкретным объектам основных средств.

Амортизация, начисленная по установленным нормам, включается в издержки производства (себестоимость) предприятия. Если предприятие сдает отдельные объекты основных средств в текущую аренду, то в зависимости от признания доходов от аренды основным или операционным доходом начисленная по сданным в аренду основным средствам амортизация должна включаться либо в себестоимость, либо в состав операционных расходов (дебет счета 91, кредит счета 02).

Аудитор проверяет правильность начисления износа основных средств в течение нормативного срока службы (эксплуатации) объектов основных средств или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью включается в издержки производства (себестоимость), после чего начисления прекращаются.

Аудитор проверяет правильность и целесообразность применения аудируемым предприятием ускоренного метода начисления износа активной части основных средств. Начисление износа по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим –прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

По полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).

Во время проведения реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной остановкой, при переводе основных средств в установленном порядке на консервацию износ не начисляется. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

Износ по объектам основных средств, не оконченным строительством (не оформленным актами приемки), но фактически эксплуатируемым, начисляется в общем порядке.

Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов (их частей)

по данным учета капвложений (на счете 08). При оформлении актами о вводе в действие этих

объектов и зачислении их в состав основных средств ранее начисленную сумму уточняют.

 

4.7. АУДИТ УЧЕТА ЗАТРАТ НА

РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

При аудите целесообразности и законности отражения в учете затрат на ремонт

объектов основных средств аудитор должен проверить наличие следующих первичных

документов, подтверждающих достоверность ремонта:

• дефектной ведомости;

• актов технического осмотра;

• плана ремонтных работ;

• плановой и фактической сметы;

• актов приема-сдачи работ;

• договоров подряда.

В тех случаях, когда объемы затрат на капитальный ремонт значительны, аудитору целесообразно проводить встречные проверки с получением письменных разъяснений от ответственных лиц, подрядчиков и субподрядчиков.

При аудите затрат на ремонт объектов основных средств большое внимание уделяется источникам финансирования затрат.

При проверке необходимо обратить внимание на методологию учета затрат на ремонт основных средств, принятую и нашедшую отражение в приказе руководителя «Учетная политика».

Если в приказе по учетной политике заложено формирование ремонтного фонда, то предприятие для финансирования ремонта основных средств в течение ряда лет ежемесячно начисляет в этот фонд необходимые суммы в соответствии с нормативом, утвержденным самостоятельно. Аудитор проверяет правильность ежемесячных начислений и их отражение в издержках производства по дебету счетов 20, 23, 25, 26 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов». В этом случае фактические затраты предприятия на ремонт основных средств по мере завершения ремонта подлежат отнесению на уменьшение ремонтного фонда (дебет счета 96, кредит счетов 23, 60).Если ремонтный фонд окажется недостаточным для покрытия фактических затрат, то разницу переносят на расходы будущих периодов с кредита счетов 23, 60 в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов». Аудитор обязан проверить дальнейшее списание образовавшихся разниц по мере накопления средств в ремонтном фонде предприятия.

Согласно нормативным требованиям предприятия также имеют право создавать резерв на ремонт основных средств в таком же порядке, как и ремонтный фонд.

Аудитору следует помнить, что при создании на предприятии ремонтного фонда остатки средств по счету 96 не закрываются, а переходят на следующий год. Остатки созданного резерва на ремонт основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются и присоединяются к прибыли (дебет счета 96 и кредит счета 91).

На предприятиях, которые не создают ремонтный фонд, аудитор проверяет обоснованность отнесения фактических затрат, связанных с проведением ремонта, на издержки производства (себестоимость).

 

4.8. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В ряде случаев аудиторская проверка включает оценку эффективности использования

объектов основных средств. Задачи аудита эффективности использования основных средств

могут быть самыми различными:

• определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными средствами;

• сравнительный анализ уровней использования основных средств различными структурными подразделениями, выпускающими одноименную продукцию или оказывающими одноименные виды услуг;

• анализ и оценка эффективности использования производственных мощностей оборудования или предприятия в целом;

• оценка влияния использования объектов основных средств на увеличение объема производства, работ, услуг.

При анализе эффективности необходимо выявить:

• целесообразность доходного использования основных средств;

• пропорциональность основных средств;

• реальную загруженность основных средств;

• возможность роста объема производства без дополнительных инвестиций;

• объективную необходимость и объекты приложения инвестиций.

Для оценки эффективности использования объектов основных средств применяется система показателей, среди которых особое место занимают показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, рентабельности и удельного веса затрат на один рубль стоимости основных средств. При этом рассчитываются как общие, так и частные показатели по отдельным структурным подразделениям или группам основных средств.

В зависимости от целей и задач аудиторской проверки вышеназванная система показателей дополняется целым рядом других абсолютных и относительных показателей, позволяющих оценить эффективность использования объектов основных средств, например коэффициентами обновления, износа, годности и движения основных средств: выбытия по направлениям и поступления по источникам.

Задание по анализу эффективности основных средств является дополнительным и специально оговаривается в предмете договора.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Цели и задачи аудита основных средств.

2. Тестирование средств внутреннего контроля операций с основными средствами.

3. Источники информации при аудите основных фондов.

4. Аудит правильности классификации основных средств.

5. Аудит правильности формирования стоимости основных средств.

6. Аудит начисления амортизации.

7. Инвентаризация основных средств.

8. Аудит операций по переоценке основных средств.

9. Аудит затрат на ремонт.

10. Аудит операций списания основных средств.

11. Оценка эффективности использования основных средств.

 

ТЕСТЫ

1. Фактическими затратами на приобретение оборудования, предназначенного для выпуска продукции, признаются:

а) суммы, уплаченные поставщику, включая возмещаемые суммы налога на добавленную стоимость;

б) заработная плата работников отдела материально-технического снабжения;

в) расходы на доставку оборудования;

г) суммы уплаченного поставщику возмещаемого налога на добавленную стоимость;

д) комиссионное вознаграждение организации, которая являлась посредником при приобретении основных средств.

2. Классификация приобретения комплекта какого-либо имущества, например набора инструментов, как единого основного средства:

а) не допускается;

б) допускается только в случае, если все предметы комплекта имеют одинаковый срок полезной службы;

в) допускается с указанием перечня предметов, входящих в комплект, в инвентарной карточке учета основных средств.

3. Стоимость объекта основных средств, приобретенного за иностранную валюту, определяется путем пересчета его стоимости в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка России на дату:

а) оплаты стоимости поставщику;

б) пересечения границы РФ;

в) перехода права собственности к покупателю;

г) ввода в эксплуатацию.

4. При безвозмездной передаче основных средств их стоимость облагается налогом на добавленную стоимость:

а) в любом случае;

б) кроме случаев, перечисленных в главе 25 Налогового кодекса РФ;

в) кроме случаев, перечисленных в ст. 39 и 149 Налогового кодекса РФ.

5. Определение непригодности объектов основных средств организации к дальнейшей эксплуатации является функцией:

а) главного бухгалтера;

б) главного инженера;

в) главного механика;

г) специально созданной комиссии.

6. Учет арендованных основных средств на счете 001 «Арендованные основные средства» должен быть организован по следующей стоимости:

а) первоначальной стоимости, определенной собственником;

б) первоначальной или восстановительной стоимости, определенной собственником;

в) указанной в договоре аренды.

7. Организация имеет право переоценивать основные средства один раз в год:

а) на 1 января отчетного года;

б) на любую дату;

в) на 31 декабря отчетного года.

8. Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по нормам, утвержденным:

а) специально созданной в организации комиссией;

б) Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072;

в) Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1;

г) главой 25 Налогового кодекса РФ.

9. Амортизация основных средств, сданных в аренду, отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета:

а) учета затрат по основным видам деятельности;

б) операционных расходов;

в) внереализационных расходов;

г) чрезвычайных расходов.

10. В случае если учетной политикой организации предусмотрено создание ремонтного фонда, ежемесячные отчисления в этот фонд отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета:

а) 82 «Резервный капитал»;

б) 96 «Резервы предстоящих расходов»;

в) 97 «Расходы предстоящих платежей».

 

Глава 5

АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

5.1. ЦЕЛИ АУДИТА

Целью аудита нематериальных активов является:

• оценка достоверности данных бухгалтерского баланса, отраженных по строке «Нематериальные активы», а также пояснений к этому показателю;

• определение соответствия применяемой организацией методики учета операций с нематериальными активами нормативным документам, действующим на территории РФ.

Для достижения данных целей следует решить ряд задач:

• оценить соответствие бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета;

• проверить правильность отнесения объекта к нематериальному активу;

• подтвердить достоверность оценки затрат на приобретение или создание нематериального актива;

• проверить полноту и своевременность отражения, а также документального оформления операций по учету нематериальных активов;

• подтвердить соответствие оформленных организацией бухгалтерских операций действующему законодательству.

При аудите учета нематериальных активов применяются правовые и нормативные акты, основными из которых являются:

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000,

утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 91н;

• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49;

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

 

5.2. АУДИТ ПОСТУПЛЕНИЯ

НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) активов организации от другого имущества;

в) использование активов в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, а также для управленческих нужд организации;

г) использование активов в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность активов приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Аудитор прежде всего проверяет правомерность классификации приобретенного имущества в качестве нематериального актива.

Особой проблемой для аудитора является подтверждение критерия «е» – способности активов приносить экономические выгоды в будущем.

Рассмотрим пример. Фармацевтическая компания потратила значительную сумму средств на разработку нового препарата и запатентовала его. Компания уверена, что, продавая разработанный продукт, она получит существенную прибыль. Однако аудитору нужны доказательства, чтобы убедиться в выполнении критерия «е». Одного уверения руководства фармацевтической компании ему будет недостаточно. Если убедительных доказательств аудитору предоставлено не будет (нет заключенных контрактов, отсутствует практика продаж продуктов, аналогичных по качеству и цене, и т.д.), аудитор вправе модифицировать аудиторское заключение путем привлечения внимания пользователей к неопределенности в получении будущих экономических выгод от капитализированных расходов.

Если все условия соблюдены, проверяется правильность определения инвентарной стоимости объекта.

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект отличается от другого, служит самостоятельная функция в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов могут быть:

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги,

связанные с приобретением нематериальных активов;

• регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав

правообладателя;

• невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

• иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.

При приобретении нематериальных активов могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами могут быть суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При постановке нематериальных активов на баланс заполняется Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве». В этой Карточке указываются все основные показатели и характеристики принимаемого на учет объекта.

Проверка достоверности данных бухгалтерского учета нематериальных активов осуществляется с помощью аудиторских процедур, позволяющих выявить существенные искажения в учете и отчетности (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Программа проверки достоверности данных бухгалтерского учета

 

 

5.3. АУДИТ АМОРТИЗАЦИИ

НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Аудитор определяет правильность начисления ежемесячной амортизации, которую организация осуществляет самостоятельно исходя из первоначальной стоимости. Амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

• линейным;

• уменьшаемого остатка;

• списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.

В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев консервации организации.

Срок полезного использования нематериальных активов устанавливает организация при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется исходя из следующих условий:

• срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

• ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам в бухгалтерском учете организация должна начислять одним из двух способов:

1) накоплением начисленных сумм на отдельном счете;

2) уменьшением первоначальной стоимости объекта.

Если организация производит накопление начисленных сумм на отдельном счете, то

для этого дебетуют счета издержек производства или обращения (23, 25 и др.) и кредитуют счет 05. При втором способе начисления амортизации первоначальная стоимость объекта списывается на счета издержек производства или обращения непосредственно со счета 04. Этот способ применяется по организационным расходам и при положительной деловой репутации организации.

 

5.4. АУДИТ ВЫБЫТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

При выбытии нематериальных активов аудитору следует проверить правильность

отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете организации. Так, при выбытии

нематериальных активов в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи вся

сумма накоплений амортизации списывается в дебет счета 05 с кредита счета 04. Остаточная стоимость нематериального актива списывается со счета 04 в дебет счета 91. В дебет счета 91 также должны списываться все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и безвозмездно переданным нематериальным активам.

По кредиту счета 91 должна отражаться выручка от продажи или другого дохода от выбытия

нематериальных активов.

Аудитор проверяет правильность формирования финансового результата от выбытия.

Для определения суммы НДС по проданным нематериальным активам следует выяснить, с

НДС или без НДС были приобретены нематериальные активы. При безвозмездной передаче

плательщиком нематериальных активов НДС выплачивает передающая сторона, принимающая сторона уплачивает налог на прибыль.

При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества их остаточная стоимость должна списываться с кредита счета 04 в дебет счета 58 «Финансовые вложения». Сумма амортизации по переданным нематериальным активам должна списываться в дебет счета 05 с кредита счета 04.

 

5.5. АУДИТ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

Аудитору следует установить, проводила ли организация инвентаризацию перед составлением годового отчета.

В бухгалтерской отчетности отражаются первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по видам нематериальных активов на начало и конец отчетного года, стоимость списания и прироста, иные случаи движения нематериальных активов.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

• способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

• принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

• способы начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

• способы отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

Аудитор должен проверить выполнение требований ПБУ по раскрытию информации.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Цели и задачи аудита нематериальных активов.

2. Критерии признания нематериального актива.

3. Аудит правильности первоначальной стоимости нематериального актива.

4. Документальное оформление поступления нематериального актива.

5. Аудит амортизации нематериальных активов.

6. Аудит выбытия нематериальных активов.

7. Аудит раскрытия информации о нематериальных активах в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

 

ТЕСТЫ

1. Критериями признания актива в качестве нематериального являются:

а) наличие материально-вещественной (физической) структуры;

б) использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

в) использование в течение ближайших 12 месяцев;

г) право собственности на данное имущество принадлежит организации;

д) возможность идентификации (выделения, отделения) актива организации от другого

имущества (правильно, с).

2. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит:

а) выполнение объектом самостоятельной функции в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);

б) отдельный юридически оформленный документ, подтверждающий права организации на данный актив;

в) возможность распорядиться данным объектом (продать, уступить) отдельно от других объектов.

3. При проведении аудиторской проверки аудитор правомерность классификации

актива в качестве нематериального:

а) не проверяет, так как за организацию бухгалтерского учета отвечает руководитель аудируемого лица;

б) проверяет только при условии оплаты аудируемым лицом услуг эксперта в области, к которой относится данный нематериальный актив;

в) проверяет в любом случае.

4. При организации бухгалтерского учета нематериальных активов инвентарным объектом считается:

а) один юридический документ, подтверждающий право организации на данный вид актива;

б) совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.д.;

в) один нематериальный актив.

5. В состав фактических расходов на приобретение нематериального актива включаются следующие элементы:

а) оплата консультативных услуг по организации бухгалтерского учета нематериальных активов;

б) стоимость лицензии на осуществление деятельности, в которой будет использоваться приобретаемый нематериальный актив;