Понятие экологической безопасности и правовая основа ее обеспечения

Экологическая безопасность (экобезопасность) представляет собой социоприродную и научную реальность, является объектом исследования разных наук (естественных, социальных, юридических и др.), поскольку охватывает сложный комплекс взаимосвязей человека с окружающей природной средой.

Экобезопасность - категория социальная, присущая человеческому обществу, формируется в пределах общественного отношения. Она имеет определенные правовые формы неправового характера хотя и принадлежит к явлениям.

Указанная категория характеризуется, во-первых, как вечная ценность человеческого общества, которое основывается на определенной системе гарантий экологической безопасности сосуществования природы и человека. Речь идет о безопасности человека в процессе: взаимодействия с природной средой, с опасными веществами (радиоактивными, химическими, токсичными и т.п.), использование разрушительных или опасных технологий и процессов, осуществление разнообразных влияний на окружающую среду и т.п.. Она может быть связана и с не контролируемыми человеком процессами (стихийные силы природы).

Во-вторых, при обеспечении экологической безопасности учитываются законы природы, за которыми развиваются экологические объекты.

В-третьих, экобезопасность осуществляется под контролем государства, которое образует целую систему специальных органов.

В-четвертых, основой правовой формы есть экологическое право как самостоятельная правовая область. Правовое обеспечение экобезопасности есть одним из основных принципов этого права.

Определение экологической безопасности, как правовой категории, имеет разное толкование в эколого-правовой науке. Считают, что ее сущность заключается в защите человека и окружающей природной среды от вредного влияния; условиях сохранения здоровья людей и обеспечении постоянного социально-экономического развития; балансе развития экосистем; деятельности по защите жизненно важных экологических интересов; в том, что она является составной частью международной экологической безопасности и т.п.. Право экологической безопасности рассматривают как комплексную область экологического права, систему правовых норм и других средств, которые направлены на создания правовых условий для реализации субъективного права граждан на безопасную для жизнь и здоровья окружающую среду и защиту его в случае нарушения. Также экологическое право регулирует отношения относительно осуществления экологически опасной деятельности с целью предотвращения ухудшения экологической обстановки, возникновения экологической опасности для естественных систем, населения, интересов государства и юридических лиц и осуществление системы мероприятий в случае возникновения экологической опасности относительно ликвидации опасных последствий, определение режима использования экологически опасных территорий и объектов, установление особого статуса лиц, которые пострадали от отрицательных следствий естественной стихии или техногенного влияния, достижение режима безопасного существования населения и состояния окружающей среды на местном, региональном, национальном и транснациональном уровнях.

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 50) определяет экологическую безопасность как состояние окружающей природной среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновение опасности для здоровья людей, которое гарантируется осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных экологических, политических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий.

Экологическая безопасность рассматривается в двух аспектах. Как субъективная категория она проявляется в процессе реализации субъективного права граждан на экологическую безопасность путем регулятивного и охранительного методов. Это право граждан тесно связано с правом на безопасную окружающую природную среду для их жизни и здоровья. С другой стороны - это объективно существующая система правового обеспечения экологической безопасности, с помощью которой регламентируется экологически опасная деятельность, режим использования природных ресурсов, охрана окружающей среды, предупреждение ухудшения экологического состояния и возникновение опасности для естественных объектов и населения.

Окружающая среда считается безопасной, когда ее состояние соответствует установленным в законодательстве критериям, стандартам, лимитам и нормативам, которые касаются ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (невистощенности), экологической устойчивости, санитарных требований, видового разнообразия, способности удовлетворять интересы граждан. Действующее экологическое законодательство Украины, как критерии безопасности окружающей природной среды, предусматривает специальные нормативы экологической безопасности.

За качественными показателями состояние окружающей среды можно представить тремя уровнями, где ее качество рассматривается как совокупность естественных и «приобретенных» свойств, сформированных под влиянием антропогенной деятельности, которые отвечают установленным экологическим, санитарно-гигиеническим нормативам, которые обеспечивают условия для развития и воспроизведение живых организмов, в том числе жизнедеятельности человека. Высочайший качественный уровень природной среды представляет собой чистая природная среда. В этом случае загрязнения природной среды есть минимальным, они не создают изменения нормального экологического состояния в определенном регионе. Ко второму уровню нужно отнести благоприятную природную среду. Здесь загрязнение природной среды возможное в пределах, которые не влияют на состояние здоровья человека и когда отсутствуют любые неприятные факторы, вызванные спецификой отдельных производств. К третьему уровню можно отнести безопасную природную среду. В отличие от второго уровня здесь допускается возможность наличия в природной среде определенного региона не угрожающих для человека отрицательных факторов.

Как отмечалось, экобезопасность естественных объектов связана с безопасностью граждан в сфере экологии. Это является предпосылкой осуществления естественного и неотъемлемого права человека на безопасную окружающую среду.

Объектами экологической безопасности согласно ст. 3 Закона «Об основах национальной безопасности Украины» есть: человек и гражданин (их конституционные права и свободы, перечень которых согласно Основному Закону (ст. 22) не является исчерпывающим); общество (его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные ценности, информационная и окружающая природная среда и природные ресурсы); государство (его конституционный порядок, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность). Таким образом, объектами экологической безопасности есть жизненно важные интересы субъектов безопасности: права, материальные и духовные нужды граждан; природные ресурсы и окружающая природная среда как материальная основа государственного и общественного развития.

Субъектами обеспечения экологической безопасности есть: Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет Национальной безопасности и обороны Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, суды общей юрисдикции, прокуратура Украины, местные государственные администрации и органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Украины, Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба Украины и другие военные формирования, образованные согласно законам Украины, граждане Украины, объединение граждан (ст. 4 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины»).

В терминологическом и содержательном аспектах безопасность связана с антонимом «опасность» и есть его обратной стороной. Безопасность - исключение опасности или ее уменьшение к приемлемому риску для окружающей среды. В части 1 ст. 50 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» указывается на предупреждение ухудшения экологического состояния и возникновение опасности для здоровья людей.

Экологическая опасность - это совокупная опасность, деятельность техногенных систем, под влиянием которых возникли естественные экологические факторы и отрицательные естественные процессы. В связи с тем, что антропогенная и техническая перегрузка на окружающую среду постоянно возрастает, закреплен Перечень видов деятельности и объектов, которые представляют собой повышенную экологическую опасность, который сейчас содержит свыше 22 их видов и постоянно возобновляется.

Правовые, экономические, социальные, организационные основы деятельности, связанные с объектами повышенной опасности и направленные на защиту окружающей среды, жизнь и здоровье людей от вредного влияния аварий на этих объектах путем предотвращения их возникновения, ограничения (локализации) развития и ликвидации последствий, определяются в Законе Украины от 18 января 2001 года «Об объектах повышенной опасности». Объектами повышенной опасности считаются такие, на которые используются, изготавливаются, перерабатываются, сохраняются или трансформируются опасные вещества или категории веществ в количестве, которое равняется или превышает нормативно установленные пороги массы, а также другие объекты, которые являются реальной угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера. Экологически опасные виды деятельности и объекты - это важные факторы, которые нуждаются в разработке оптимальных мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

Правовые требования относительно обеспечения экологической безопасности разнообразные по своему смыслу, направлением и содержатся не только в экологическом законодательстве, но и в других нормативно-правовых предписаниях государства.

Категория «экологическая безопасность» появилась в украинском законодательстве с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года.

В дальнейшем она получает конституционное закрепление, ее обеспечение и защита отнесена к обязанностям и важнейшим функциям государства, а также является делом всего украинского народа (статьи 16, 17 Конституции Украины). Рядом с человеком, его жизнью и здоровьем, честью и достоинством, неприкосновенностью безопасность провозглашается и определяется Основным Законом высочайшей социальной ценностью (ст. 3).

Указанные положения Основного Закона представляют конституционную основу экологической безопасности и охраны окружающей природной среды. Согласно ним были разработанные: Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности; Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины; Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года.

Действующее законодательство Украины не только определяет базовые основы государственной политики, направленной на защиту национальных интересов, гарантирование в Украине безопасности граждан, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, но и признает приоритетные национальные интересы: обеспечение экологически и техногенно безопасных условий жизнедеятельности граждан и общества; сохранение окружающей природной среды; рациональное использование природных ресурсов (ст. 6 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины»).

Общие положения в сфере экологической безопасности закрепленные Законом Украины «Об охране окружающей природной среды». Самостоятельного закрепления в нем получил принцип правового обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, который принадлежит к основным принципам экологического права (ст. 3). Его сущность заключается в том, что с помощью правовых и других мероприятий обеспечивается поддержка безопасного состояния окружающей природной среды для жизни и здоровья граждан, окружающей среды в целом.

В поресурсовому законодательстве отдельно отличаются принципы, которые обеспечивают приоритет экологических требований перед другими. К ним принадлежат: приоритетность требований экологической безопасности; обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов; гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей. Отличительной особенностью этих принципов от других есть обеспечение поддержания экологического равновесия на территории Украины.

Законодательное закрепление получили мероприятия по обеспечению экологической безопасности при осуществлении разных видов хозяйственной деятельности, которые могут отрицательно влиять на окружающую природную среду, жизнь и здоровье человека. В связи с этим в литературе иногда справедливо отмечается, что эколого-правовые нормы неоднородные и регулируют разные виды правоотношения. Одни направленные на охрану окружающей природной среды, закрепляют требования экологической безопасности и являются обязательными для выполнения, а другие - устанавливают обязанности относительно соблюдения экологических требований и осуществления разнообразных видов хозяйственной деятельности.

Несоблюдение требований экологической безопасности создает экологически опасную ситуацию, которая угрожает состоянию окружающей природной среды и здоровью человека, служит причиной разнообразных следствий. Требования экологической безопасности в законе сформулированы за тремя направлениями: за хозяйственными субъектами, стадиями хозяйственного процесса, видами хозяйственной деятельности.

Закон «Об охране окружающей природной среды» отдельно закрепляет требования экологической безопасности по видам хозяйственной деятельности в: сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, при размещении и развитии населенных пунктов. Согласно ст. 58 Закона требования экологической безопасности распространяются в полной мере на военные и оборонительные объекты, а также на объекты органов внутренних дел и государственной безопасности. Этих требований должны также соблюдать при дислокации военных частей, проведении военных учений, маневров, перемещений войск и военной техники.

Обеспечение экологической безопасности находит свое правовое закрепление в нормативных актах, которые регулируют отдельные виды хозяйственной деятельности или использование и охрану природных ресурсов. В частности, Закон Украины «О пестицидах и агрохимикатах» от 2 марта 1995 года регулирует правовое отношение, связанное с государственной регистрацией, производством, закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией и безопасным для здоровья человека и окружающей природной среды применением пестицидов и агрохимикатов (статьи 3, 6-9, 13, 18-20 и др.). Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность» от 8 февраля 1995 года (статьи 3, 8, 13, 17 и др.) направленный на предупреждение наступления экологической опасности в процессе обращения с радиоактивными материалами и отходами, в процессе использования ядерной энергии, на радиационную защиту населения. Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного состояния» от 16 марта 2000 года (статьи 1, 3, 4), регламентирует обеспечение требований экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях. Закон Украины «О правовом режиме территории, которая испытала радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27 февраля 1991 года с изменениями устанавливает требования относительно экологической безопасности в пределах территорий и зон, на которых внедрен режим чрезвычайных экологических ситуаций и т.п..

Требования экологической безопасности находят свое закрепление в обязательных нормах, правилах, стандартах относительно охраны окружающей природной среды, использование природных ресурсов и т.п.. Так, в ст. 33 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» предусмотренная система экологических нормативов. Они устанавливают предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни допустимого вредного влияния на него физических и биологических факторов. Законодательством Украины могут устанавливаться также нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы.

Это дает возможность утверждать, что в современных условиях обеспечения экологической безопасности стало развиватся как самостоятельное направление деятельности государства и общества. Поэтому систему правовых предписаний в области обеспечения экологической безопасности можно рассматривать как самостоятельный сложный правовой институт в области экологического права.

Ныне длится процесс усовершенствования указанного правового института. Так, в Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности предполагается усовершенствование законодательства в области обеспечения экологической безопасности путем принятия закона «Об экологической (естественно-техногенной) безопасности».

Экологическая безопасность - это состояние, при котором не нарушается экологическая комфортность жизни, реализуется способность противостоять угрозам жизни, здоровью всех живых существ, человеку, включая его благополучие, права на безопасную среду жизнь, на источники жизнеобеспечения, природные ресурсы. Экологическая безопасность отдельного человека, нации, цивилизации зависит от действий как отдельного человека, так и всего общества на природу - биосферу.

Основы экологической безопасности в Украине провозглашены в Декларации о независимости, на конституционном уровне - в ст. 16 Конституции Украины провозглашено, что экологическая безопасность и экологическое равновесие на территории Украины, сохранение генофонда народа - обязанность государства. Важная ст. 34, которая гарантирует каждому гражданину право свободно собирать, использовать и распространять информацию любым доступным средством. Очень важные ст. 49 и 50, которые гарантируют право каждой человека на здравоохранение, медпомощь, безопасную для жизни и здоровья природную среду и, в случае нарушения этого права, компенсацию нанесенного вреда. Кстати это право, кроме Украины провозглашено в конституциях немногих государств - Испании, Португалии, Польши, России.

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (25.06.91) является основным документом в природоохранном законодательстве. Второй его раздел "Экологические права и обязанности граждан" впервые закрепил их на законодательном уровне: каждому гарантируется право на получение полной и достоверной информации о состоянии природной среды и ее влияние на здоровье населения в установленном законом порядке, получение экологического образования (ст. 9); направление в суд исков о возмещении убытка, причиненного здоровью, имуществу через отрицательное влияние природной среды (ст. 10).

Впервые закон определил экономический механизм обеспечения охраны природной среды (согласно международному принципу - загрязнитель обязан платить за загрязнение окружающей среды). О защите экологических прав граждан Украины сказано в статье 11 - нарушены права граждан в области охраны природной среды должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Украины.

Важная статья 33, которая устанавливает более суровые нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, действию которых могут подвергаться курортно-рекреационные зоны. Статья 40 требует соблюдения экологических норм и правил при эксплуатации природных ресурсов, промышленных объектов. В случае нарушения виновные, в соответствии со ст. 44, притягиваются к ответственности, вплоть до криминальной.

Статья 51 этого закона требует, чтобы все технические объекты, независимо от времени их внедрения в эксплуатацию, должны иметь оборудование, которое уменьшает вредные действия промышленных факторов на людей, природу. Запрещается эксплуатация объектов, которые не обеспечены современными очистительными сооружениями, или превышают нормы выбросов (ст. 56).

В анализируемом законе обсужденная система естественных территорий и объектов, которые подлежат охране: естественно-заповедный фонд, курортные и лечебно-оздоровительные, рекреационные, водозащитные, полезащитные и другие виды территорий (ст.60). Статья 61 определяет состав природозаповедного фонда: государственные заповедники, естественные национальные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, парки памятники садово-паркового искусства, заповедные урочища. В статье 62 особенно подчеркивается значение курортных лечебно-оздоровительных территорий, на которых запрещается любая деятельность, которая противоречит их целевому назначению, или может вредно влиять на целебные качества, состояние территории.

В осуществлении законных прав на экологическую безопасность важное место занимает закон "Об экологической экспертизе" и "Инструкция об осуществлении государственной экологической экспертизы", согласно которым выделяют два основных вида экспертизы - государственную (обязательная) и общественную. Этот вид экспертизы проводится независимо от государственной и имеет, к сожалению, рекомендательный характер, второстепенное значение.

Для обеспечения экологической безопасности, здоровья населения большое значение имеет Перечень видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность, утвержденный 27 июля 1995 года постановлением №554 Кабинета Министров Украины. К нему принадлежат: 1. Атомная энергетика и атомная промышленность (в том числе добыча и обогащение руды, изготовление тепловыделяющих элементов для атомных электростанций, регенерация отработанного ядерного топлива, хранение или утилизация радиоактивных отходов). 2. Биохимическое, биотехническое и фармацевтическое производство. 3. Сбор, обработка, хранение, захоронение, обезвреживание и утилизация всех видов промышленных и бытовых отходов. 4. Добыча нефти, нефтехимия и нефтепереработка (включая все виды продуктопроводов). 5. Добыча и переработка природного газа, строительство газохранилищ. 6. Химическая промышленность (включая производство средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений), текстильное производство (с крашением тканей и обработкой их другими химическими средствами). 7. Металлургия (черная и цветная). 8. Угольная, горнодобывающая промышленность, добыча и переработка торфа, сапропеля. 9. Производство, хранение, утилизация и уничтожение боеприпасов всех видов, взрывных веществ и ракетного топлива. 10. Производство электроэнергии и тепла на базе органического топлива. 11. Промышленность строительных материалов (производство цемента, асфальтобетона, асбеста, стекла). 12. Целлюлозно-бумажная промышленность. 13. Деревообрабатывающая промышленность (химическая переработка дерева, производство древесностружечных и древесноволокнистых плит и прочее с использованием синтетических смол, консервирования дерева просачиванием). 14. Машиностроение и металлообработка (с литьем из чугуна, стали, цветных металлов и химической обработкой). 15. Строительство гидроэнергетических и гидротехнических сооружений и мелиоративных систем, включая хвостохранилища и шламонакопители. 16. Строительство аэропортов, железнодорожных узлов и вокзалов, автовокзалов, речных и морских портов, железнодорожных и автомобильных магистралей, метрополитенов. 17. Животноводство (животноводческие комплексы производительностью более 5000 голов и птицефабрики). 18. Производство пищевых продуктов (мясокомбинаты, молокозаводы, сахарозаводы, спиртозаводы). 19. Обработка продуктов и переработка отходов животного происхождения (переработка кожи, изготовление клея и технического желатина, утильзаводы). 20.Строительство канализационных систем и очистительных сооружений. 21. Строительство водозаборов поверхностных и подземных вод для централизованных систем водоснабжения населенных пунктов, водообеспечения мелиоративных систем, отдельных промышленных предприятий. 22. Другие отдельные объекты, строительство и эксплуатация которых могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, которые в каждом конкретном случае определяет Минэкобезопасности или его органы на местах.

Итак, этот перечень указывает на потенциально опасные объекты, которые могут отрицательно влиять на здоровье людей и потому возле них должны существовать санитарно-защитные зоны, чтобы уменьшить вредное влияние таких объектов.

Важным есть закон Украины "Об объектах повышенной опасности" и подзаконный документ - Порядок идентификации и учета объектов повышенной опасности, утвержденный 11.07.02 постановлением №956 Кабинета Министров Украины. Этот закон дает определение выражения "Объект повышенной опасности" - на котором изготовляют, используют или хранят, или транспортируют одно или несколько опасных веществ, или другие объекты как такие, что являются реальной угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного, естественного характера.

 

Согласно этому Закону опасное вещество - химическое, токсичное, взрывчатое, окислительное, горючее; биологические агенты - биохимические, микробиологические, биотехнологические препараты, патогенные для людей и животных микроорганизмы, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды. Закон требует обязательной идентификации опасного объекта - определение степени опасности на основании данных о классах опасности веществ, их массы и составление декларации безопасности. Собственник объекта повышенной опасности должен после идентификации предоставить информацию о нем - декларацию в местные органы власти, которые извещают о нем в средствах массовой информации.

Юридическое, физический лицо, гражданин имеет право получить информацию об опасности, которая возникла на объекте. Собственник предприятия обязан не позднее 30 дней обнародовать такую информацию.

Закон "Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность" закрепляет права граждан на запросы и получение информации о безопасности ядерного объекта, его влияние на человека, гарантирует право получения социально-экономической компенсации населению за риск от применения радиоактивных веществ, в частности в виде льготного режима энергопользования.

Закон разрешает посещать ядерные энергоустановки с познавательной целью, но одновременно запрещает проведение собрания, митингов, демонстраций на территории объекта и в его санитарно-защитной зоне, если это нарушает работу объекта. Раздел 14 устанавливает ответственность за необоснованый отказ или несвоевременное предоставление информации, или ее недостоверность; за утаивание факта аварии и несвоевременное информирование об этом, и утаивании информации о состоянии радиоактивной обстановки.

С этим законом связанный закон Украины "Об обращении с радиоактивными отходами". Он гарантирует приоритетность защиты жизни и здоровья, целостность природной среды. Раздел 11 еще раз подтверждает основные экологические права населения, каждого гражданина.

Определенным образом безопасность человека при эксплуатации им земли, недр, вод, воздуха отражен в "Земельном кодексе Украины", в кодексе Украины "О недрах", "Водном кодексе Украины", Законе Украины "Об охране атмосферного воздуха". Эти законодательные акты регулируют проблемы безопасности человека в сфере использования земель, недр.

Важным есть "Земельный кодекс Украины", согласно которому все земли делятся за их назначением: сельскохозяйственные, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны, естественно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов и земли запаса (ст.2). Исходя из этой классификации, определяется отношение к этим территориям. Так, не могут передаваться в коллективную или частную собственность земли общего пользования населенных пунктов - площади, улицы, проезды, набережные, парки, городские леса, скверы, кладбища, земли рекреационного, природоохранного, лесного и водного фондов, пастбища, покосные луга (ст. 4).

Независимо от формы собственности все должны проявлять заботу о земле, осуществляя рациональную организацию эксплуатируемой территории, защищать земли от эрозии, загрязнения, вторичного засоления, высушивания, уплотнения (ст. 84). В случае не выполнения требований земельный участок может быть изъят (ст. 27). Особой охране подлежат земле природоохранного, рекреационно-оздоровительного, историко-культурного назначения (ст.ст. 72-75). Для охраны этих земель должны быть установлены зоны санитарной охраны, в которых запрещается деятельность, которая изменяет качество естественных, лечебных свойств таких территорий (ст. 73). Законодательство выдвигает экологические и санитарно-гигиенические требования относительно размещения новых и реконструированных объектов, зданий и сооружений, внедрение новых мало опасных, экологически чистых технологий.

Проблемы гидросферы, связанные со здоровьем человека в этой области природы отображает Водное законодательство Украины, которое составляют: "Водный кодекс Украины", Кодекс Украины "О недрах", Законы Украины: "Об охране окружающей природной среды", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О Программе "Питьевая вода Украины". В этом комплексе законов отражены проблемы безопасности при пользовании водными объектами. Они отображены в статье 11 Водного кодекса относительно осуществления мероприятий по использованию вод и охраны водных ресурсов. Важной есть статья 36 Закона Украины "О нормативах экологической безопасности при водопользовании", которая устанавливает предельно допустимые концентрации веществ, а статья 37 характеризует экологические нормативы качества воды водных объектов - общефизические, биологические, химические, радиационные. Согласно статье 43 Водного кодекса водопользователь имеет право требовать от собственника водного объекта или водопроводной системы поддержания надлежащего качества воды. Статьи 89 и 90 устанавливают ограничение хозяйственной деятельности в прибрежных полосах вдоль рек, берегов морей, лиманов и островов. Законодательство запрещает хранение и использование пестицидов, удобрений; устройство лагерей для скота; строительство гаражей, стоянок автомобилей; обслуживание транспортных средств и техники.

В любом законодательном акте важными есть, прежде всего, статьи запретного содержания, например 98 и 99. Они запрещают введение в действие предприятий и сооружений, которые влияют на состояние вод и загрязняют их отходами и мусором. Статья 107 характеризует вредное действие вод (подтопление населенных пунктов, разрушение берегов и дамб, эрозия, образование оврагов, сдвигов, селей) и предусматривает мероприятия по предотвращению и устранению отрицательных последствий.

Важным, прежде всего в практическом направлении, есть закон Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", где определено понятие "питьевая вода". Она должна отвечать государственным стандартам и санитарному законодательству, а также санитарно-гигиеническим нормам на питьевую воду, которые отображены в санитарных Правилах и нормах, которые согласно этому Закону должны пересматриваться один раз на пять лет.

Этот закон устанавливает неотвратимость ответственности за нарушение законодательства в сфере питьевой воды, обеспечивает свободный доступ к информации о качестве питьевой воды, состоянию источников и систем питьевого водоснабжения, порядка формирования и расчета тарифов. Закон гарантирует возмещение потерь, причиненных потребителю вследствие нарушения законодательства о питьевой воде. При пребывании гражданина в транспортных средствах свыше трех часов его собственник обеспечивает гарантии на питьевое водоснабжение. Закон запрещает приватизацию сетей, сооружений, оборудования централизованного водоснабжения, как особенно важных объектов жизнеобеспечения.

Закон "Об охране атмосферного воздуха" направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановление и улучшение для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека. Статья 7 устанавливает нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха - предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного и другого вредного физического и биологического влияния на воздух, а также на людей, природную среду. При этом для лечебно-оздоровительных, рекреационных территорий устанавливаются более суровые нормы.

Статья 19 требует внедрения мероприятий по предотвращению и уменьшению загрязнения воздуха автотранспортными, другими передвижными средствами и установками и вредного воздействия их физических факторов.

Этот закон требует применения систем, устройств, которые предотвращают и уменьшают загрязнение воздуха, рационального планирования и застройки населенных пунктов, вывод за границы городов автотранспортных предприятия, грузового транзитного автомототранспорта, ограничение его въезда у места отдыха и туризма.

Статьи 22 и 23 устанавливают требования относительно охраны воздуха от загрязнения производственными, бытовыми, другими отходами и снижение шума. В статье 25 речь идет о создании санитарно-защитных зон (СЗЗ) для уменьшения вредного действия ядовитых веществ на людей, природу. Важной есть статья 33 об организационно-экономических мероприятиях по обеспечению охраны и использование воздуха.

Деятельность человечества сформировала в атмосфере самые опасные глобальные экологические опасности: парниковый эффект - потепление из-за выбросов в атмосферу "парниковых" газов (углекислый, метан, оксиды азота), которые противостоят физическим процессам удаления теплового излучения в Космос. Из-за этого разогревается атмосфера, тают ледники, повышается уровень Мирового океана, изменяется климат, ухудшаются погодные условия - резкие колебания температуры, усиление засух, учащаются ураганы, сильные ливни, наводнения, увеличивается сейсмическая активность планеты, исчезают видов животных, растений.

Другая опасность - разрушение озонового слоя атмосферы, который находится в разреженной части атмосферы на высоте 30-50 км.

Здесь, при определенной концентрации озона, поглощается энергия чрезвычайно опасного жесткого ультрафиолета, который оказывает содействие возникновению вредных, часто летальных мутаций в клетках людей, животных, растений.

Уменьшение общего содержимого озона (ОСО) фиксируется и над территорией Украины.

Много внимания уделяет охране природы, здоровью людей и кодекс Украины "Об административных правонарушениях". Законом предусмотренные достаточно большие штрафные санкции за нарушение разнообразных его статей.

Поэтому любой специалист - технического или гуманитарного профиля должен знать эти статьи. Так, ответственность за действия учеников, студентов, экскурсантов, туристов, которые могут причинить природе вред в походе, экскурсии ложится на экскурсовода, руководителя.

Это статьи, которые предусматривают ответственность за: порчу, загрязнение сельскохозяйственных и других земель, незаконную вырубку, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка, за жестокое обращение с животными и сбор растений, занесенных в Красную, Зеленую книги Украины.

Несоблюдение экологических требований во время проектирования, размещения, строительстве, реконструкции и принятия в эксплуатацию объектов влечет наложение штрафа размером от 1 до 15 минимальных заработных плат, на должностных лиц - от 5 до 20.

Очень важными есть Санитарные правила и нормы (СанПиН): по охране атмосферного воздуха населенных мест (№ 4946-89), охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населением (№ 4631-88).

Важными есть медико-биологические требования и санитарные нормы качества некоторых видов продовольственного сырья и пищевых продуктов (№506189), допустимый уровень шума в помещениях жилых и общественных домах, на территории жилой застройки (№ 3077-84).

К настоящему времени в Украине еще используют нормы стандарта СССР на питьевую воду (№2874) 1982 года. Этот документ устарел и не нормирует, не учитывает наличие в водопроводной воде таких вредных компонентов как хлороформ, пестициды, которые образуют вещества канцерогенного действия после ее хлорирования.

Поэтому в 1996 г. были разработанные новые санитарные нормы (138/194096) на питьевую воду, которые требуют полного отсутствия в водопроводной воде этих и других вредных соединений - цинка, ртути, талия, кадмия, шестивалентного хрома, нефтепродуктов, поверхностноактивних веществ (шампуни, стиральные порошки, пасты), нитритов, бензопиренов.

Следует отметить, что новые украинские санитарные нормы качества питьевой воды (СанПиН 138/ 1940-96) самые строгие в мире. Они даже больше более жесткие, чем нормы ВООЗ.