Право и правоприменение.

Экономика

Организация:

Ø форма / структура

Ø деятельность / структурирование

Технология

С точки зрения применения право является социальным регулятором.

С точки зрения объекта регулирования право выполняет определенную функцию, функционирует. Именно с точки зрения функции мы говорим о действии права, о правовом поле, о правовом механизме – механизме правового регулирования.

На ряду с этим существует понятие «реализация права» - воплощение правовой нормы в действительность.

Само по себе функционирование права не говорит о его реализации и нельзя судить о эффективности и неэффективности права.

Реализация права всегда связана с правовым поведением, тогда как функционирование права может быть вызвано правовым и внеправовым поведением.

Реализация права – достижение некого идеала на уровне сознания, осознания, признания – легитимности.

С реализацией права, в отличие от правоприменения связано понятие правосознание, правовой культуры, поскольку право в отличие от власти не приемлет принуждения, а только понуждение, как единство прав и обязанностей при автономии (свободного волеизъявления), реализация права тяготеет к правой культуре.

Начиная с позиции нигилизма – отрицание права, отождествленного законом, основанном на произволе, связанным со страхом боязни принуждения, насилия.

Человечество перешло к иной стадии, именуя комформизм, считая что право – зло, но наименьшее зло по сравнению с беспорядком, анархией.

Третий этап – положительное правосознание, когда наличие права осознанно как необходимое благо, но это благо связано с определенными интересами человека, группы, класса, клана и общие интересы, осознаваемые как единые, только для всех (интересы большинства).

Правоприменение при всех трех этапах развития правосознания имело свои особенности:

На первом этапе большинство норм носило запретительный характер.

На втором этапе большинство норм носило обязывающий предписывающий характер.

На третьем этапе большинство норм носило дозволительно-разрешительный характер.

Однако исходя из интересов большинства, выдаваемых за интересы групп, классов, фактически устанавливался режим, в котором реализовывался принцип для граждан – общего запрета, для государства – общего дозволения. Предпосылкой к этому было разделение на государственное и частное.

На сегодняшний день мы постепенно от уровня правосознания переходим к правовой культуре, когда право рассматривается нами как зло или благо в интересах кого-либо или только в интересах собственных, личных, связанных с удовлетворением наших потребностей, но мы рассматриваем право как механизм, способный обеспечить одновременно уважение и достоинство нашей личности, создать справедливое устройство общества, обеспечить права и свободу. Мы рассматриваем право как социо-культурный феномен, начиная осознавать его истинную культуру, нет природосвободы и природоравенства.

Применение права с этой точки зрения принимает свои особенные черты, проявляя не столько букву, форму, содержание, сколько дух и смысл. Изучение права на этой стадии необходимо насущно переводить из сферы разума в сферу рассуждения и мышления. Познание права, его природы возможно только обладая мудростью ведения. Таким образом правоприменение неразрывно связано с правоведением, правознанием. А знание права означает как умение применить нормы права в конкретных случаях защищая свои права и свободу, отстаивая справедливость.

Реализация права связана с правосознанием, правовой культурой и правоприменением, в их правовом единстве, объединенных субъектом, применяющим право.

Sanctio – возмещение

Sanatio – лечение, выздоровление

Sacrales – святость

Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, переводимой как ответственность. Между тем в латыни sanction переводится как возмещение и на ряду с ним правосудие осуществлялось на основе трех принципов: sanction, sanatio, sacrales, как триедином принципе начала правосудия.

Лиц, которые осуществляли правосудие, именовали жрецами. Это название означало одновременно мудрый, подобный Сократу, имело связь с греческой философией, поэтому основа правосудия, его природа одновременно носила и духовный (мифологический, языческий) и философский характер.

«По праву нас именуют жрецами, ибо наша задача служить благу и справедливости.

Правосудие – есть искусство добра и справедливости!»

Правоприменение начинает процесс реализации права, осуществляется на всех стадиях реализации и заканчивается только после реализации права, т.е воплощения его в действительность, что связано с таким понятием как эффективность, действенность права и правовых норм.

Эффективность – применение гипотезы и диспозиции нормы права и в случае нарушения прав и свобод, применение санкции, ответственности с учетом требований разумности и справедливости.