Международная стандартизация

5.1. Значение международной стандартизации

 

Основным видом деятельности международных организаций (ИСО, МЭК, СЕН и др.) является разработка международных стандартов. В условиях острой конкуренции на мировом рынке значительно возросла роль международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Экспорт продукции многих фирм зависит от уровня стандартизации своих изделий. Изготовители, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность своей продукции, вынуждены применять стандарты международных организаций, что способствует повышению качества, обеспечению безопасности и надежности продукции.

В области международной стандартизации работает ряд организаций, наиболее представительными из которых являются: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейская организация по

качеству (ЕОК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и др.

Система ИСО/МЭК является самой большой из существующих международных технических организаций и распространяет свою деятельность на все отрасли экономики и науки. Основная цель этих организаций - обеспечение развития стандартизации и смежных с нею областей для содействия международному обмену товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности.

Международные стандарты служат базовыми документами для расширения торговли между странами, благодаря ценности содержащейся в них информации., направленной на обеспечение требуемого уровня безопасности людей, охраны здоровья и защиты окружающей среды. Международная стандартизация в бизнесе, создание региональных и международных рынков и обеспечение технического прогресса получили широкое признание.

Работа в области международной гармонизации стандартов позволяет устранить барьеры, вызываемые различием в технических требованиях, правилах, и является необходимым условием для ускорения научно-технического прогресса во всем мире.

Наша страна сотрудничает со многими международными организациями в области стандартизации: ИСО, МЭК, МОЗМ, ЕОК, ЕЭК ООН и др. Госстандарт России принимает участие в работах технических комитетов многих организаций, в том числе таких ведущих международных организаций, как ИСО и МЭК по разработке международных стандартов, а также ведет работу в области гармонизации российских стандартов с международными стандартами.

Международная стандартизация направлена на разработку норм и правил, отражающих мировой технический уровень в областях международного товарообмена, а также интеллектуального, научного, технического и экономического сотрудничества между странами. В итоге деятельности по международной стандартизации облегчается торговля между странами, развиваются международная специализация и кооперирование производства.

Международные рекомендации и стандарты обобщают мировой опыт и служат для унификации требований национальных стандартов различных стан, а следовательно, сближают уровень качества товаров, производимых в разных странах, и, что особенно

важно, основой этого уровня являются наиболее высокие показатели. Промышленно развитыми странами накоплен большой положительный опыт по использованию международных стандартов в качестве национальных.

Такой метод прямого применения международных стандартов в качестве национальных широко используется такими странами, как Великобритания, Франция, Австрия, Швейцария, Финляндия и др. Это позволяет уверенно покупать товары других стран, если они соответствуют требованиям международных стандартов. И наоборот, резко затрудняется или прекращается совсем приобретение товаров, если уровень их качества перестал соответствовать требованиям международных стандартов.

Международная стандартизация содействует торговле между странами и в результате обеспечения взаимозаменяемости элементов сложной продукции. Ведущие в промышленном отношении страны, основываясь на взаимной экономической заинтересованности в разработке и применении стандартов по одной методике, сумели заложить в основу создаваемых международных организаций главные принципы, принятые в национальных организациях по стандартизации. Это позволило им установить полное соответствие в структуре, содержании и построении международных и национальных стандартов. Взаимозаменяемость создает условия и для более рационального международного разделения труда - специализации и кооперирования. Так, фотопленку для слайдов производят в Германии, а используют во многих странах мира. Массовое производство пленки, пригодной для фотоаппаратов, выпускаемых в различных странах, позволяет постоянно совершенствовать ее производство, снижать себестоимость или повышать качество.

Международная стандартизация позволяет использовать научно-технический потенциал развитых стран, содействует взаимному обмену научно-технической информацией, способствует ускорению технического прогресса стран, участвующих в работе международных организаций.

 

5.2. Создание международной организации по стандартизации

 

Международная стандартизация развивалась совместно с научно-техническим прогрессом. По мере усложнения конструкции изделий, технологических процессов, автоматизации и механизации всех сторон деятельности человека, а также расширения специализации и кооперации между различными странами, возникла необходимость в развитии международных связей в науке, технике и стандартизации.

Первой неотложной задачей было обеспечение международного единообразия мер. В конце 18 в. Во Франции была принята метрическая система мер, которая только во второй половине 19 в. Получила признание в качестве международной. По предложению Петербургской академии наук в 1870 г. было созвано совещание в Париже, которое должно было привлечь внимание правительств разных стран к необходимости установления прототипов мер. 20 мая 1875 г. на Международной дипломатической конференции по метру 17 государств, в том числе и Россия, подписали метрическую конвенцию о международном сотрудничестве и создании Международного бюро мер и весов.

В 1886 г. в Дрездене был созван Первый международный конгресс по вопросам стандартизации. В нем приняли участие представители 10 стран, в том числе и России, рассмотревшие единые методы испытаний материалов. На основе деятельности этого и следующих конгрессов была создана Международная ассоциация по испытаниям материалов. Мировая война прервала деятельность этой ассоциации и только в 1927 г. в Амстердаме был принят устав и определена сфера деятельности Новой международной ассоциации по испытаниям материалов.

Вопрос о создании международного объединения национальных учреждений по стандартизации обсуждался в 1926 г. в Нью-Йорке, а в 1928 г. в Праге был принят устав Международной федерации национальных ассоциаций по стандартизации (ИСА). Основные задачи этой организации заключались в обеспечении единообразия национальных стандартов, разработке руководящих принципов деятельности национальных органов по стандартизации, обмене информацией и сотрудничестве с другими международными организациями по стандартизации.

В 1938 г. в Берлине состоялся Международный съезд по стандартизации, а в 1939 г. последняя конференция ИСА. Дальнейшая деятельность была прервана началом второй мировой войны.

После окончания войны в октябре 1946 г. в Лондоне состоялось совещание 65 делегатов от 25 стран. На заседании 24 октября было принято решение о создании международной организации по стандартизации, разработаны Устав организации и правила процедур. В феврале 1947 г. 33 страны ратифицировали создание организации, и ИСО официально начала свою деятельность. В соответствии с резолюциями Экономического и социального совета ООН от 31 августа 1947 г. и 4 марта 1948 г. ИСО, являясь неправительственной организацией, пользуется консультативным статусом ООН. В настоящее время ИСО является основной международной организацией, ведущей работу в области стандартизации.

 

5.3. Ведущие международные организации по стандартизации

 

5.3.1. Международная организация по стандартизации (ИСО)

Международная организация по стандартизации является наиболее представительной, в ее состав входят 90 стран (75 в качестве активных членов и 15 в качестве членов-корреспондентов).

В Уставе ИСО записано, что целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

В своей деятельности ИСО сотрудничает и поддерживает связи с 400 международными организациями различного профиля и статуса, среди которых есть организации ООН, межправительственные и неправительственные организации.

Комитетами - членами ИСО (такое наименование принято для обозначения членов ИСО) являются национальные организации по стандартизации, которые изъявили согласие выполнять требования Устава и Правил процедуры ИСО. От каждой страны в члены ИСО может быть принята только одна национальная организация по стандартизации.

Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет, комитеты Совета, технические органы (технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы), Центральный секретариат. Официальными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.

Генеральная ассамблея является высшим руководящим органом ИСО. Ассамблея определяет общую техническую политику организации и решает основные вопросы ее деятельности, созывается не реже одного раза в три года.

в период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство организацией осуществляет Совет, который рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается на заседания не реже одного раза в год.

При Совете создано Исполнительное бюро, которое является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Бюро принимает решения по вопросам, которые ему делегирует Совет, например, рассмотрение финансовых вопросов, проектов соглашений о сотрудничестве ИСО с другими международными организациями.

Кроме Исполнительного бюро при Совете создан ряд специальных комитетов для изучения отдельных общих вопросов деятельности организации.

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) был создан с целью оказания Совету ИСО помощи относительно принципов и методов, необходимых для достижения оптимальных результатов в области международной стандартизации. СТАКО является комитетом Совета по рассмотрению основополагающих вопросов стандартизации, например, по принципам стандартизации, по е эффективности, по применению международных стандартов в странах и др.

Комитет по оценке соответствия (КАСКО) создан для изучения вопросов организации сертификации продукции на соответствие стандартам и выработки рекомендаций. КАСКО

проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний на двухсторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки аккредитации национальных систем сертификации.

Комитет по научно-технической информации (ИНФКО0 создан с целью представления Совету рекомендаций о методах сбора и распространения информации о формах пропаганды стандартизации, а также организации работ национальных фондов стандартов. Практическим шагом в организации эффективного поиска нужной информации является создание под эгидой ИНФКО автоматизированной системы, информации о стандартах, информационной сети ИСО (ИСОНЕТ). Целью ИСОНЕТ является автоматический обмен между странами информацией о национальных и международных стандартах.

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) создан с целью организации и совершенствования деятельности национальных органов по стандартизации. В настоящее время большинство промышленно развитых стран - членов ИСО оказывают помощь развивающимся странам в реализации программ обучения и подготовки специалистов в области стандартизации, метрологии и обеспечения качества, а также в создании национальных организаций и служб стандартизации на двусторонней основе.

Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО) открыт для участия всем комитетам - членам, а также странам - наблюдателям. КОПОЛКО создан с целью стандартизации в области информации потребителя, т.е. обеспечения связи между ИСО и международными организациями потребителей и другими международными организациями, занимающимися вопросами, которые интересуют потребителей. Результатом деятельности КОПОЛКО являются периодическое издание перечня международных и национальных стандартов, представляющих интерес для потребительских организаций, а также подготовка ряда руководств по вопросам потребительских товаров. В целях координации деятельности различных международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации потребительских товаров, при Совете ИСО создан Координационный комитет по международным стандартам на потребительские товары.

В работе комитета по стандартным образцам (РЕМКО) принимают участие 31 комитет - член и представители 12 различных международных организаций. Конечным результатом деятельности РЕМКО является разработка руководств для технических комитетов ИСО, делающих ссылки на стандартные образцы в международных стандартах. В частности, РЕМКО подготовил и опубликовал справочник по стандартным образцам.

Вся деятельность ИСО по разработке и согласованию проектов международных стандартов осуществляется рабочими органами ИСО: техническими комитетами, подкомитетами и рабочими группами, которых в общей сложности насчитывается около 2500.

Технические комитеты (ТК) учреждаются по поручению Совета ИСО комитетом ПЛАКО на своих заседаниях. Условием для учреждения нового ТК является предложение одного из комитетов - членов ИСО, поддержанное не менее чем пятью другими комитетами - членами. При создании нового ТК ПЛАКО одновременно принимает решение о названии комитета сферы деятельности и страны, на которую возлагается ведение секретариата данного ТК. В случае очень широкой сферы деятельности ТК в рамках технических комитетов могут создаваться подкомитеты (ПК), которые проводят свою деятельность в более узких областях и в своей работе подотчетны комитетам.

Основным техническим органом ИСО, в рамках которого разрабатываются проекты рабочих документов, являются рабочие группы, состоящие из ведущих специалистов стран в каждой отдельной области техники.

 

5.3.2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Наиболее значительной международной организацией по стандартизации после ИСО является Международная электротехническая комиссия (МЭК), которая была создана в 1906 г. т.е. задолго до создания ИСО. Сферы деятельности ИСО и МЭК четко разграничены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения, ИСО - во всех других отраслях.

Страны представлены в МЭК национальными комитетами, которые должны отражать интересы всех отраслей промышленности. В большинстве стран в качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации. В настоящее время членами МЭК является 41 национальный комитет, в том числе все промышленно развитые страны мира и ведущие развивающиеся страны.

Целями МЭК, согласно ее Уставу, является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации и смежных с ним проблем в области электротехники и радиоэлектроники. Основной задачей комиссии является разработка международных стандартов в названной области.

Высшим руководящим органом МЭК является Совет, в котором представлены все национальные комитеты стран. Выборными должностными лицами являются президент (избираемый на три года), вице-президент, казначей и генеральный секретарь. Совет собирается ежегодно на свои заседания поочередно в различных странах и рассматривает все вопросы деятельности МЭК как технического, так и административного и финансового характера. При Совете действуют финансовый комитет и комитет по вопросам стандартизации потребительских товаров.

При Совете МЭК создан комитет действия, который по поручению. Совета рассматривает все вопросы. Комитет действия подотчетен в своей работе Совету и представляет ему свои решения на утверждение. В его функции входят: контроль и координация работы технических комитетов (ТК), определение новых направлений работ, решение вопросов, связанных с применением стандартов МЭК, разработка методических документов по технической работе, сотрудничество с другими организациями.

Комитет действия может создавать консультативные группы для рассмотрения конкретных проблем координации деятельности технических органов, например, созданы две такие группы - Консультативный комитет по вопросам электробезопасности (АКОС) и Консультативный комитет по вопросам электроники и связи (АСЕТ). Необходимость их создания объясняется тем, что в области электробезопасности в МЭК действуют около 20 технических комитетов, подкомитетов (электробытовые приборы, радиоэлектронная аппаратура, высоковольтная аппаратура и т.д.). Позиция технических комитетов в отношении

обеспечения безопасности может быть различна, и поэтому необходимо обеспечить единообразный подход к решению этих вопросов. То же относится и к АСЕТ.

Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран и поступлений от продажи международных стандартов.

Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В целом в МЭК создано более 80 ТК, часть которых разрабатывает международные стандарты общетехнического и межотраслевого характера (например, комитеты по терминологии, графическим изображениям, стандартным напряжениям и частотам, климатическим испытаниям и др.), а другая - стандарты на конкретные виды продукции (трансформаторы, изделия электронной техники, бытовая радиоэлектронная аппаратура и др.).

Разработано более 2 тыс. Международных стандартов МЭК. С точки зрения наличия технических требований к продукции, методам ее испытаний стандарты МЭК являются несравнимо более полными, чем стандарты ИСО. Это объясняется, с одной стороны, тем, что требования по безопасности являются ведущими в требованиях на продукцию, входящую. В сферу деятельности МЭК, а с другой - опыт работы, накопленный в течение многих десятилетий, позволяет более полно решать вопросы стандартизации.

Таким образом, международные стандарты МЭК более приемлемы для стран - членов без их переработки по сравнению со стандартами ИСО, которые в большинстве случаев не содержат технических требований к продукции.

Правила процедуры МЭК устанавливают порядок разработки стандартов МЭК, который идентичен порядку разработки стандартов ИСО. Проект любого стандарта, разработанного РГ, направляется в секретариат ТК (ПК), который пересылает его в Центральное бюро. Из бюро он рассылается национальным комитетам на заключение. Одно из ведущих направлений стандартизации в МЭК - разработка терминологических стандартов. МЭК разрабатывает и издает трехъязычный Международный электротехнический словарь.

Особенностью деятельности МЭК в области качества продукции является создание международной системы сертификации под ее эгидой. В 70-е годы была начата работа по сертификации электротехнических изделий. В 1986 г. в МЭК создается Система сертификации изделий электронной техники (СС ИЭТ), на которые приходится до 30% оборота международной торговли. Электронные компоненты, сертифицированные на основе Правил МЭК / СС ИЭТ, могут использоваться потребителями в любой стране без необходимости проведения их дополнительных испытаний.

Технические условия, на соответствие которым изделия сертифицируются в рамках МЭК, являются частью общей системы требований, изложенных в стандартах МЭК.

Международная система МЭК по сертификации электронной техники СС ИЭТ предназначена для развития кооперационных связей стран при производстве изделий электронной техники. Стандарты МЭК, на основе которых функционирует система, включают перечни необходимых показателей качества и применяются в странах - участницах этой системы. При отсутствии стандартов МЭК могут использоваться другие НТД, при условии их одобрения Руководящим комитетом системы в качестве временных технических условий на срок до трех лет. Система предусматривает обязательную процедуру признания национальных исполнительных центров и надзор за системами управления качеством на предприятиях, которые предлагают свою продукцию для сертификации.

Другой системой сертификации, созданной в рамках МЭК, является Система сертификации электротехнических изделий, которая до 1984 г. функционировала в качестве самостоятельной системы в рамках Международной комиссии по сертификации электротехнических изделий (СЕЕ).

По предложению СЕЕ, Совет МЭК принял решение об учреждении в рамках МЭК Системы сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭК СЭ). Система строится на тех же организационных условиях, что и СС ИЭТ.

5.3.3. Международная организация мер и весов (МОМВ)

 

Международная организация мер и весов (МОМВ), старейшая межправительственная научно-техническая организация, основана 20 мая 1875 г. в соответствии с подписанной

17 странами (в том числе и Россией) Метрической конвенцией с целью унификации применяемых в разных странах систем единиц измерения, установления фактического единообразия эталонов длины и массы (метра и килограмма).

Цель организации - способствовать практическому распространению метрической системы мер в международном масштабе, хранить международные прототипы эталонов метра, килограмма и других единиц измерения, проводить их исследования и сличать с ними национальные эталоны, а также вести научные работы по совершенствованию метрической системы.

Высшим международным органом по вопросам установления единиц, их определений и методов воспроизведения является Генеральная конференция по мерам и весам, в работе которой участвуют представители всех 47 государств, присоединившихся к Конвенции. Генеральная конференция избирает Международный комитет мер и весов (МКМК), который руководит работой всей организации в промежутках между Генеральными конференциями. Состоит из 18 членов - крупнейших физиков и метрологов мира. Созывается ежегодно. МКМВ определяет основное направление работ организации, руководит метрологической деятельностью и ведет оперативные дела.

Подготовка решений Генеральных конференций по мерам и весам возложена на 8 консультативных комитетов, входящих в состав МКМВ (Комитеты по электричеству, термометрии, фотометрии и эталонам для ионизирующих излучений, определению метра, определению секунды, единицам, массе). Членами консультативных комитетов являются крупнейшие научные учреждения различных стран.

В соответствии с Конвенцией создана и функционирует научная лаборатория - Международное бюро мер и весов (МБМВ) - расположенная в Севре (Франция).

Целями МБМВ являются хранение и поддержание международных эталонов различных единиц измерения и сличение с ним национальных эталонов. Деятельностью МБМВ руководит Международный комитет мер и весов.

В связи с общим ростом требований современной науки и техники к точности измерений в МБМВ, в соответствии с утвержденными на Генеральных конференциях программами, проводится работа по постоянному совершенствованию международных эталонов, применению новых и новейших методов и средств прецизионных измерений по своевременной подготовке новых и замене устаревших определений основных единиц измерения, по координации метрологических исследований в разных странах, по пропаганде метрической системы мер.

Использование через МБМВ усредненных данных международной шкалы времени позволяет России поддерживать заданную точность государственного первичного эталона времени и частоты и всей системы передач эталонных частот и вторичных эталонов с гораздо меньшими затратами. Высокая точность измерения, достигаемая на эталонных установках МБМВ, позволяет использовать их для получения новых научных данных и проведения уникальных исследований.

 

5.3.4. Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ)

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) - межправительственная международная организация, имеющая своей целью международное согласование деятельности государственных метрологических служб или других национальных учреждений, направленной на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений в странах - членах МОЗМ. Организация создана в 1955 г. на основе Конвенции, ратифицированной законодательными органами стран - участниц. В организации состоят промышленно развитые и ряд развивающихся стран. Общая численность населения стран - членов - свыше 2 миллиардов человек.

Основными направлениями деятельности МОЗМ являются:

установление единых для стран - членов методов нормирования метрологических характеристик средств измерений;

гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации эталонных, образцовых и рабочих измерительных приборов;

обеспечение применения в странах единиц измерений, унифицированных в международном масштабе;

выработка оптимальных форм организации метрологических служб и обеспечение единства государственных предписаний по их ведению;

оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб и их оснащения необходимыми техническими средствами;

установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии различных уровней квалификации.

Высшим руководящим органом является Международная конференция законодательной метрологии, созываемая один раз в четыре года. Конференция определяет цели и задачи МОЗМ, рассматривает и утверждает доклады рабочих органов, обсуждает бюджетные вопросы.

Исполнительным органом организации является Международный комитет законодательной метрологии (МКЗМ), который проводит заседания один раз в два года (в последнее время - ежегодно). Каждая страна - член МОЗМ имеет в Комитете одного представителя, являющегося высококвалифицированным специалистом в области метрологии.

Консультативным органом при президенте МКЗМ является Совет президента, состоящий из двух вице-президентов, директора международного бюро законодательной метрологии (МБЗМ) и пяти наиболее активных членов МКЗМ.

МОЗМ периодически пересматривает принятые международные рекомендации и документы, что связано с научно-техническим прогрессом в каждой отдельной области метрологии, по предложению одной из стран - членов МОЗМ, но не позже чем через пять лет после утверждения их конференцией. В программе МОЗМ насчитывается более 200 тем, охватывающих многие виды измерений, проводимых в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, медицине.

 

5.3.5. Европейская организация по качеству (ЕОК)

 

Европейская организация по качеству (ЕОК) создана в 1956 г. как неполитическая и не приносящая прибыль организация. Ее штаб-квартира находится в Берне (Швейцария).

Основные цели ЕОК - способствовать повышению качества продукции и услуг. ЕОК стремится развивать теоретические исследования в области качества и практического применения инструментов и теории качества.

В ЕОК существуют четыре вида членства: полноправное, почетное, коллективное и индивидуальное. В целом всеми категориями членства в ЕОК представлены 65 стран Европы, Азии, Америки и Африки.

Высшим руководящим органом ЕОК является Совет, в состав которого входят официальные представители полноправных членов ЕОК и должностные лица ЕОК. Высшим должностным лицом ЕОК является президент, избираемый на двухлетний период. На заседании Совета избираются должностные лица Организации, Совет определяет общую политику Организации и принимает решения по бюджету, научно-технической деятельности, осуществляемой в рамках технических комитетов, отраслевых секций, устанавливает правила процедуры работы ЕОК. Все решения принимаются большинством членов Совета. Исполнительный комитет, который осуществляет проведение в жизнь решений Совета и руководит деятельностью Секретариата ЕОК, состоит из выборных должностных лиц: президента, вице-президентов, генерального секретаря.

Конгрессы ЕОК ежегодно организуют национальный орган по качеству одной из стран - членов ЕОК. На них собираются от 300 до 1400 делегатов. Как правило, на каждом таком представительном форуме вырабатывается дальнейшая политика Европы и мира в целом в области качества, выбираются основные наиболее прогрессивные тенденции развития.

ЕОК имеет многочисленные контакты с различными международными организациями. Любая компания или непосредственно человек могут участвовать в работе ЕОК на правах ассоциированных членов. Ответственность в ЕОК за налаживание связей возложена на Генеральный секретариат.

Генеральная ассамблея, состоящая из уполномоченных представителей организаций - полноправных членов и сотрудников ЕОК, определяет политику ЕОК и принимает необходимые меры по полноценной работе всей организации.

Исполнительный орган занимается вопросами эффективного управления фондами ЕОК, подготавливает повестку дня для Генеральной ассамблеи, руководит реализацией новых проектов, осуществляет другую деятельность, способствующую работе организации.

В ЕОК входят четыре управляющих комитета: финансовый, издательский, технические комитеты и отраслевые секции, ежегодные конгрессы. Во главе каждого комитета стоит вице-президент, а их членами являются представители от полномочных организаций, технических комитетов и отраслевых секций. В 1993 г. создан новый управляющий комитет, который разработал Гармонизированную систему регистрации специалистов по качеству.

Эта система распространяется на три категории специалистов: инженеров, менеджеров систем качества и аудиторов. В ней содержатся четкие должностные обязанности, критерии и требования для оценки указанных специалистов, претендующих на получение такого высокого звания, а также правила их регистрации и сертификации.

Генеральный секретариат отвечает за выполнение ежедневных обязанностей ЕОК, выпуск периодических изданий и за реализацию всех проектов, которые не передоверены каким-либо другим органам или сотрудникам. Помимо этого Генеральный секретариат активно участвует в организации ежегодных Конгрессов и Форумов ЕОК.

Технические комитеты и отраслевые секции являются постоянными органами ЕОК, задачей которых являются изучение актуальных проблем качества, разработка международной научно-технической документации (рекомендаций, руководств, справочников, словарей и т.п.), проведение семинаров и симпозиумов по различным практическим и теоретическим проблемам качества и надежности. Комитеты и секции предназначены для обеспечения на международном уровне обмена знаниями и опытом в области качества между учеными, экспертами и практиками. В секциях изучаются проблемы качества, возникающие

конкретных отраслях промышленности. Комитеты же формируются с целью изучения основополагающих вопросов.

Основные формы работы ЕОК - организация ежегодных конференций, симпозиумов, курсов и разработка руководящих документов, пособий, справочников, рекомендаций и других методических документов по вопросам качества продукции. ЕОК на издает свои собственные стандарты и не занимается качеством. Научно-технические органы ЕОК в своей работе опираются на национальный опыт стран - членов ЕОК и используют документы международных организаций, занимающихся вопросами обеспечения качества продукции.

 

5.3.6. Международная организация по аккредитации испытательных

лабораторий (ИЛАК)

На международном уровне в областях взаимного признания и аккредитации испытательных организаций страны сотрудничают в рамках Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК)., которая была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания).

ИЛАК не является международной организацией со всеми соответствующими характеристиками - Уставом, Правилами процедуры, постоянным Секретариатом, бюджетом и т.п., а представляет собой международный форум, в работе которого принимают участие специалисты отдельных стран и международные организации, поставившие своей целью обмен информацией и опытом по юридическим и техническим аспектам, возникающим при взаимном признании результатов испытаний продукции, являющейся предметов международной торговли.

Целью создания ИЛАК явилось также стремление обобщить данные о действующих международных соглашениях о взаимном признании национальных систем аккредитации испытательных лабораторий, результатов испытаний продукции и других данных о качестве продукции.

Большая работа проводится в ИЛАК по подготовке информации о действующих в странах системах аккредитации лабораторий. В 1981 г. был издан первый Указатель национальных систем аккредитации, включающий информацию о 30 странах. Указатель периодически переиздают, включая в него информацию не только по системам аккредитации, но и по самим испытательным лабораториям, аккредитованным в рамках национальных систем.

В 1983 г. ИЛАК предложила типовое международное соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации. Принятие такого документа было крайне полезно, так как в практической работе по заключению соглашений между компетентными органами стран по взаимному признанию испытаний и аккредитации лабораторий имеются серьезные трудности, связанные с различиями в критериях оценки и аккредитации лабораторий.

Другим важным направлением работы ИЛАК явилась разработка рекомендаций по качеству испытаний, проводимых испытательными лабораториями. С развитием сети независимых испытательных центров и введением систем аккредитации возникла необходимость единообразных методов обеспечения высокого качества проведения испытаний в испытательных лабораториях, которые могли бы быть признаны в других странах.

В 1983 г. ИЛАК был подготовлен первый проект рекомендаций по составлению руководств по качеству для испытательных лабораторий, принятый затем в 1986 г. ИСО и МЭК после доработки как Руководство ИСО/МЭК 49.

Особый интерес представляет заключение национальными органами по аккредитации лабораторий соглашений с другими заинтересованными сторонами (государственными органами, торговыми фирмами, организациями потребителей), имеющих целью взаимное признание результатов испытаний продукции.

Для решения конкретных проблем, связанных с развитием аккредитации и в целях подготовки международных рекомендаций, ИЛАК создала рабочие органы - Целевые группы, в которых участвуют специалисты разных стран. ИЛАК осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с международными организациями по стандартизации ИСО и МЭК. Результаты работы ИЛАК имеют большое практическое значение. Так, рекомендации ИЛАК являются основой для разработки международных документов ЕЭК ООН, ИСО, МЭК, МОЗМ по вопросам сертификации в части согласования международных критериев и правил аккредитации лабораторий и центров, проводящих сертификационные испытания.

 

Часть третья. Сертификация