Структура и основные задачи, силы и средства ГО.
Исходя из предназначения, роли и места в обеспечении безопасности государства гражданская оборона решает следующие основные задачи:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- представление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по маскировке;
- проведение аварийно-спасательных работ;
- первоочередное обеспечение пострадавшего населения;
- борьба с пожарами;
- обнаружение, обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий и территорий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб;
- срочное захоронение погибших;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов сущест-венно необходимых для выживания населения;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Эти задачи могут быть выделены в три обособленные группы:
- задачи, направленные на подготовку к защите населения, материальных ценностей и территории, а также на защиту их при возникновении опасностей;
- задачи, обеспечивающие повышение устойчивости функционирования экономики в военное время;
- задачи направленные на подготовку органов управления, населения и сил к проведению аварийно-спасательных и других неотложных задач и их проведение при возникновении опасностей, вызванных военными действиями.
Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил гражданской обороны также максимально полно соответствует требованиям как мирного, так и военного времени. Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы,
специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Указанные органы созданы при начальниках гражданской обороны всех уровней: в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях и в организациях.
Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной, МЧС России.
Основными задачами МЧС России в области гражданской обороны являются:
- реализация единой государственной политики в данной области;
- осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны;
- осуществление государственного управления и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и объектов экономики;
- осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации по гражданской обороне.
МЧС России имеет территориальные органы, созданные в установленном порядке. Это региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, практически совпадают с границами военных округов.
По согласованию между МЧС России и субъектами Российской Федерации повсеместно созданы органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. Указанные органы возглавляются и комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны. Ими являются министерства, государственные комитеты и комитеты по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, созданные в составе или при соответствующих органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Решением соответствующих органов местного самоуправления аналогичные управленческие структуры гражданской обороны образованы на территориях сельских районов, территориях городов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов.
В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением, за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, создаются штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
В организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек, назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из работников по совместительству.
Силы гражданской обороны, в соответствии с законодательством, включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Для решения задач в области гражданской обороны привлекаются, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.
Войска гражданской обороны организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.
Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданские организации гражданской обороны, которые создаются сейчас по территориально-производственному принципу из бывших невоенизированных формирований гражданской обороны. В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний, а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы.
Гражданские организации гражданской обороны – это формирования, создан-ные на базе организаций и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.
Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированные организации, имеющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Условия определения организаций, создающих гражданские организации гражданской обороны, а также порядок их создания и деятельности установлены Положением о гражданских организациях гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999г., № 620.
Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожар-ные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
В их состав входят:
- сводные отряды, команды и группы; спасательные отряды, команды и группы; -
- сводные отряды, команды механизации работ;
- команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские отряды, бригады, дру-жины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты;
- аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.
Значительная часть гражданских организаций гражданской обороны организационно сведена в службы гражданской обороны. Они представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил гражданской обороны, наиболее подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности и подготовки личного состава.
Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 г. образованы 5 федеральных служб гражданской обороны (противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и защиты культурных ценностей) на базе соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Кроме них в субъектах Российской Федерации, городах и районах созданы также и другие службы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горюче-смазочных материалов и другие. В среднем количество служб гражданской обороны на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложенных на них специфических мероприятий зачастую невозможна деятельность гражданских организаций гражданской обороны и даже войск гражданской обороны по защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решение о создании федеральных служб принимаются Правительством Российской Федерации, о создании территориальных, местных и объектовых служб - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
Структура, задачи и деятельность служб гражданской обороны определяются положениями о службах гражданской обороны, утверждаемыми соответствующими начальниками гражданской обороны.
В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.
В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходимой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в заданных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника повсеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.
В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил граж-данской обороны в интересах решения возложенных на нее задач, в мирное время задействованы усилия разнообразных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприя-тий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ве-теринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и т. д.
Для обеспечения подготовки и ведения гражданской обороны в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и других мероприятий. Мероприятия гражданской обороны проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают возможность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемого воздействия по городам и объектам тыла страны.
В целях реализации указанного дифференцированного подхода среди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (получившие название категорированных по гражданской обороне), по которым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжирование.
Для территорий и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по гражданской обороне, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы мероприятий и нормативно-технических требований по гражданской обороне.
Финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации: в федеральных органах исполнительной власти и подчинен-ных им бюджетных организациях – за счет средств федерального бюджета; в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомст-венных им бюджетных организациях – за счет бюджетов субъектов Российской Фе-еаии и местных бюджетов; во внебюджетных организациях - за счет собственных средств этих организаций.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (независимо от формы собственности), возме-щаются - при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа - за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.