Тема 4. Основы квалиметрии в управлении качеством продукции

4.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КВАЛИМЕТРИИ

 

Квалиметрия – область науки, объединяющая методы количественной оценки качества продукции.

Она изучает вопросы регламентации показателей качества в нормативной документации, оценки уровня качества и контроля качества продукции в процессе приемосдаточных, периодических, типовых и сертификационных испытаний. Значительное внимание в этой области уделяется статистическим и вероятностным методам, методам оценки уровня качества, обработке и анализу результатов испытаний и др.

Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей качества, разработка методов их определения и оптимизации, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

Существует три основных направления теорий квалиметрии.

1. Общая квалиметрия – в ней рассматриваются общетеоретические проблемы: системы понятий, законы и методы оценки, аксиомы и правила квалиметрии, ранжирование и весомость различных параметров и показателей качества.

2. Специальная квалиметрия содержит модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная, вероятностно-статистическая, индексная квалиметрия, теория классификаций и систематизаций сложно ориентированных объектов, имеющих иерархическое строение.

3. Предметная квалиметрия по предмету оценивания подразделяется на виды: квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.

Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции: от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства и утилизации. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, провести анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. Современная квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта в количественной и качественной формах на любой стадии его жизненного цикла.

Основные принципы квалиметрии: измеримости свойств и оцениваемости качества объекта; сопоставимости качества объекта и качества эталонного образца; сравнимости качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида.

Квалиметрия развивается в двух взаимосвязанных областях: теоретической (формируются общие принципы, методы и средства оценки качества); прикладной (формируется рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов). В квалиметрии объектами оценки являются: качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены; требования действующего стандарта; система качества, действующая на заводе – изготовителе данной продукции.

 

4.2. ОЦЕНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА

 

При оценке качества продукции важно учитывать, что качество формируется по всем этапам ее жизненного цикла, которые укрупнено можно представить в виде трех групп: предпроизводственный (маркетинговые исследования, проектирование, НИОК и ТР, испытания и доводка), производственный (подготовка производства, попроцессное изготовление продукции, контроль качества готовой продукции), послепроизводственный (предпродажная подготовка, реализация продукции, сервисное и гарантийное обслуживание, утилизация).

Оценка качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под которым подразумеваются качество, определенное множество свойств или отдельное свойство.

Основополагающим объектом оценки качества является мера качества или показатель качества, который помогает выразить теоретическое понятие «качество» в количественном параметре оценки. Измерение качества – это построение мер качества и получение их значений с помощью специальных алгоритмов.

Уровень качества – это относительная мера качества, отражающая результат оценивания сравнительных характеристик.

Цель оценки уровня качества продукции заключается в сопоставлении продукции с аналогами, которые присутствуют или будут присутствовать на прогнозируемом рынке сбыта оцениваемой продукции, аналитическими методами. В качестве базы сравнения в измерении могут выступать эталоны метрического измерения свойств изделия, квалиметрические единицы качества, одно из сравниваемых свойств качеств по отношению к другому, эталон качества (аналог, цель, прототип и т.д.) и др.

 

4.3. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ПРОЦЕССОВ

 

Показатели качества – количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.

В зависимости от числа характеристик свойств различают следующие показатели качества.

1. Единичные показатели качества – показатели качества, относящиеся только к одному из свойств объекта (простое свойство), которое может быть выделено и оценено независимо от других свойств, входящих также в качество объекта.

2. Комплексные показатели качества – характеризуют совокупность взаимосвязанных свойств (сложные свойства) из всего множества свойств, образующих качество объекта. При любом измерении нужен эталон сравнения, для чего в квалиметрии используют: базовый показатель качества (показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества); относительный показатель качества (отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах); интегральный показатель (комплексный показатель качества, который характеризует качество объекта в целом с точки зрения его общей эффективности и выражается отношением суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование объекта по назначению и с учетом принятых ограничений по воздействию на человека и окружающую среду).

3. Обобщенный показатель качества – показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом.

В зависимости от роли при оценке различают классификационные и оценочные показатели.

Классификационные показатели качества характеризуют принадлежность объекта к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение типа, размер, область применения и условия использования объекта. К классификационным показателям относятся: показатели, служащие для параметрического или типоразмерного рода продукции; показатели исполнения продукции, определяющие область и условия применения продукции; показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции, определяющих ее функциональные возможности.

Оценочные показатели качества характеризуют количественно те свойства, которые образуют качество объекта в процессе производства и эксплуатации. Оценочные показатели включают в себя три группы: функциональные (назначение, надежность, экономичность, эргономичность, эстетичность, стандартизации и унификации, патентно-правовые); ресурсосберегающие (технологичность, ресурсопотребления); критические показатели (безопасность, экологичность, сертификации).

Для определения значений показателей качества продукции могут быть использованы следующие методы.

1. Измерительный метод – определение показателей качества продукции базируется на использовании средств измерений.

2. Регистрационный – метод, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов и расходов.

3. Эргономический – метод, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств.

4. Аналитический метод – использование расчетно-аналитических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров для определения оценочных показателей, характеризующих единичные или комплексные свойства качества продукции, а также для формирования конечного результата оценки.

5. Статистический метод – сбор статистической информации о параметрах и свойствах оцениваемой продукции и базовых образцов ее обработки с помощью статистических процедур.

6. Экспертный метод – получение, обработка и контроль информации о параметрах и свойствах оцениваемой продукции и создании базовых образцов при помощи экспертных процедур.

7. Комбинированный метод – комбинация аналитического, статистического и экспертного методов в различном их сочетании.

8. Дифференциальный метод – сопоставление оцениваемой продукции и базовых образцов по отдельным показателям (единичным и комплексным).

9. Комплексный метод – оценка продукции и базовых образцов по первому комплексному показателю, обобщающему совокупность показателей одной классификационной группировки либо совокупности показателей различных классификационных группировок.

10. Интегральный метод – сопоставление оцениваемой продукции с базовыми образцами по единому (интегральному) показателю, характеризующему отношение полезного эффекта от ее потребления и соответствующих затрат.

11. Смешанный метод – совместное применение рассмотренных выше методов в различном сочетании.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 4

1. Укажите характеристику квалиметрии.

2. Приведите отличие оценки качества от оптимизации уровня качества продукции.

3. Охарактеризуйте показатели качества.

4. Перечислите методы оценки качества.

5. Опишите наиболее часто используемые методы оценки качества продукции на предприятиях.