МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИИ О МУЗЫКЕ

 

Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкально-образовательной деятельности.

 

Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т. д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек (прием цвет — настроение) для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

<А Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения, о музыке, поясняет ее содержание, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т. д.

,3Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т. д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы — оркестровка, передача характера музыки в движениях — позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, штрихов, темпа, регистра и т. д.

В музыкально-образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.

Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков и т. д.).

Одно из основных музыкальных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упражнения,— «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Каждая музыкальная пьеса и попевки в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.

 

Три раздела «Музыкального букваря» посвящены соответственно трем темам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».

 

Первый раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая которые дети узнают, что музыка может выражать различные, чувства, настроения и их оттенки.

Во втором разделе собраны программно-изобразительные пьесы, показывающие, как музыка изображает конкретные жизненные явления (природу, животных), сказочные персонажи и что при этом она всегда эмоционально окрашена (пьесы «Утро», «День», «Ночь», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Три медведя» и др.).

Третий раздел знакомит со средствами музыкальной выразительности, с языком музыки. Дети получают представление о высоте звуков (попевки «Птенчики», «Качели», «Эхо» и др.), длительностях звуков (попевки «На рассвете», «Снегири», «Буду летчиком» и др.).

«Музыкальный букварь» используется не только для слушания, но и при обучении детей пению, игре на музыкальных инструментах для развития певческих навыков, слуха, чувства ритма.

Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

Приведем примерный словарь музыкальных терминов, рекомендуемый для работы с детьми.

1. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки:

 

веселая солнечная просящая

радостная сверкающая нежная

игривая танцевальная ласковая

задорная плясовая задумчивая

звонкая улыбающаяся мечтательная

озорная грустная легкая

шутливая печальная светлая

бойкая жалобная прозрачная

смешная тоскливая спокойная

забавная скорбная добрая

резвая хмурая приветливая

прыгучая обиженная неторопливая

скачущая плачущая убаюкивающая

колыбельная отважная серьезная

мягкая решительная сдержанная

плавная сильная таинственная

гладкая богатырская сказочная

напевная грозная волшебная

протяжная военная колючая

хороводная солдатская пугливая

торжественная суровая опасливая

праздничная строгая осторожная

бодрая уверенная настороженная

важная храбрая загадочная

маршевая твердая отрывистая

четкая взволнованная острая

отчетливая встревоженная подкрадывающаяся

гордая стремительная страшная

могучая вьюжная злая

победная метельная грубая

мужественная ненастная тяжелая

бесстрашная тревожная сердитая

боевая беспокойная недовольная

смелая торопливая темная

 

 

2. Музыкальные жанры, виды музыки:

песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);

танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, гопак, хоровод и др.);

марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);

опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;

вокальная и инструментальная музыка;

народная музыка;

программная и внепрограммная музыка.

3. Средства музыкальной выразительности:

мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.);

пауза (долгая, короткая);

акцент (легкий, сильный);

гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.);

интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

лад (мажорный, минорный);

темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживленный и др.);

динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

регистр (высокий, средний, низкий);

тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая и др.).

4. Музыкальная форма:

одночастная, двухчастная, трехчастная; куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение); вариации.

5. Музыкальные инструменты:

инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт);

инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т. д.);

инструменты клавишные (клавесин фортепиано: рояль, пианино);

орган.

6. Музыкальные профессии, специальности, коллективы: композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант; оркестр, ансамбль, хор.

7. Характер исполнения, приемы: стаккато, легато, глиссандо;

отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, светло, прозрачно, звонко и т. д.

8. Общие музыкальные термины:

нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть, кульминация, фраза, нотный стан и т. д.