Импровизация музыки
В специальной литературе импровизацию принято называть музыкально-композиционным творчеством. В отличие от других проявлений творчества в слушательской и исполнительской деятельности музыкально-композиционное творчество заключается в создании новых композиционных текстов. Вместе с тем под творческой деятельностью детей в процессе обучения понимается не столько сам предметный результат, т.е. детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умений и навыков эстетического, художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждение на этой основе способности к импровизации, к продуктивному самовыражению.
Импровизация представляет собой процесс спонтанного сочинения детьми нового музыкального материала.
Использование импровизации для детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческой компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.
Как известно, у детей с отклонениями наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Их отличает отсутствие эмоциональной реакции на явления окружающего мира, а также дефицит общения, когда ребенок постоянно замыкается в себе.
Использование импровизации на уроках музыки для детей с проблемами весьма эффективно. Сочинения собственной музыки способно пробудить чувства и эмоции. Музыкальный язык близок к человеческому языку (в нем заложены чувства и переживания). Если приучить ребенка к слушанию музыкальной речи, то можно приблизить его к слушанию речи человеческой. А для этого важно показать ее мелодичность, плавность, мягкость, насыщенность эмоциями и нюансами.
Импровизация – одно из самых любимых занятий школьников с проблемами. В импровизации ребенок раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно.
Импровизационное творчество детей возникает не само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, воображение ребенка, способность создавать нечто новое. В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации: 1) импровизирование мелодии без текста в заданном характере; 2) мелодизация стихотворных текстов.
Особое внимание можно уделить импровизации «музыкальный разговор», как наиболее простой. В «музыкальном разговоре» дети часто выступают за персонажей знакомых любимых сказок, импровизируя мелодии в характере «героев» сказок или песен. Импровизацию «музыкальный разговор» Лисы, Зайки, Медведя и Козы мы свяжем с текстом песни «Тень – тень».
Тень –тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка».
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю глаза!»
Один из детей будет исполнять роль Лисы, другой – роль Зайки, третий – Медведя, а четвертый – Козы. Задача заключается в том, чтобы ребенок сочинил мелодию на соответствующие строки текста, в характере своего «героя». Поговорить о том, какая может быть мелодия Лисы: «Всему свету я краса!» Она должна быть певучей и мягкой, в спокойном темпе. Лиса любуется собой, своей красивой шкурой, пышным хвостом…
Зайка похваляется тем, что бегает быстро и догнать его очень трудно: «Поди, догоняй-ка!». Поэтому мелодия его должна быть быстрой и отрывистой.
Медведь хвастает тем, что умеет петь песни: «Могу песни я петь!» Он большой, косолапый, неуклюжий. Мелодия его может звучать медленно, тяжело на низкий звуках.
А чем похвалялася Коза? «Всем вам выколю глаза!» Ее мелодия будет острой и колючей.
В основе мелодизации стихотворных текстов лежит содержание текста. Для певческой импровизации надо выбирать те стихотворения, которые дети изучают в школе. стихотворение должно быть очень выразительным и доступным. Сообщите детям, что в песне есть слова и музыка. Им предстоит сочинить мелодию на стихотворение поэта. Дети тихо читают текст, определяют характер будущей мелодии. Отхлопывается ритм стихотворения. Учитель сочиняет мелодию на первые три строчки, а ученики на последнюю. Мелодия учителя должна быть нетрудной, но очень выразительной.
Импровизация способна стать одним из главных факторов раскрытия и развития эмоционального мира ребенка с проблемами. Пробуждение природных способностей к музыке способно стать для него стимулом к дальнейшему раскрытию собственного внутреннего мира и исследованию мира окружающего. При этом примечательно, что многие из таких людей распознают музыкальные тембры и регистры, запоминают музыкальные фразы, тонко чувствуют настроение и характер героев. Для того чтобы музыка могла оказать свое влияние на детей с проблемами надо научить их любить и понимать ее. Необходимо стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, научить понимать и находить в музыке ее содержательный смысл, создавать условия, чтобы на музыкальных занятиях (в частности при сочинении музыки) каждый ребенок мог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен постичь смысл музыки и вступить с ней в диалог.