Тема 5. Управление затратами на обеспечение качества продукции
5.1. ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Затраты на качество – это средства, которые необходимо выделить из бюджета предприятия, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией (услугами, работами и др.).
Существует несколько классификаций затрат на качество, однако мы придерживаемся подхода Джурана-Фейгенбаума, в соответствии с которым затраты подразделяются на 4 категории.
1. Затраты на предупредительные мероприятия – затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь.
2. Затраты на контроль – затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.
3. Внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) – затраты, сформировавшиеся внутри предприятия (т.е. до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.
4. Внешние потери (затраты на внешние дефекты) – затраты, понесенные вне предприятия (т.е. после того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.
В соответствии с этапами жизненного цикла продукции затраты на обеспечение качества продукции можно подразделить на следующие этапы (рис. 5.1).
1. Проектирование включает: исследование запросов потребителей; разработку концепции продукта; составление технического задания (ТЗ); разработку состава продукта; проектирование продукта и комплектующей покупной продукции и их компоновки; разработку и оформление конструкторской документации (КД); создание и изготовление опытного образца изделия.
2. Испытания и доводка состоит из: предварительных испытаний опытного образца продукта и его составных частей, комплектующих деталей и узлов; доработка и доводка опытного образца изделия, проведение сертификационных испытаний; технологическое согласование КД; выпуск первой установочной партии изделия; закупки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования; обеспечение сохранности приобретаемых изделий до начала производственных процессов; наладка нового оборудования.
3. В процесс производства входит пооперационный контроль качества в производственных процессах по преобразованию сырья и полуфабрикатов в готовую продукцию серийного производства.
4. Приемка продукции включает: приёмку готовой продукции по количеству и качеству; работы по исправлению забракованной продукции путем ее переделки по результатам контроля; идентификацию продукции по ассортиментным характеристикам; консервацию продукции, подлежащей длительному хранению и транспортировке.
5. Предпродажная подготовка состоит из: предпродажной подготовки и транспортирования продукции потребителям согласно договорам поставки.
6. В процесс обслуживания и утилизации включаются такие работы, как техническое обслуживание и гарантийный ремонт; исправление брака по рекламациям; использование вторичного сырья утилизируемой продукции.
К общим затратам, связанным с потерями качества, мы предлагаем отнести 2 группы.
1. Внутренние потери: стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества, затраты на их вывоз и утилизацию; затраты, возникшие при восстановлении изделий до уровня соответствия требованиям по качеству посредством переделки или ремонта; на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта; определение причин возникших несоответствий; допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям; затраты, возникшие вследствие продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям; затраты, понесенные вследствие получения от поставщика некачественных материалов и подлежащих переделке; исправление экологической обстановки, связанной с нарушением требований экологической безопасности производства и производимой продукции и пр.
2. Внешние потери: затраты на выявление причин отказа потребителя принять продукцию; на переделки, ремонт или замену не принятой продукции; замену некачественной продукции в течение гарантийного периода; ремонт некачественной продукции, компенсации и восстановление требуемого потребителем качества по гарантийным обязательствам; отзыв партии, проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции при устранении ошибки проектирования или производства; затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения рекламаций от потребителей в связи с неудовлетворительным качеством продукции; затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя; затраты на юридические споры и выплаты компенсаций и пр.
5.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЗАТРАТАМИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ДОСТИГНУТЫМ УРОВНЕМ ЕЕ КАЧЕСТВА
Суть работы отдела качества на предприятии состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным (проектируемым) уровнем. Эффективность коммерческой деятельности, в свою очередь, измеряется, как соотношение доходов предприятия и затрат на их получение. Таким образом оценка затрат, в том числе на обеспечение качества продукции, является важной составляющей коммерческой деятельности предприятия.
Взаимосвязь между затратами на качество, общими затратами на качество и уровнем качества продукции обычно представляют в виде графика (рисунок 5.2).
Из рисунка 5.2 видно, что достигаемый уровень качества изменяется в интервале «много дефектов» – «нет дефектов (совершенство)». Рассматривая левую сторону графика («много дефектов»), мы видим, что общие затраты на качество продукции высоки за счет того, что высоки затраты на устранение дефектов и контроль за их появлением. Затраты же на предупредительные мероприятия очень малы.
Если двигаться вправо по графику, то достигаемый уровень качества продукции будет увеличиваться, а затраты на выявление дефектов будут снижаться. Это происходит за счет увеличения предупредительных мероприятий. Как показано на графике, на этой стадии затраты, связанные с потерями качества снижаются быстрее, чем возрастают затраты на предупредительные мероприятия. В результате общие затраты предприятия в области обеспечения качества продукции снижаются, а эффективность и конкурентоспособность увеличивается.
Вместе с тем на рисунке 5.2 представлена идеализированная динамика затрат и результатов. На практике следует иметь в виду, что экономическое равновесие изменчиво во времени и зависит от рода затратных факторов. Поэтому трудно найти точку равновесия данных показателей, но неверно полагать, что такой подход является для предприятий нецелесообразным. Однако для четкого определения затрат на обеспечение качества продукции необходимо внедрять на предприятии систему учета и анализа затрат на обеспечение качества продукции.
5.2. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Внутри каждого объекта учета затрат на обеспечение качества продукции формируются затраты на обеспечение качества продукции; допустимые и сверхнормативные потери от брака. Формирование затрат по объектам учёта, а внутри – по элементам затрат и статьям калькуляции в учёте затрат на обеспечение качества продуктов труда необходимо принять как неотъемлемую составляющую производственного учета (рисунок 5.3). Аналитический учет затрат на обеспечение качества продукции внутри однородных групп надо вести по центрам затрат (подразделениям предприятия), экономическим элементам и статьям затрат по показателям: затраты на обеспечение качества продукции; допустимые и сверхнормативные потери от брака. По каждому центру ответственности (структурному подразделению) важно сформировать специализированный пакет первичной нормативной (конструкторской, технологической и экономической) документации, непосредственно касающейся нормативов затрат на обеспечение качества продукции.
return false">ссылка скрытаОриентируясь на особенности деятельности по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла продукции, необходимо предусмотреть в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций самостоятельный собирательно-распределительный счет «Затраты на качество продукции», на котором концентрировать учетную информацию об указанных затратах. В дебете этого счета предполагается учитывать фактические затраты на качество с кредита счетов 23 «Вспомогательные производства» и 28 «Брак в производстве». Дебетовый оборот, учтенный на счете 24 «Затраты на качество продукции» за отчетный период, списывается по кредиту в дебет счета 20 «Основное производство» и тем самым включается самостоятельной статьей калькуляции в производственную себестоимость того или иного конечного продукта труда.
Введение учета затрат на обеспечение качества продукции необходимо также в связи с бытующим мнением о том, что сокращение бюджета затрат на обеспечение качества продукции является экономией. Однако волевое сокращение указанного бюджета – ни что иное, как игнорирование дополнительной возможности привлечения потенциальных потребителей в будущем, рост затрат на рекламационное восстановление продукции на самих заводах, дополнительные затраты на техническое обслуживание изделия потребителями сразу после приобретения.
Подобная ситуация снижает заметную привлекательность продукции и значимость бренда. Затраты на обеспечение качества продукции, произведенные в процессах проектирования, испытаний и доводки, производства опытного образца, установочной партии продукции, при расширении объемов производства начинают сокращаться на последующих этапах жизненного цикла, как правило, на четвертый год серийного производства продукции. Ни один из этапов жизненного цикла не может быть реализован без потерь от брака продукции, однако такие потери могут быть сведены к минимуму за счет применения инноваций в деятельности по обеспечению качества продукции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 5
1. Приведите общую классификацию затрат на обеспечение качества продукции, укажите характеристику групп.
2. Охарактеризуйте классификацию затрат на обеспечение качества продукции, в соответствии с этапами ее жизненного цикла; укажите характеристику групп.
3. Проанализируйте классификацию затрат, связанных с потерями качества продукции; укажите характеристику групп.
4. Раскройте особенность взаимосвязи между затратами на качество и достигнутым уровнем качества продукции
5. Укажите особенности учета затрат на обеспечение качества продукции.
ЛИТЕРАТУРА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный Закон «О техническом регулировании», от 27.12.02 № 184-ФЗ.
2.Федеральный Закон «О защите прав потребителей», от 7.02.92 № 2300-1. (ред. от 15.09.05).
3.ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 6 с.
4.ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. – 9 с.
5.ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. – 9 с.
6.ГОСТ Р 1.5-2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов. М.: Изд-во стандартов, 2003. – 6 с.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7.Мазур, И.И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; под общ. ред. И.И. Мазура //. – 6-е изд. – М.: «Омега-Л», 2009. – 398с. – ISBN 5-98119-308-5.
8.Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие. –5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 288 с. – ISBN 978-5-8018-0334-0.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
9.Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев //. – М.: ИНФРА–М, 2009. – 212с. – ISBN 5-16-001222-2.
10.Биктимиров, Р. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении: Учебное пособие. 5-е изд./Р. Биктимиров, В. Гречишников, С. Дырин, А. Гумеров и др //. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с. – ISBN 5-469-00206-3.
11.Зенова Е.Н. Формирование затрат на качество продукции // Актуальные проблемы управления предприятием: учетно-экономический аспект: Материалы Российской научно-практической конференции финансового факультета ННГУ совместно с ФГБОУ ВПО «НКИ» (Нижний Новгород – 2011 г.). – Н. Новгород: изд-во НКИ, 2011. – с. 54-57.
12.Мотрий Е.Н. Управление качеством: Учебно-методический комплекс. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2006. – 21 с.
ПРИМЕЧАНИЕ: дополнительно рекомендуется использовать журналы РИА «Стандарты и качество» и «Методы менеджмента качества».