Тема. Аудит кассовых операций 3 страница

операции;

• правильность определения курсовых разниц;

• правильность бухгалтерского учета курсовых разниц. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы

организации» курсовые разницы включаются в состав доходов (расходов) от внереализационных операций.

 

2.4. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНЫМ СЧЕТАМ

При аудите операций по расчетному счету аудитору необходимо проверить:

• соответствие остатка денежных средств, отраженных в бухгалтерской отчетности,

сумме средств, реально находящихся на банковских счетах. Для этого аудитор просит руководство аудируемого лица направить в банк, где открыты счета, письмо с просьбой подтвердить для аудитора остаток по счету на отчетную дату. При этом особо указывается, что ответ

на запрос должен быть направлен на адрес аудитора, который указывается в запросе (а иногда в запрос вкладывается и конверт с адресом аудитора для отправления ответа). Именно в

этом случае, когда ответ-подтверждение банка отправляется на адрес аудитора, минуя персонал аудируемого лица, считается, что риск махинаций клиента с данными об остатках на

счетах минимален;

• соответствие сумм, указанных в выписках банка, суммам, указанным в приложенных

к ним оправдательных первичных документах;

• наличие в первичных документах, приложенных к выпискам, штампа банка. В случае

если выявлены документы без штампа банка, аудитору целесообразно направить письменный запрос в банк с целью выявления правильности произведенной операции;

• правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными;

• обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными

поручениями через почтовые отделения связи (депонированная заработная плата, алименты

и т.п.), а также достоверность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов;

• правильность отражения в учете операций, связанных с конвертацией рублей;

• правильность составления бухгалтерских проводок по oпeрациям в банке, отражение

этих операций в бухгалтерском учете на соответствующих счетах. Особое внимание аудитору следует обратить на те операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя

счета расчетов) на затраты производства (балансовые счета 20, 23, 25, 26) или расходы на

продажу (счет 44);

• полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним. Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке.

Анализ операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем тщательного изучения выписок с приложенными к ним платежными документами. Такая проверка

позволяет выявить бездокументальное списание средств или перечисление средств на одни

цели, тогда как приложенные документы подтверждают другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Аудитору необходимо выяснить, допускаются ли незаконные банковские операции (при отсутствии договоров между предприятиями, по бестоварным счетам );

полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов;

правильность и законность операций с аккредитивами.

При проверке поступивших на счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Для учета банковских операций используются счета

51 «Расчетные счета» и 55 «Специальные счета в банках».

Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по

счетам учета реализации 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и по счету учета

расчетов с покупателями и заказчиками 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по договорам аренды, совместной деятельности, штрафных санкций ) проверяют по данным выписок и приложенных к ним документов. Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению

денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим

суммам выручки, авансов. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться

на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчета «Расчеты по претензиям».

Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое внимание уделяется своевременности и полноте оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законности перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Если предприятие осуществляет переводы сумм заработной платы, удержаний по исполнительным листам и т.д., их обоснованность обеспечивается как наличием первичных учетных документов, так и реальностью указанных в них адресов получателей средств.

Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного

и других счетов проверяется по данным учетных регистров по счетам 51 и 55. Так, следует

уточнить правомерность отнесения на издержки отдельных видов расходов. Как правило,

средства, списанные с расчетного и других счетов в банках, предварительно отражаются

на счетах учета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными

дебиторами и кредиторами» и непосредственно не относятся на счета издержек (20, 26, 44 и

др.). Тем самым обеспечивается необходимая аналитичность учета, возможность контроля

отдельных видов затрат. Поэтому аудитор должен убедиться, что под видом текущих затрат

не списаны расходы на капитальные вложения, на научно-исследовательские работы, на

оплату социально-бытовых и других услуг, стоимость которых в состав расходов не включается. Для этого может проводиться сплошная проверка документов и взаимная сверка регистров учета по указанным счетам. Обнаруженные нарушения фиксируются в рабочих документах аудитора.

На заключительном этапе проверки данного блока операций устанавливается реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». На эти счета иногда необоснованно относят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым финансовую отчетность. По счету 57 выясняется реальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет (путем инкассации, сдачи в вечернюю кассу банка, через отделение связи и др.).

Типичные ошибки, выявляемые аудитором при аудите банковских операций:

• отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций,

или оформление их ненадлежащим образом;

• отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для

совершения операций;

• перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления

договора и по другим сомнительным операциям;

• несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;

• некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.

 

2.5. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ НА ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ

В соответствии с нормативно-законодательными документами предприятие может

открыть одновременно два валютных счета – транзитный и текущий.

Валютная выручка, поступающая от нерезидентов, зачисляется первоначально на

транзитный валютный счет, и после обязательной продажи предприятием валютной

выручки оставшаяся часть денежных средств зачисляется на текущий валютный счет.

Валютная выручка за продукцию, товары и услуги резидентов, как правило, сразу зачисляется на текущий валютный счет.

Валютный счет может быть открыт предприятию:

• только в одной валюте платежа (например, в немецких марках или любой другой);

• в нескольких заранее определенных валютах платежа;

• мультивалютный счет.

Записи операций на валютных счетах ведут в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте, действующем на дату поступления средств.

При проведении аудита операций на валютных счетах аудитору необходимо установить:

• законность открытия валютных счетов;

• соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных бухгалтерских документах;

• правильность применения формы расчетов при внешнеэкономической деятельности;

• своевременность представления платежных поручений на продажу выручки, если

зачисление валютной выручки прошло по транзитному счету;

• правильность комиссионных вознаграждений за открытие валютных счетов;

• правильность отражения в учете операций по покупке и продаже валюты;

• правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;

• полноту и своевременность зачисления валютной выручки организациями- экспортерами, являющимися резидентами, на их валютные транзитные счета в уполномоченных банках. При этом следует иметь в виду, что валютная выручка, подлежащая переводу в Россию

и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до перевода только для оплаты банковских и иных комиссий, расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка. Проверяя валютные операции, аудитор должен знать, что стоимость имущества и

обязательств (денежных средств, задолженности, различных товарно-материальных ценностей и др.), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете подле-

жит пересчету в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на определенную

дату (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Порядок пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка

РФ по отдельным операциям

Пересчет валютных средств на валютном счете, в кассе, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах с юридическими и физическими лицами производится на дату совершения операций и на дату составления бухгалтерской отчетности. Для составления бухгалтерской отчетности стоимость основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, товаров и других активов и пассивов принимается в оценке в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции, результатом которой стало принятие имуществ и обязательств к учету. По этим активам и пассивам пересчет при изменении курса Центрального банка РФ не производится.

Курсовые разницы представляют собой суммовую разницу в рублях одного и того же количества иностранной валюты на разные даты в результате изменения официального

курса иностранных валют к рублю. Они возникают по текущим валютным операциям, связанным с расчетами (различные даты возникновения и погашения дебиторской и кредиторской задолженности), а также от переоценки остатка средств предприятия на валютных счетах, денежных документов, ценных бумаг. Курсовые разницы, возникающие по текущим

валютным операциям, а также от переоценки валютных счетов, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Исключение составляют курсовые разницы по операциям по формированию уставного

капитала предприятия, которые относятся на счет 83 «Добавочный капитал».

В случае приобретения (продажи) продукции (работ, услуг) с оплатой в условных единицах имеют место суммовые разницы. При совершении сделок, оплата по которым предусмотрена в валюте, ее курс также может измениться за период между датой оплаты и оприходования (отгрузки) продукции. Суммовые разницы также относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Проверяя соблюдение действующего валютного законодательства, следует обратить

внимание на полноту и своевременность зачисления валютной выручки организаций- экспортеров, являющихся резидентами, на их валютные транзитные счета в уполномоченных банках. Для этого сумму поступившей валютной выручки в течение года сравнивают со стоимостью экспорта товаров. Валютная выручка, подлежащая переводу в РФ и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией. Проверке подлежат также данные о

валютных счетах, фактически используемых и заявленных при регистрации в качестве экс-

портеров в таможенных декларациях, а также счетах в зарубежных банках.

2.6. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ НА ПРОЧИХ СЧЕТАХ В БАНКАХ

Для учета движения денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей) на текущих счетах, особых и иных специальных счетах, а также для учета движения средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению, аудитор проверяет правильность ведения учета с использованием счета 55 «Специальные счета в банках».

В ходе аудиторской проверки проверяется:

• правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов. Аккредитивная форма расчетов применяется при условии, что она установлена договором. Каждый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Аккредитив может открываться по почте или телеграфу. Срок действия аккредитива устанавливается сторонами

в договоре. Выплата с аккредитива наличными деньгами запрещена действующим законодательством;

• правильность оформления документов по закрытию аккредитива, наличие выписок

банка и подтверждающих документов к ним;

• правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Чеки применяются при расчетах за принятые покупателями по приемо-сдаточным документам товары, если они вывезены покупателем, или за оказанные услуги. Чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек не применяются для расчетов за товары, отгружаемые иногородними поставщиками железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Чеки, поступившие в платеж, должны сдаваться чекодержателем в обслуживающее отделение банка, как правило, на следующий рабочий день со дня их выписки. Чековые книжки выдаются под отчет работникам предприятия для расчетов с предприятиями-кредиторами, которые обязаны в течение трех дней после выписки чека представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с приложением к нему оправдательных документов;

• полнота и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.п.) от родителей и из прочих источников;

• законность и правильность открытия текущих счетов структурным подразделениям,

не выделенным на самостоятельный баланс по месту их нахождения; соответствие записей

в выписках банка по этим счетам, первичным документам;

• наличие балансов и других необходимых документов от структурных подразделений,

выделенных на самостоятельный баланс;

• обоснованность включения затрат структурных подразделений, не выделенных на

самостоятельный баланс, в состав расходов основного производства или издержек обращения (для предприятий торговли и общественного питания);

• наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции

имели место).

Аудитору следует помнить, что в тех случаях, когда на специальном счете учитывается иностранная валюта, то операции по ней осуществляются в таком же порядке, что и по

валютному счету.

 

2.7. АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

В ходе аудиторской проверки денежных документов, находящихся в кассе, аудитору

необходимо проверить наличие путевок в санатории и дома отдыха, почтовых марок, проездных билетов, марок госпошлины, вексельных марок, приобретенных авиабилетов и прочих документов. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по

его применению денежные документы учитываются по счету 50-3 «Денежные документы»

по фактическим затратам на их приобретение.

Проверка денежных документов осуществляется по следующим направлениям:

• устанавливается правильность учета денежных документов. Их учет должен производиться в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должны быть оформлены кассовыми приходными и расходными документами.

Таким же образом, как и по денежным средствам, кассир составляет отчет по движению

денежных документов и сдает его главному бухгалтеру. Аналитический учет ведется по

видам денежных документов;

• определяется правильность составления бухгалтерских проводок, а также соответствие записей в книге по учету и движению денежных документов.

 

2.8. АУДИТ СРЕДСТВ В ПУТИ

В ходе независимой экспертизы аудитор проверяет реальность сумм, числящихся в

бухгалтерском учете на счете 57 «Переводы в пути».

На этом счете должны отражаться денежные суммы, сдаваемые в кассу банка, но еще

не зачисленные банком на расчетный счет или специальный счет предприятия, а также

суммы, перечисленные проверяемому предприятию контрагентами, но не поступившие в

отчетном месяце на расчетный счет проверяемого предприятия.

Аудитор должен проверить наличие оснований для таких записей в учете. Основания –

это первичные бухгалтерские документы, подтверждающие законность произведенных операций.

Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции кредитной организации, сберегательного банка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.

Кроме того, на счете 57 могут быть отражены операции, связанные с продажей иностранной валюты.

Аудитору необходимо также проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета соответствующих записей в первичных документах по счету 57 «Переводы в

пути» записям в журнале-ордере № 3 и в Главной книге (при журнально-ордерной форме

учета).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Задачи аудита денежных средств.

2. Объекты аудита денежных средств.

3. Тестирование системы внутреннего контроля за операциями с денежными средствами.

4. Источники информации для аудита денежных средств.

5. Аудит кассовых операций.

6. Аудит операций с наличной валютой.

7. Аудит операций по расчетным счетам.

8. Аудит операций по валютным счетам.

9. Особенности аудита учета операций с прочими счетами учета денежных средств.

 

ТЕСТЫ

1. Книга кассира- операциониста должна быть:

а) прошнурована, пронумерована, скреплена печатью;

б) заверена в налоговых органах;

в) подписана представителем собственника организации.

2. Ведение кассовой книги в электронном виде:

а) не разрешается;

б) разрешается;

в) разрешается только в том случае, если это предусмотрено в учетной политике организации.

3. Аудитор проверяет соблюдение аудируемым лицом требований к оформлению

операций с наличными денежными средствами, которые определены:

а) Законом о бухгалтерском учете;

б) приказом Министерства финансов РФ;

в) положением по бухгалтерскому учету;

г) письмом Центрального банка России.

4. Записи в кассовой книге и в отчете кассира должны быть:

а) различны, ведь это разные документы;

б) идентичны;

в) идентичны, но допускается расхождение в указании корреспондирующих счетов.

5. При совершении операций с наличной иностранной валютой (оприходование и

выдача) на командировочные расходы сотрудников в коммерческой организации применяются следующие бланки приходных и расходных кассовых ордеров:

а) специальные;

б) обычные;

в) разработанные Центральным банком России.

6. Максимально способствует снижению риска искажения данных об остатках денежных средств на расчетных счетах аудируемого лица следующая процедура:

а) направление запроса руководству аудируемого лица;

б) направление запроса в банк с просьбой направить ответ руководству аудируемого лица;

в) направление запроса в банк с просьбой направить ответ аудитору.

7. Подотчетному лицу выданы средства в иностранной валюте для оплаты счета за гостиницу в зарубежной командировке. Для учета командировочных расходов сумма расходов на оплату гостиницы переводится в рубли по курсу Центрального банка России на дату:

а) каждого дня проживания в гостинице;

б) оплаты счета гостиницы подотчетным лицом;

в) утверждения авансового отчета.

8. Курсовые разницы, возникающие в результате переоценки задолженности ино-

странных участников по вкладам в уставный капитала, относятся на счет:

а) 75 «Расчеты с участниками»;

б) 80 «Уставный капитал»;

в) 83 «Добавочный капитал»;

г) 91 «Прочие доходы и расходы».

9. Организация приобрела путевку в дом отдыха для своего сотрудника. Стоимость путевки, указанная на бланке, 10 000 руб. Организация заплатила за счет собственных средств 7 500 руб., остальная сумма оплачена со счетов профсоюзной организации, являющейся отдельным юридическим лицом. При получении путевки в бухгалтерском учете организации до момента выдачи ее сотруднику она должна быть отражена:

а) на счете 50-3 в сумме 10 000 руб.;

б) на счете 50-3 в сумме 7 500 руб.;

в) на счете 58 в сумме 7 500 руб.;

г) на забалансовых счетах.

10. Торговая организация в конце дня сдает выручку инкассаторам обслуживающего ее банка. Сумма сданной выручки зачисляется на счет:

а) 50 «Касса»;

б) 55 «Специальные счета в банках»;

в) 57 «Переводы в пути».

 

Глава 3

АУДИТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

3.1. ЦЕЛИ АУДИТА

Под долгосрочными инвестициями в Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденном Письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160, понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за

исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.

Долгосрочные инвестиции связаны со следующими процедурами:

• осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения (в дальнейшем – строительство) действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

• приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других

отдельных объектов (или их частей) основных средств;

• приобретением земельных участков и объектов природопользования;

• приобретением и созданием активов нематериального характера.

Целью аудита долгосрочных инвестиций является:

• формирование мнения о достоверности данных, отраженных по строке бухгалтерского баланса «Незавершенное строительство»;

• оценка правильности формирования стоимости введенных в действие или реализованных в течение отчетного периода объектов капитальных вложений.

Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет капитальных вложений, являются:

• Гражданский кодекс РФ;

• Налоговый кодекс РФ;

• Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

• Постановление Госкомстата России (с 2004 г. – Росстата) от 11.11.1999 г. № 100 «Об

утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в

капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное

строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 г. № 167;

• Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, направленное Письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160;

• План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные

Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета долгосрочные инвестиции учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», к которому могут быть открыты субсчета:

08-1 «Приобретение земельных участков»;

08-2 «Приобретение объектов природопользования»;

08-3 «Строительство объектов основных средств»4;

08-4 «Приобретение объектов основных средств»4;

08-5 «Приобретение нематериальных активов»4;

08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

08-7 «Приобретение взрослых животных»4;

08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.

Наиболее значительными по объему являются, как правило, инвестиции в форме строительства объектов основных средств, на примере которых и будет рассмотрена программа аудита.

 

3.2. АУДИТ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Проведение проверки учета незавершенного строительством объекта основных

средств можно разбить на несколько этапов:

1) проверка разрешительной документации на строительство;

2) проверка правильности учета расходов на капитальное строительство;

3) проверка правильности проведения инвентаризации и оценки объекта, незавершенного строительством, на конец года.

Проверка разрешительной документации на строительство является важным элементом аудита. Незаконное строительство не только не может рассматриваться как актив (имущество) организации, но и потенциально может повлечь негативные последствия в виде расходов на принудительную ликвидацию самостроя, уплату административных штрафов и т.д. Поэтому аудитор должен убедиться в наличии разрешения на строительство, идентичности объекта, на строительство которого оформлено разрешение, и строящегося объекта.

С проверкой разрешительной документации тесно связана и проверка оформления земельных отношений. Несвоевременное оформление аренды земельного участка может привести

к трудностям в последующем распоряжении построенным объектом, а также к административным штрафам. Часто аренда земельного участка оформляется в меньшем объеме, чем занято строительной площадкой. Такие факты должны быть проверены аудитором, так как их влияние на признание произведенных расходов активов имуществом общества крайне велико. Например, общество заплатило крупную сумму денег за строительно-монтажные работы, построен первый этап производственного корпуса. Расходы отражены в бухгалтерском балансе по строке «Незавершенное строительство». Однако при проверке разрешительных документов аудитор выявил, что строительство ведется без разрешения в зоне землеотвода близлежащей магистрали и оформление разрешения на строительство этого объекта достаточно проблематично. Может ли аудитор игнорировать данный факт? Ведь пользователи бухгалтерской отчетности расценивают величину капитальных вложений как имущество организации. Однако продать данное имущество в настоящих условиях невозможно, о чем должен знать пользователь бухгалтерской отчетности. Поэтому, если сумма произведенных капитальных вложений является существенной величиной, аудитор должен модифицировать свое аудиторское заключение путем привлечения внимания к неопределенным обстоятельствам.

Модификация заключения может выглядеть следующим образом:

«По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность ЗАО «YYY» отражает

достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ)

г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря

20(ХХ) г. включительно.

Не изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, мы обращаем внимание на существенную неопределенность в отношении фактов, подтверждающих

правомерность осуществленных ЗАО «YYY» капитальных вложений в объеме ХХХ тыс.

руб.».

Проверка правильности осуществления расходов на капитальное строительство

заключается прежде всего в проверке соблюдения требований к организации аналитического учета.

В бухгалтерском учете затраты на строительство объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией. В соответствии с Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 г. № 160 учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:

а) строительные работы;

б) работы по монтажу оборудования;

в) приобретение оборудования, сданного в монтаж;

г) приобретение оборудования, не требующего монтажа; инструмента и инвентаря;

оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;

д) прочие капитальные затраты;

е) затраты, не увеличивающие стоимости основных средств.

Аудитору следует проверить правильность аналитического учета расходов.

Завершающим этапом проверки является инвентаризация незавершенного строительством объекта на конец года. В соответствии с федеральным Правилом (стандартом) № 5 «Аудиторские доказательства» инвентаризация является составной частью процедуры

инспектирования, под которой понимается проверка записей, документов или материальных