Система качества.

Понимая под системой качества совокупность организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, следует отметить её «внутрифирменную» направленность. Иными словами, система качества должна быть составной частью системы управления организацией, благодаря чему повысится уровень соответствия продукции установленным требованиям к её качеству. При этом масштаб системы качества должен соответствовать задачам организации в области качества (политике организации в области качества), а затраты на её создание и функционирование не должны превышать положительного эффекта от эксплуатации или потребления продукции.

Система качества должна быть документирована настолько, чтобы при необходимости можно было легко актуализировать, а также контролировать функциональность.

При разработке системы качества следует обращать внимание на решение трёх основных задач: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества, которые требуют применения различных методов и принципов управления.

Так, в стандартах системы ИСО 9000 используется, как правило, метод (принцип) Тейлора, основанный на жестком нормировании и контроле за соблюдением нормативных требований. Этот метод эффективен в организациях с высоким уровнем технической компетентности руководящих работников по сравнению с уровнем исполнителей и невысокой степенью автоматизации производства, однако лежащий в его основе элемент принуждения совершенно бесполезен в условиях дефицита рабочей силы.

Модернизацией принципа Тейлора в сфере человеческих отношений на производстве являются так называемые кружки качества, направленные на вовлечение рабочих в процесс повышения качества и эффективности производства. В основе кружков качества лежит возросший общеобразовательный, профессиональный и культурный уровень современных рабочих, а также очевидное утверждение о том, что условие и возможности рабочих мест лучше знают те, кто на них работает.

Наличие автоматизированных систем контроля и обработки данных позволяет использовать методологию Тагути или гибкие методы статистического контроля, которые основаны на управлении по отклонениям от номинального значения показателя качества с использованием упрощенных методов статистической обработки. Иными словами, при отклонениях показателей качества от установленного значения применяют либо экономические методы воздействия, либо увеличивают объём контролируемой выборки.

Значительный эффект даёт применение принципа распределения приоритетов, устанавливающего правила реализации функции оценки качества и приёмки продукции, правила выбора методик контроля, средств и планов контроля, а также правила принятия решений. При этом исходят из установленных правил приёмки.

Механизмы взаимодействия изготовителя и потребителя также могут быть построены с использованием различных принципов: регламентации, координации, самоорганизации и самоуправления, либо их комбинации. Например, при обслуживании средств измерений регламентируется обязательность их поверки, однако порядок организации поверки (в органах Госстандарта РФ или в организациях, имеющих лицензию на проведение поверочных работ) устанавливается на местах.

Система качества может охватывать различные этапы жизненного цикла продукции: стадии окончательного контроля и испытаний или абсолютно все стадии от проектирования до монтажа и обслуживания. Кроме того, возможен также контроль эффективности системы качества субподрядчика. Создание системы регламентируют следующие документы: ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования» и стандарты QS 9000 «Quality system 9000».

Всё более широкое распространение при создании систем качества получают концепции TQM и CWQC (Company Wide Quality Control – управление качеством в рамках компании).