Лекция №45. Психическая деятельность – физиологическая основа психо – социальных потребностей. Условные рефлексы, виды. Типы ВНД. Формы психической деятельности.

 

 

КБМ и подкорковые образования обеспечивают рефлекторные реакции, за счет которых осуществляются взаимодействия человека с окружающей средой. Впервые о рефлекторном характере рефлекторной деятельности заговорил Сеченов «Рефлексы головного мозга». Его идеи развил Павлов, который создал метод условных рефлексов. Это и позволило ему развить учение о ВНД. Она осуществляется за счет 2 механизмов:

· инстинкты

· условные рефлексы

Инстинкты – сложные врожденные цепные безусловные рефлекторные реакции, которые осуществляются за счет подкорковых ядер и промежуточного мозга. Они одинаковы у членов одного вида и передаются по наследству. Связаны они с питанием, защитой и размножением. Условные рефлексы – индивидуальные приобретенные рефлекторные реакции, которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Они осуществляются за счет работы КБМ. Принципы условнорефлекторной деятельности больших полушарий:

1. принцип структурности: каждой морфологической структуре соответствует своя функция (КБМ характерна функция образования временных нервных связей - условных рефлексов)

2. принцип детерминизма: рефлекторные реакции имеют причинную обусловленность

3. принципы анализа и синтеза (за счет аналитической деятельности КБМ человек может расчленять сложные явления на простые и изучать их по отдельности и изучать сущность предметов и явлений в целом – синтез; в этом заключается мышление человека)

И.П.Павлов рефлексы делил:

1. безусловные (врожденные): передаются по наследству, проявляются только при наличие раздражителя, имеют готовые рефлекторные дуги, осуществляются подкорковыми ядрами, стволом мозга и спинным мозгом, сохраняются при удалении КБМ

2. условные (приобретенные): имеют временную нервную связь с раздражителем внешней или внутренней среды, приобретаются в течение индивидуальной жизни, неодинаковы у представителей одного вида, не имеют готовых рефлекторных дуг, осуществляются КБМ, легко изменяются, исчезают и вновь образуются, исчезают при удалении КБМ

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание 2 раздражителей:

· индифферентный раздражитель, который затем становится условным сигналом

· безусловный раздражитель, который вызывает условный рефлекс

Условный сигнал всегда предшествует действию безусловного раздражителя. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем должно быть многократным. Для формирования условного рефлекса необходима полная изолированность от окружающего мира. Павлов для этого использовал помещения в башне, которая стояла в отдалении на высоком месте – камера Павлова. Этапы формирования условного слюноотделительного рефлекса:

1. зажигаем лампочку перед собакой (5 – 10 сек)

2. ориентировочный рефлекс – поворот головы и глаз собаки в сторону света

3. предлагают пищу (собака должна быть голодной) – безусловный раздражитель

Через несколько повторений (8 – 10 раз) свет для собаки становится индифферентным раздражителем – безразличным, и только он становится условным сигналом для отделения слюны у собаки. Образование условных рефлексов всегда связано с образованием новых нервных связей в КБМ. Условный сигнал всегда вызывает возбуждение в соответствующем отделе мозга. одновременно импульсы идут в кору, где возникает 2 очага возбуждения (один в мозговом отделе анализатора, второй в корковом представительстве центра безусловного рефлекса. Между этими центрами устанавливается временная нервная связь. При действии раздражителя в коре возникает более сильный очаг возбуждения – доминанта (свет возбуждал фоторецепторы глаза, импульс поступал по зрительным нервам в головной мозг и по вставочным нейронам к зрительной области коры (шпорная борозда. Нервные импульсы по соответствующим нервам поступали в центр слюноотделения (продолговатый мозг) и к слюнным железам. В формировании рефлекторной дуги принимали участие нейроны РФ, подкорковые ядра, лимбическая система, но в этом процессе КБМ играла ведущую роль. Условные рефлексы Павлов делил:

· натуральные (формируются на естественные качества безусловного раздражителя – запах, вид пищи)

· искусственные (свет, звук, температура)

 

 

Кроме данных рефлексов, различают рефлексы высшего порядка: слюноотделительный рефлекс собаки на звонок ( механический раздражитель кожи – звонок – пища, в результате один только механический раздражитель становится сигналом для отделения слюны). В КБМ существуют 2 вида торможения условных рефлексов:

· безусловное (врожденное):

1. внешнее (формируется под влиянием нового доминантного раздражителя: слюноотделительный рефлекс угасает у собаки при ощутимых болевых раздражениях)

2. запретное (при усилении силы и продолжительности условного сигнала: при усилении силы и продолжительности звонка слюноотделение у собаки прекращается; это торможение препятствует истощению нервной системы – запрет (защита))

· условное (внутреннее) – свойство клеток коры. Основное значение для его выработки является неподкрепление условного раздражителя безусловным (свет есть, пищи нет).

Условные рефлексы имеют приспособительное значение для организма. В борьбе за существование выживает то животное, у которого быстрее и больше вырабатывается условных рефлексов. Человек также лучше и быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, если скорость образования условных рефлексов у него высокая.

Учение И.П.Павлова о сигнальных системах – является логическим продолжением развития его учения об условных рефлексах. Между ВНД человека и особенностями животных существуют качественные различия. Переход человека к ВНД является качественным скачком, совершенным под влиянием социальных факторов. Сигнальные системы – способность отражать окружающий мир. Первая сигнальная система имеется у человека и у животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражители внешней среды, за исключением слова. Она обеспечивает предметное конкретное мышление. На определенном этапе развития человека под влиянием трудовой деятельности и речи к первой сигнальной системе присоединяется вторая. Речь и труд способствовали развитию органов чувств, головного мозга и тонкой моторики рук.

Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Они обобщенно сигнализируют человека об окружающей действительности. По Павлову – слово – сигнал сигналов, т. е. человек в данный момент может не видеть предмета, но с помощью слов, которыми его описывают, может хорошо его себе представлять. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений и умозаключений. Речевые рефлексы формируются благодаря активности нейронов лобной области и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел его – рецепторы гортани, мягкого неба и языка. По ним нервные импульсы идут в мозговой отдел речедвигательного анализатора – несколько зон коры. Слово для человека в процессе эволюции стало означать очень много: словом можно поддержать человека, поднять настроение, а также им можно убить человека. Это нужно всегда учитывать при общении с пациентами. Неосторожно сказанное слово может значительно ухудшить состояние человека и привести к депрессии и нежеланию бороться за свою жизнь.

Животные же реагируют на слова по – другому. Они не реагируют на смысловое значение слов, для них важно знакомое сочетание звуков, интонация, поза человека, хозяина. Если заменить знакомое животному слово на похожее по звучанию – ответная реакция будет та же.

Ребенок рождается только с безусловными рефлексами. Затем на базе безусловных рефлексов формируются условные – ПСС. Когда ребенок начинает говорить и распознавать окружающую действительность – на базе ПСС формируется ВСС.

Она является высшим регулятором поведения человека в окружающей его природной с социальной среде. Обе СС тесно взаимосвязаны.

Подтипом ВНД следует понимать совокупность нервных процессов, обусловленными наследственными особенностями организма и приобретаемыми в процессе индивидуальной жизни. В основу деления нервных процессов на типы Павлов положил 3 свойства нервных процессов:

1. сила

2. уравновешенность

3. подвижность

Сила – способность клеток коры сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители. Уравновешенность – одинаковые по силе процессы возбуждения и торможения. Чаще у людей преобладает процесс возбуждения. Подвижность – скорость перехода процессов возбуждения и торможения друг в друга. Виды нервной системы:

1. сильный неуравновешенный тип: сильные неуравновешенные и подвижные нервные процессы; процесс возбуждения преобладает над торможением; поведение агрессивное - безудержный тип

2. слабый тормозный тип: слабые неуравновешенные нервные процессы; преобладает процесс торможение; люди трусливые и застенчивые

3. сильный уравновешенный подвижный тип: люди работоспособные, подвижные , любознательные и веселые; у них быстро сменяются процессы возбуждения и торможения

4. сильный уравновешенный инертный: процессы торможения медленно сменяют процесс возбуждения и наоборот; люди малоподвижные, инертные, аккуратные

В природе преобладают переходные формы между этими типами. Основные свойства нервных процессов наследуются. Поведение человека подчиняется не только типам ВНД, но и влиянию внешней среды – воспитание и обучение. Учитывая взаимодействие первой и второй СС, Павлов выделяет 4 типа ВНД, используя терминологию Гиппократа (в теле человека течет желчь разного цвета, которая и определяет поведение):

1. холерик – сильный неуравновешенный тип ВНД – люди энергичные, подвижные, но вспыльчивые и быстро утомляемые

2. меланхолик – слабый тип ВНД – люди пессимистичные, унылые, неуверенные в себе

3. сангвиник – сильный уравновешенный подвижный тип ВНД – люди жизнерадостные, работоспособные

4. флегматик – сильный уравновешенный инертный тип ВНД – люди спокойные уравновешенные, упорные труженики

В человеке всегда преобладает какой – то один тип нервных процессов, людей с чистыми типами ВНД нет. У большинства людей преобладает какой – либо тип СС:

· художественный тип – преобладает первая СС – художники, писатели и музыканты

· мыслительный тип – преобладает вторая СС – математики, физики, философы