Проблема урбанизации

 

В XX веке параллельно росту народонаселения планеты шел процесс урбанизации, т.е. сосредоточения населения и экономи­ческой жизни в городах. Если в 1900 г. в городах проживало 224,4 млн. чел. (13,6%), то в 1980 г. - 1821 млн. чел. (41,I%).


По прогнозам демографов к началу XXI века из населения планеты 7 млрд. чел. 5,5 будут жить в городах. Урбанизация явилась не­избежным следствием функционирования индустриального общества с его требованиями специализации и концентрации производства. Развитие урбанизации имеет ряд особенностей и создает серьез­ные экологические проблемы. К особенностям урбанизации отно­сятся ее неравномерность, тенденция развития мегаполисов, из­менения естественных условий жизни, резкое увеличение массобмена в крупных городах и сложность водоснабжения для некоторых из них. Экологическими проблемами крупных городов являются вы­раженные загрязнения атмосферного воздуха, сложность ликвида­ции отходов современного города, повышение заболеваемости на­селения и негативные сдвиги нравственности городских жителей.

Процесс урбанизации затронул практически все государства мира. Однако этот процесс идет неравномерно. В развитых стра­нах доля городского населения сейчас превышает 70%, а в неко­торых из них уже подошла к пределу. Так, в Великобритании 35 лет процент городского населения стабилен и равен 91%. В госу­дарствах же Африки этот процент около 20, а в городах Китая живет 32% жителей страны.

Второй особенностью урбанизации стала тенденция к создании мегаполисов. Они в развивавшихся странах растут быстрее, чем в развитых, правда, за счет стагнации мелких городов и умеренном росте средних. Например, самым большим городом в начале XXI века должен стать Сан-Пауло в Бразилии: население Мехико уже сейчас больше, чем в Нью-Йорке. В развитых странах появление мегаполисов чаще всего связано с практическим слиянием в одну урбанизированную территорию крупных промцентров, как это про­исходит в Рурском бассейне Германии и в районе Великих озер США (города Чикаго и Питсбург). Самым крупным объединением в США должно стать слияние Бостона-Нью-Йорка-Вашингтона (около 60 млн. чел.). Правда, значительная часть футурологов Запада предсказывает резкое сокращение процесса урбанизации вследс­твие уже идущего (например, в США и Японии) превращения ин­дустриального общества в постиндустриальное. Для последнего характерны отказ от глобальной специализации и концентрации производства и приоритетное развитие средних и мелких предпри­ятий с выпуском законченных и годных к употреблении изделий. Такие предприятия обычно размещаются в мелких и средних городах.

Третья особенность урбанизации - резкое увеличение массобмена между городом и другими территориями. Город является субсидируемой экосистемой и для его функционирования необходима доставка энергии, пищи, воды и сырья для промышленности. Соответственно растут и отходы. Наглядное представление о масштабах материальных потоков в городах дает рис. 3.1. Следу­ет только добавить, что для продовольственного обеспечения та­кого города (с населением 1 млн. чел.) необходимо 800000 га сельхозугодий.

 

 

 


Рис. 3.1. Массообмен, т/сут, современного города

 

Наиболее существенным с точки зрения экологов является из­менение естественных условий жизни в черте больших городов. Такие изменения затрагивают климатические условия, газовый состав атмосферы, биогеохимию городских территорий и их ок­рестностей. воздействие широкого спектра энергетических заг­рязнений, Жители больших городов получают на 30% меньше УФО, необходимого для образования в коже человека витамина Д. На 15% уменьшается солнечная инсоляция, на 2-3°С поднимается тем­пература воздуха. Возникшие различия температурных режимов способствуют конденсации атмосферной влаги и увеличивают коли­чество осадков (примерно на 10%),

Если содержание основных компонентов атмосферы (N2 и О2) одинаково во всех регионах планеты и во всех слоях ее газовой оболочки (в тропосфере, мезосфере и стратосфере), то содержание пыли в городах в 30...40 раз выше, чем фоновое. Концентра­ция вредных примесей в значительном числе городов РФ с населе­нием в десятки млн. чел. превышает 10 ПДК, а в некоторых промцентрах значительно выше, что создает экстремальные ситуации. Загрязнение почв около предприятий черной металлургии в 250 раз выше фона, цветной - в 450 раз. Высок и уровень акустического шума; его интенсивность в городах достигает 100 дБ, а на крупных магистралях 110 дБ А, приближаясь тем самым к боле­вому порогу слухового анализатора. Велики и интенсивности электромагнитных излучений, создаваемых промышленными установками и радиолокационными станциями.

Для ряда городов сложно решается вопрос с водоснабжени­ем. Обеспечение водой Москвы потребовало создания канала Моск­ва - Волга и дорогостоящей системы водохранилищ на территории своей и соседних областей. В некоторых городах (например, в Караганде) вода доставляется за 457 км.

Высокие загрязнения промгородов составляют самую тяжелую экологическую проблему. При неблагоприятных метеорологических условиях, затрудняющих естественное проветривание улиц, в та­ких городах, как Лондон и Токио уже неоднократно наблюдались массовые отравления смогом. Эти загрязнения приводят к резкому обострению респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, число которых в городах Бельгии, США и Англии достигало 6...10 тыс. чел., а число умерших - десятков и тысяч человек. Не ме­нее велика и частота хронических заболеваний от загрязнения воздуха канцерогенами. Рак легких, вызываемый курением и нали­чием канцерогенов в выбросах промпредприятий, стал самым час­тым заболеванием у мужчин. Самыми распространенными заболева­ниями в городах стали аллергические болезни, вызываемые заг­рязнением среды аллергенами. Ведущая нозологическая единица этой группы заболеваний - бронхиальная астма - как причина внезапной смерти приближается к уровню инфаркта миокарда.

Не меньшую опасность для здоровья населения городов представляют "болезни цивилизации", т.е. группа заболеваний, вызванных специфическими условиями жизни больших городов. Го­родской житель постоянно находится в условиях стресса. Как правило, он должен выполнять больший объем работы на предприя­тиях и учреждениях, чем в провинции (из-за большой дороговиз­ны), у него наблюдается частый десинхроноз (нарушение естест­венных биоритмов организма трехсменной и ночной работой, жестким трудовым ритмом города, социальной синхронизацией и други­ми стрессовыми факторами). Систематический стресс - основная причина сердечко-сосудистых заболеваний. Немаловажную роль в развитии стресса играют чисто экологические факторы, которыми по медицинским данным вызывается 40% всех инфарктов миокарда.

Следующей тяжелой экологической проблемой городов являет­ся необходимость утилизации громадного количества отходов. В РФ ежегодно накапливается 50 млн.т только твердых бытовых от­ходов ( в CША их в 2...2,5 раза больше). Бытовые отходы в на­шей стране занимают более 15 тыс.га, выключая эти земли из сельскохозяйственного пользования. Сжигание бытовых отходов на свалках приводит к загрязнению воздуха диоксином, промотором канцерогенных заболеваний. Не меньшую площадь занимают и отхо­ды производства; их утилизация не менее сложна, чем утилизация бытовых отходов. Принятая же на Западе практика сжигания отхо­дов с большим содержанием органических веществ на мусоросжига­тельных заводах не решает проблемы: вместо загрязнения почвы создается загрязнение воздуха.

Разумеется, в городах имеются и значительные удобства для жизни: более совершенный транспорт, широкие возможности для образования; города являются крупными центрами науки, культуры и искусства. Но за все это приходится платить: дышать отрав­ленным воздухом, пить пахнущую хлором воду, жить в условиях растущей преступности, одиночества и депрессии. Частота самоу­бийств в городах значительно выше, чем в сельской местности; в них же более выражен упадок морали и нравственности, больше наркоманов и больных венерическими заболеваниями. Вновь появи­лась масса беспризорных детей и т.д.


 

Наглядное представление о соотношении между удобствами городской жизни (а) и качеством городской среды обитания (б) при увеличении числа жителей городов и превращением их в мегаполисы дает рис 3.2.

 

 

 

 


Рис. 3.2. Схема соотношения между удобствами городской жизни и качеством среды обитания