Особенности развития российской благотворительности во второй половине Х1Х века.

Наиболее интенсивно частная благотворительность развивалась в пореформенный период. Особенно возросла в это время роль частной благотворительности в обеспечении детей. Если в ХУШ веке было основано 24 частных благотворительных общества, то за первые 60 лет Х1Х века – 204, а за последние 40 лет столетия – 8105. В 1902 году функционировало более 11 тыс. частных благотворительных учреждений и более 19 тысяч приходских попечительских совета. Материальную основу благотворительных организаций и учреждений составляли их недвижимость, собственные капиталы, различные поступления и пожертвования, пособия, членские взносы и т.п. Частная благотворительность приобрела массовый характер, инициатива в ней перешла от немногих представителей аристократических фамилий к достаточно широкой массе купцов, фабрикантов, мелких помещиков. В начале ХХ века только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% - из средств частной благотворительности.

С отменой крепостного права особое значение приобрела необходимость борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищих и др. В срочной благотворительности нуждались более пяти процентов россиян.

На всех исторических этапах становления и развития благотворительности купеческое сословие принимало активное участие в этой деятельности. При этом можно отметить, что основная мотивация деятельности русского купечества определялась двумя направлениями: во-первых, религиозно-этические мотивы; во-вторых, социальные мотивы. Наиболее частым проявлением церковной благотворительности являлось строительство храмов. Упоминания о том, что какой-либо храм построен на деньги купцов, относятся уже к Х1У – ХУ векам. Это были как корпоративные церкви, так и небольшие приходские храмы и монастыри, построенные на индивидуальные пожертвования. Интересно проследить, какими мотивами руководствовалось русское купечество в этой своей деятельности:

во-первых, добившись успеха и богатства, человек нуждался в сознании праведности своего дела и нравственности своего богатства и успеха, а наиболее очевидным внешним проявлением благочестия являлось строительство и украшение храма;

во-вторых, в русском православном сознании утверждалась идея не самоценности, а социальной значимости и ответственности богатства. Уважение и признание со стороны общества надо было заслужить.

в-третьих, важнейшим мотивом церковных пожертвований являлось желание выразить в зримой, наиболее понятной практичному человеку форме благодарность Богу за дарованный успех.

Примером может служить Великий Новгород, в котором за счет купеческих средств было построено более 90 церквей.

Исследователь московского купечества П.А.Бурышкин считал, что " самое отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не только, или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную богом или судьбой. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и и том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела."

Занимаясь благотворительностью, предприниматели действовали по евангельской формуле: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел. Меня накормил. Меня посетил". Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. "Богатство обязывает"- говорил П.Рябушинский. Все эти люди были в первую очередь, созидателями. Они создавали не капиталы, а, в первую очередь, производства, заводы, мануфактуры. Создавали и городскую среду: жилье, училища, больницы. Характерный пример такого купца созидателя - Арсений Иванович Морозов. То, что было им построено в подмосковном Богородске, до сих пор составляет основу городского хозяйства. Даже трамвайную линию, единственную на все Подмосковье, провел он. И электрифицировал старообрядческие деревни за десять лет до "лампочки Ильича".

Однако оценка церковной купеческой благотворительности в России была неоднозначной. Несмотря на прямую ориентацию на завоевание общественного мнения, в нем всегда присутствовало сомнение в искренности и бескорыстии жертвователей, поскольку источником благотворительности порой становилось богатство, нажитое нечестным путем – обманом, обвешиванием и обсчитыванием покупателей и т.д. Исследователь купеческого быта Е. Голубинский писал: « Наши купцы, столь усердные во внешней молитве, столько приверженные к храмам и теплящие в своих лавках неугасимые лампадки, до такой степени мало наблюдают честность в торговле, что можно подумать, будто они теплят лампадки затем, чтобы Бог помогал им обманывать людей.». Глядя на таких «благотворителей» и» храмостроителей», современники понимали, что их подлинная цель состоит в том, чтобы «откупиться» от Бога. Поэтому купеческая церковная благотворительность в глазах народа несла изначально нравственный изъян.

Примером двойной морали может послужить история рабочего бунта на ткацкой фабрике купца А.И.Хлудова, нажившего миллионы и жертвовавшего большие средства церкви. Незадолго до бунта он перечислил типографии, печатавшей богослужебные книги для старообрядцев 12 тысяч рублей.. При этом условия работы на фабрике Хлудовых были очень тяжелые: хлопчатобумажная пыль, удушливая жара и запахи, огромные штрафы, выплата жалования съестными припасами и одеждой из хозяйских лавок. Все эти условия привели к бунту. Более того, во время пожара на фабрике в 1882 году по распоряжению директора рабочие были заперты в горящем здании, чтобы не разбежались и лучше тушили пожар. В результате чего были многочисленные жертвы ( семь возов трупов). В этом смысле деятельность Хлудова есть типичный пример того, когда русский предприниматель правой рукой забирал у одного, а левой отдавал другому.

Следует отметить и социальные причины благотворительности и меценатства в России в Х1Х веке. В России сложилась несколько иная ситуация, чем на Западе. Буржуазия не являлась победившим классом, дворянство продолжало оставаться привилегированным классом, стоявшим выше буржуазии. Образ жизни дворян, отличавшийся праздностью, демонстративным потреблением и расточительством, для многих представителей третьего сословия был притягательным.

До 1850-х годов в среде купечества господствовала высказанная старшим поколение точка зрения, что " наука только отбивает от дела". Но с 1870-х годов купцы стремились дать детям хорошее образование. Первоначально достаточно было прикладного образования в коммерческих школах и реальных училищах, а позднее появилось стремление к образованию в классических гимназиях и университетах.

Обращает на себя внимание тот факт, что в конце века усилилось стремление молодых членов купеческих семей получить высшее образование, заняться наукой, художественным творчеством и литературой. В качестве примера можно привести династию Щукиных. Родоначальники династии активно занимались предпринимательством, а их сыновья Петр Иванович коллекционировал предметы русской старины, Сергей Иванович собирал картины современной французской живописи, Иван Иванович проживал в Париже и собирал книги по истории русской религиозной мысли. Характерен пример семьи Бахрушиных. Третье поколение Бахрушиных - Владимир, Сергей и Алексей стали больше интересоваться искусством, чем их отец. Главным делом Алексея стал Музей театра.

Необходимо отметить еще один аспект благотворительной и меценатской деятельности. Городские власти и крупная буржуазия были объективно заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный персонал , способный овладеть новым оборудованием, новейшими приемами ведения капиталистического хозяйства, для того, чтобы выдержать жестокую конкуренцию. Отсюда их заинтересованность в развитии образования, и в первую очередь, профессионального. В соответствии с разработанным Министерством финансов Положением "О коммерческих учебных заведениях" (1896 г.) была выстроена довольно четкая структура организации коммерческого образования. Она включала четыре основных типа учебных заведений: коммерческие курсы; торговые школы и классы; средние коммерческие училища; высшие общественные и частные учебные заведения. При учебных заведениях были организованы попечительские советы из представителей тех общественных организаций, которые выделяли средства на их содержание. Всего за 20 лет с 1896 по 1916 гг. численность коммерческих училищ возросла с 8 до 602. Наибольшее развитие коммерческое образование получило в Москве и Петербурге. К 1914 году в стране насчитывалось 8 коммерческих институтов, крупнейшим из которых являлся Московский коммерческий институт, в котором обучалось более 5 тысяч студентов.

Интерес к коммерческому образованию со стороны предпринимателей вызвал к жизни создание различных обществ для поддержки и распространения этого вида образования. Наибольшую активность проявило Московское общество распространения коммерческого образования. Подобные общества действовали в Петербурге, Киеве, Симбирске, Самаре, Нижнем Новгороде и других городах. Проблемы создания материально-технической базы в этих училищах брали на себя попечительские советы, которые включали крупных представителей бизнеса. Так, попечительский совет Московского коммерческого института состоял из 19 человек, среди которых было 7 человек потомственных почетных граждан и купцов. Среди них такие известные фамилии, как П.П. и В.П. Рябушинские, А.И.Коновалов, П.А.Бурышкин и другие. Почетным членом являлся С.Ю.Витте, а возглавлял совет известный московский предприниматель А.С.Вишняков. Члены совета не только контролировали работы, связанные с постройкой собственного здания института, но активно искали крупных жертвователей, что позволило не только закончить к 1912 году строительство учебного корпуса, но и приобрести еще один участок земли для продолжения постройки здания 2 и 3 очереди.

Попечительские советы активно решали вопросы материальной поддержки студентов. Так Попечительский совет Московского коммерческого института учредил "Общество для содействия недостаточным слушателям", в котором состояло 108 членов. Общество выделяло стипендии на оплату обучения нуждающимся студентам. Только за один 1912/1913 учебный год от платы за обучение было освобождено около 30% всех обучающихся. На пожертвованные капиталы было учреждено 30 именных стипендий. Подобная активность объяснялась тем, что коммерческие учебные заведения рассматривались предпринимателями как возможность сохранения купеческого сословия. Известные предприниматели Рябушинские неохотно привлекали людей со стороны и пытались создать свои собственные кадры и брали их из этого института.

В то же время необходимо отметить, что свобода пожертвований всячески сдерживалась государством. Например, жертвователь, который желал выплачивать именную стипендию в каком-то учебном заведении, обязан был внести сразу всю сумму, проценты с которой обеспечивали бы выплату стипендии. Существовал также закон, который запрещал открывать благотворительные заведения, если они полностью не обеспечены капиталом. Вот почему только очень состоятельные люди могли воплотить в жизнь свое желание создать приют, больницу, школу или библиотеку. По этой причине основное количество коммерческих учебных заведений было учреждено не отдельными частными лицами, а специальными купеческими обществами и биржевыми комитетами.

Говоря о мотивах благотворительной деятельности купечества, надо отметить и тот факт, что именно эта деятельность открывала скорый путь и верный доступ к чинам, орденам, почетным званиям, к которым предприниматели не были равнодушны, так это влияло на их общественное положение. Лишь редкие жертвователи, такие, как братья Третьяковы, С.Морозов, С.Мамонтов и некоторые другие были равнодушны к правительственным наградам. Еще Екатерина П начала поощрять благотворительную деятельность. При ней за это можно было получить звание почетного гражданина, которое давало ряд льгот и привилегий ( носить шпагу, получать личное дворянство и т.д.) По имени купца Горохова была названа улица в самом центре Петербурга. В конце Х1Х века известный купец К.Т.Солдатенков за "пожертвование и усердие" имел ордена Станислава 2 и 3 степени, Анны 2-ой степени, Владимира 4 -ой степени. Довольно высоко в купеческой среде котировались почетные звания коммерц- и мануфактур-советника. Чаще всего эти звания давали за благотворительность. Действовал принцип "заплати деньги - получи награду". Такое циничное отношение к благотворительности было обычным делом в предпринимательской среде.

Основная часть средств на благотворительные цели шла в Москве и Петербурге. Согласно статистике, в 1897 году купеческое сословие потратило на благотворительные цели 1 млн. 132 тыс. руб., из них в Московской и Петербургской губерниях было израсходовано более 950 тысяч руб. В Москве благотворительностью в этот год воспользовались 33% населения.

Деятельность русских предпринимателей в области меценатства и благотворительности можно оценивать по-разному. Каковы бы ни были мотивации русских меценатов, благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже Х1Х-ХХ веков, были найдены такие таланты, как Ф.Шаляпин, Врубель, К.Коровин и другие, собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства. Говорить о благотворительности сложнее. Преобладание социальных мотивов над религиозно-этическими привело к обнищанию российского пролетариата и в итоге к пролетарской революции. Для того, чтобы избежать подобных потрясений впредь, современным российским предпринимателям нужно "полюбить ближнего" в лице своего наемного работника, обеспечить ему достойный заработок, а не тратить деньги на хорошо рекламируемые разовые пожертвования в пользу какого-либо фонда.

3. Меценатство как одна из форм благотворительной деятельности русского предпринимательства.

 

Один из видов благотворительности в сфере культуры обычно характеризуется как меценатство. Слово "меценат" произошло от имени римского государственного деятеля, приближенного императора Августа и покровителя деятелей науки и искусства Мецената Гай Цильния (УШ век до н.э.). Благотворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатов отличалась большим профессионализмом и поэтому принесла столь значительные результаты для русской культуры. Ведь стремление что-либо бескорыстно сделать для русской культуры еще не означает приносить ей пользу. Профессионализм в меценатстве это еще и обладание особым даром инициативы, интуиции видеть и делать то, что имеет непреходящее значение для отечественной культуры. Принципиальное значение имеет и то, что меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Огромное значение имеет тот факт, что меценатская деятельность носила не разовый характер, а имела тенденцию к постоянству и системности. Именно это позволило настоящим меценатам внести огромный вклад в развитие национальной культуры. Без меценатов не существовала бы менделеевская таблица, по небу не летали бы самолеты. Без денег купца Х.С. Леденцова не работала бы лаборатория И.П.Павлова, а работы К.Циолковского значительно затянулись.

Стоит отметить, что даже в Х1Х веке, который называют золотым веком меценатства в России, когда благотворительность была явлением очень широко распространенным, деятельность меценатов не всегда находила понимание современников. С.Т.Морозов за свои коллекционерские и театральные интересы прослыл в купеческой среде чудаком. Даже такой уважаемый и последовательный в своих действиях меценат П.Третьяков не исключал возможности быть осмеянным в главном деле своей жизни. Он писал в своем завещании: " капитал же в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи... Больше всех обращаюсь с просьбой к брату Сергею; прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, а понять".

Весьма неоднозначно относилась к меценатам и интеллигенция. Известный музыкальный критик В.Стасов писал о меценатах, что он преклоняется перед ними с глубоким почтением. Другое отношение мы видим у А.П.Чехова: " Тип старых бар, заводивших с жиру собственные театры и оркестры, на Руси еще не вывелся. Откройте житие железнодорожного барина г. Саввы Мамонтова и вы убедитесь в целости типа". И это написано о человеке, который раскрыл и поддержал таланты Васнецова, Врубеля, Коровина, Шаляпина! Он нашел и поставил на ноги Ф.Шаляпина, расчистил дорогу Константину Коровину, как мать с новорожденным, возился с больным художником Врубелем.

Можно много спорить о том, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций. В конце концов, какими бы мотивами они не руководствовались - тщеславием, выгодой или просто любопытством - это все же их личное дело. Для нас важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже Х1Х - ХХ веков произошел настоящий расцвет русской культуры.

По инициативе действительно просвещенных и по настоящему образованных дарителей, преисполненных любви к Родине и ее историческим традициям, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, формировались художественно-эстетические центры, открывались уникальные галереи и музеи, получали заслуженное призвание у отечественной интеллигенции театры. Такими были Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера Зимина, Московский кустарный музей, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств (на строительство которого крупный заводчик Ю.С.Мальцев израсходовал более 2 млн. руб.). По существу, вся московская лечебная база была создана на деньги московского купечества : Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы, современный институт им. Склифасовского и многие другие.

Купец Солодовников на несколько лет раньше Третьякова начал собирать коллекцию русской живописи, в которой были работы К.Брюллова, В.А.Тропинина, П.А.Федотова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского и многих других. Собрание живописи, насчитывающее более 230 полотен, К.Т.Солдатенков завещал Румянцевскому музею. Туда же была передана коллекция гравюр, скульптур и живописные работы европейских мастеров, а также библиотека, в которой было более 8-ми тысяч редких книг. Все это сегодня хранится в фондах Государственной библиотеки им. В.И.Ленина. Недаром купца Солдатенкова называли русским Медичи.

Интересно отметить тот факт, что большинство московских купцов были старообрядцами. Находящаяся недалеко от нашего университета Преображенка была наряду с Рогожской заставой районом, где сформировался один из центров старобрядчества. Там был построен купцом И.Ковылиным самый большой в Москве Богадельный дом, который сейчас считается историческим памятником.

Благотворительная деятельность старообрядцев была органично связана с кропотливым собиранием и сохранением бесценных реликвий старой Руси. Они скупали старинные религиозные книги, старые иконы, старинную резьбу по дереву, домашнюю утварь. Так в Покровском кафедральном старообрядческом соборе (недалеко от станции метро Таганская) хранится уникальное собрание древнерусской литературы и икон старого письма из собраний купцов Рахманова и Солдатенкова.

Настоящему русскому меценату не нужна была в качестве компенсации реклама, позволяющая с лихвой возместить даруемое. Савва Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при непременном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. В современном Орехово-Зуеве хорошо помнят, как много доброго сделал Савва Тимофеевич для рабочих. Когда гроб с телом С.Морозова в мае 1905 года привезли из-за границы, его несли от Курского вокзала на руках до Рогожского кладбища, проводить его в последний путь пришло более 15 тысяч человек, среди которых было много бедных и нищих людей. На одном из венков было написано: "Ты жил и жить давал другим".