Экологическая обстановка и политика в Новгородской области

Нельзя достигнуть устойчивого развития в рамках планеты без его реализации на уровнях международных образований, стран, регионов внутри стран, сообществ людей, семей, отдельных личностей и без тесного взаимодействия и взаимоподдержки на всех этих уровнях.

Концепция перехода России к устойчивому развитию была подготовлена в соответствии с Указом Президента РФ (1994) при ведущей роли министерства экономики РФ. Она была активно обсуждена на Российском съезде по охране окружающей среды в июне 1995 г., доработана, одобрена федеральным правительством и затем принята Российским Президентом (апрель 1996), который постановил, что основные положения концепции должны учитываться при разработке нового законодательства и принятии экономических и социальных решений, и поручил правительству разработать стратегию перехода России к устойчивому развитию. Некоторые регионы России, в том числе и Новгородская область начали разработку региональных стратегий устойчивого развития.

Переход к устойчивому развитию Новгородской области предполагает комплексное решение совокупности задач экономического, социального и экологического характера.

В области экономики сюда входят задачи разграничения прав собственности, в частности на природные ресурсы, создания комплексного экономического и экологического учета (счетов), денежной оценки природных ресурсов, становления рыночной системы в области, определения путей привлечения финансового капитала и приоритетных направлений инвестиций в основные секторы экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, связь, услуги) для обеспечения экономического роста, решения социальных (таких, как занятость, улучшение здоровья людей) и экологических проблем. Важно оценить экологическую эффективность инвестиционных проектов, решать проблемы энергообеспечения ныне энергозависимой области, перейти на глубокую переработку природных ресурсов в области, развивать сектор услуг, включая банковские услуги, электронную связь, туризм, с созданием для этого соответствующей гостиничной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры.

Стратегия устойчивого развития Новгородской области разрабатывалась на основе комплекса экологических, экономических и социальных программ, а также ряда международных критериев и показателей. Для выполнения работы был организован коллектив исполнителей, который руководствовался соглашением, подписанным 8 апреля 1996 г. Администрацией Новгородской области как заказчиком программы устойчивого развития Новгородской области, Новгородским государственным университетом имени .Ярослава Мудрого (НовГУ) как головным исполнителем с российской стороны и московским отделением Гарвардского института международного развития (ГИМР) как координатором международного участия. Позднее к соглашению присоединилось акционерное общество "Акрон" (Новгород)

Согласно проведенному исследованию были определены следующие проблемы и направления деятельности.

Наиболее критичными в Новгородской области в отношении загрязнения и истощения окружающей среды являются питьевая вода и водоснабжение для бытовых целей, в отношении атмосферного воздуха – загрязнение от стационарных источников и автомобильного транспорта и содержание радона в жилых и рабочих помещениях; в отношении почвы - объем и химический состав твердых, и жидких отходов. Что касается возобновляемых природных ресурсов, основные проблемы связаны с обеспечением устойчивого лесопользования (нерациональная вырубка лесов ведет к неблагоприятным изменениям структуры лесов в сторону преобладания малоценных хвойных пород) и с сохранением биоразнообразия на территории Валдайского национального парка и национального заповедника «Рдейский».

Приведем основные выводы о направлениях природоохранной деятельности согласно Концепции устойчивого развития Новгородской области.