Паспорт на учебную экологическую тропу.

Местонахождение______________________________________________________

Проезд далее пешком___________________________________________________

Землепользователь_____________________________________________________

Постановление органов власти о создании тропы_______________________________

Значение тропы___________________________________________________________

Направление маршрута (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние между ними)____________________________________________________________________

Режим использования______________________________________________________

Необходимые мероприятия__________________________________________________

Ответственный за охрану тропы______________________________________________

Шефствующие учреждения _________________________________________________

Тропа создана_____________________________________________________________

 

Приложения: а) карта-схема маршрута, б) описание экскурсионных объектов.

 

Экологическая тропа – это учебно-просветительный “кабинет” в природных условиях. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов и т. д.
При выборе маршрута экологической тропы целесообразно учитывать основные условия, как:

  • доступность маршрута для посещения учащимися, например близость к школе, летнему лагерю;
  • достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным населением;
  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников (примерно 2–2,5 ч). Этому будет соответствовать оборудованный маршрут длиной около 2–3 км. В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсий будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

Требования к выбору маршрута.

Чтобы раскрыть смысл и основ­ные приемы выбора трассы и организации тропы, нужно соблюдать три глав­ных требования, которым она должна удовлетворять:

1. Привлекательность троп для посетителей склады­вается из трех компонентов: красоты природы, ее своеоб­разия и разнообразия.

Каждая тропа должна быть непохожа на другие. Это достигается не только проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности: причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п., но и с помощью оформления, элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п. Тропа не должна быть монотонной. В процессе бла­гоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей.

При выборе обзорных точек (т. е. площадок, находящихся обычно на возвы­шении, с которых наилучшим образом открывается па­норама местности) наряду с познавательными сведениями географического и биоло­гического плана, внимание уделяется сезонной смене ас­пектов, форм, красок и органолептических качеств окру­жающих растительных сообществ, а также акустичес­ким явлениям.

Критерием выбора трассы тропы могут стать и нали­чие памятников архитектуры и этнографии, историчес­кие места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья, эрратические валуны, вулканические «бомбы», пещеры, целебные источники, считающиеся у местного населения священными.

Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соб­людения природоохранных требований. Маршрут следует планировать таким образом, чтобы он по возможности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями.

2. Доступность для посетителей — одно из самых главных требований при проектировании учебной тропы - влияет прежде всего на выбор трассы. Необходи­мо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому мо­менту, как он сделает первый шаг по тропе. Сама трасса тропы не должна представлять боль­шой опасности или сложности для прохождения (слиш­ком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п.), чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.

3. Информативность, т. е. способность удовлетво­рять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, — непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную биологическую направленность. Однако, не менее важно создавать такие тропы, кото­рые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер взаимодействия человека с при­родой.

Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой плани­ровки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уни­кального объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы показать весь спектр ланд­шафтов, типичных для данного района.

С информативностью тропы связано и то обстоя­тельство, что учебные тропы создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где их нет. В таких местах учебная тропа помогает лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так называемая минимальная учебная тропа должна быть спланирована таким образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление о всей посещае­мой территории.

Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупно­масштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания. Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся, которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами. Лучше, если руководит такой ра­ботой учитель.

После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультан­тами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информа­ционных досок, экологических знаков и указателей, оборудова­ния обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения на рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные – красным, ин­формационные — черным. На оборотной стороне карты – пояснение к цифровым обозначениям.

Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окру­жения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Для этого можно рекомендо­вать создание микрозаказников для насекомых, пробных площа­док с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследователь­ской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологи­ческого просвещения посетителей тропы. Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы деревьев этими животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным явлением разрушения почвы.

Одной из задач экологического образования является форми­рование бережного отношения к лекарственным, редким и ис­чезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площа­док. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.

Самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важней­шее качество личности — убежденность, которая опира­ется не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки эколо­гически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсово­дами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие. Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.


Правила поведения на экологической тропе.

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

1. запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

2. с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;

3. в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

4. топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;

5. на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);

6. курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;

7. движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;

8. по той же причине не стоит брать с собой собак;

9. после себя не оставлять никакого мусора.

 

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе заня­тий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отно­шений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспи­тательного процесса на тропе.