Надзор и контроль в сфере гражданской защиты
Важным направлением деятельности органов управления системы гражданской защиты является осуществление государственного надзора и контроля.
Государственный надзор и контроль в отмеченной сфере осуществляется в соответствии с заданиями, возложенными на систему, с целью проверки полноты выполнения мероприятий относительно предотвращения ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в сфере гражданской защиты осуществляют центральные органы исполнительной власти (те, которые имеют соответствующие полномочия) и местные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством.
МЧС, как центральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи в сфере защиты населения и территорий от ЧС, организует и осуществляет надзор и контроль в порученной сфере во взаимодействии с центральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора над выполнением требований относительно промышленной, ядерной, радиационной, экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также в сфере строительства, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и других сферах, где пренебрежение установленными правилами и нормами может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Основными методами надзора и контроля, который осуществляет МЧС и его территориальные органы является: проведение комплексных и специализированных проверок, участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, в организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.
По результатам проверки составляется акт, в котором описывается состояние дел по всем вопросам, формируются общие выводы и предложения, проводится служебное совещание по рассмотрению итогов проверки при участии заинтересованных должностных лиц.
Исходя из результатов проверки, выводов и предложений теми, кто проверялся, разрабатывается План (перечень) мероприятий относительно устранения недостатков и усовершенствования функционирования территориальной подсистемы, который утверждается главой соответствующей государственной администрации - начальником гражданской защиты и организуется работа по выполнению определенных мероприятий.
Функция надзора и контроля в государственном управлении заключается в анализе и сравнении фактического состояния в той или иной отрасли с требованиями, которые поставлены перед ними, отклоненными при исполнении поставленных заданий и причинах этих отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности именно такого пути. Такая специфичность назначения контроля и дает возможность выделить его среди других функций управления, создать специальные органы, которые не выполняют или почти не выполняют других, кроме надзора и контроля государственных функций, определить компетенцию этих органов.
Все в настоящее время действующие органы государственного надзора (инспекции) созданы при соответствующих министерствах и выполняют часть общей компетенции таких органов, наделенных сверхведомственными полномочиями.
Существование значительного количества контролирующих органов еще не означает общего улучшения дел в государственном управлении. Главным является не само их количество, а результат, эффективное использование последствий контроля для улучшения ситуации в конкретной сфере.
Контроль будет соответствовать своему назначению только тогда, когда он будет своевременным и объективным, направленным на конечный результат; организация его проведения и процедуры осуществления не будут мешать работе тех, кого контролируют, и происходить в четко установленных пределах, а действенность будет достигаться не количеством проверок, а реальным обеспечением выполнения отдельных заданий.