СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарское занятие 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Статус естествознания в современном мире. Характерные черты и динамика ее развития. Соотношение науки и религии, науки и философии. Эволюция и место науки в системе культуры. Значение науки в эпоху ИТР. Воздействие НТР на жизнь общества и на мировоззрение людей. Отрицательные последствия НТР и противоречия современной науки. Эволюция и место науки в системе культуры. Естественнонаучные и гуманитарная культуры. Отличие науки от других областей культуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Каков предмет естествознания?

2. Что такое культура и наука?

3. Каковы закономерности развития науки?

4. Что такое научно-техническая революция?

5. Каковы основные черты НТР?

6. Что следует понимать под словом «концепция»?

7. Какие существуют противоречия в развитии НТР?

8. Каковы негативные последствия НТР?

9. Какое техническое приложение имеют астрономия, кибернетика и другие науки?

10. Какова связь науки и техники?

11. Отличие НТР от социально-политических революций.

12. Различия между естественнонаучными и гуманитарными науками.

Семинарское занятие 2. СТРУКТУРЫ И МЕТОДЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

К генезису естественнонаучного познания. Типы научной рациональности в истории естествознания. Эмпирический и теоретический уровни науки как уровни естественнонаучного познания. Методы научного познания. Применение математических методов в естествознании. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Естественнонаучная картина мира. Панорама современного естествознания и тенденция развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является критерием научного знания?

2. В чем состоит сущность процесса научного познания?

3. Что такое эксперимент?

4. Что такое моделирование?

5. Что такое ошибка измерения?

6. Что такая малая выборка?

7. Как определяется ошибка малой выборки?

8. Что такое научная революция?

9. В чем содержание перехода от геоцентрического к гелиоцентрической системе мира?

10. Что такое натурфилософия?

11. Назовите известных представителей натурфилософии древности.

12. Кто впервые доказал единые начала физики для земных и небесных явлений?

13. В чем состоит заслуга И. Ньютона?

14. Кто автор квантовой гипотезы?

15. В чем суть концепции атомизма?

16. В чем состоит заслуга Д.Джоуля?

 

Задания для подготовки к экзамену:

Методология и история естествознания

Задание №1. Функция науки, способствующая формированию научной картины мира

Задание №2. Выберите неверное утверждение

Варианты ответов:

-С точки зрения естественных наук – интерпретация природного явления строго индивидуальна и зависит от личности ученого

- Естественные науки изучают универсальные процессы в природе

- В гуманитарных исследованиях большое значение имеет личная позиция ученого, что часто приводит к многозначным выводам.

- Система естественных наук включает физику, химию, биологию.

Задание №3.Назовитеверный принцип этики научных исследований

Задание №4.Назовитеважнейшую функцию науки, позволяющая сформировать целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях, существующих в природе

Задание №5.Псевдонаука, которая занимается поиском внеземных цивилизаций

Задание №6.Псевдонаука, предметом изучения которой является взаимодействие человека с потусторонним миром

Задание №7.Метод познания, который сводится к получению частных выводов, на основе каких-то общих положений

Задание №8.Что является отличительным признаком псевдонауки?

Задание №9.Приведите примером дифференциации естественных наук

Задание №10.Выберите неверное утверждение

Варианты ответов:

-Естественные науки химия, физика, биология возникли и развивались независимо друг от друга

- Любое биологическое явление невозможно рассматривать вне связи с химическими и физическими факторами

- Естествознание можно представить в виде иерархической лестницы, в основании которой находится физика

- Естествознание не сумма наук о природе – они взаимно связаны друг с другом и переходят друг в друга

Задание №11.Эксперимент…

Задание №12.В механической картине мира принято, что

Задание №13. Выберите пять фундаментальных естественных наук:

Задание №14. Установите соответствие между характерными чертами науки и периодами ее развития

1) механизм

2) гуманизм

3) теологизм

Задание №15.Назовите наиболее полную характеристику науки: наука – это…

Задание № 16.Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира

Задание №17:Эмпирическое знание …

Задание №18:Признаки научных знаний …

Задание №19:Объективность научного знания означает ...

Задание №20:Теоретические методы получения знаний:

Задание №21:Практические методы получения знаний:

Задание №22: Система доказательств - логика была разработана в Древней Греции кем?

Задание №23:Кто является сторонниками эмпирического метода исследования:

Задание №24:Теоретический метод получения знаний был развит в чьих работах?

Задание №25:Рациональный (теоретический) метод базируется на …

Задание №26:Эксперимент как метод естествознания был развит в …

Задание №27:По системе доказательств теоретический метод относится к ### методу.

Задание №28:Древнегреческие натурфилософы впервые…

Задание №29:Признаки, отличающие естественнонаучные знания от гуманитарных …

Задание №30:Признаки и качества, не свойственные естественнонаучным знаниям, но характерные гуманитарным знаниям

Задание №31:Признаки, не характерные для гуманитарной культуры

Задание №32:Макро-уровень организации материи

Задание №33:Микро-уровень организации материи

Задание №34:Сторонники корпускулярногоописания природы

Задание №35:Следствие - это событие, которое ...

Задание №36: При действии причины следствие происходит ...

Задание №37:Какие науки входят в структуру естествознания?

Задание №39:Найдите верное утверждение, которое демонстрирует универсальность принципа дополнительности и соответствует его сути

Варианты ответов:

- соотношение между хаосом и порядком в процессе самоорганизации материи является одним из примеров действия принципа дополнительности

- механика Ньютона и релятивистская механика соотносятся друг с другом по принципу дополнительности

- согласно принципу дополнительности классическая механика является приближением общей теории относительности в слабых полях гравитации и при низких скоростях движения

- порядок и хаос – противоположные сущности и не связаны друг с другом

Задание №40.В механической картине мира принято, что пространство и время …

Задание №41.Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком

2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений

3) построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности

4)активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

4) прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства признаки объектов

Задание №42.Установите соответствие между типом научного знания и его критериями

1) основу методологии составляют экспериментальные методы

2) объект исследования больше идеальный, чем материальный

Задание №43.На эмпирическом уровне научного познания происходит

Задание №44. Для естественных наук характерно

Задание №45. Назовитеверный принцип этики научных исследований:

Задание №46.Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

Варианты ответов:

– механическое движение только частный случай физической формы движения материи

– движение, перемещение в пространстве по непрерывной траектории в соответствии с законами механики

- тело в своем естественном движении стремится к естественному месту: огонь – вверх, а камень – вниз.

Задание № 47.Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
Варианты ответов:

1)существует множество форм движения

2)существуют два вида движения материи: <<естественное>> и <<насильственное>>
3) существует один вид движения
4)механическое перемещение тел в пространстве и времени
Задание № 48.Установите соответствие между типом научного знания и его критериями

1) истины доказываются

2) преобладание качественных оценок

Задание №49. Установить соответствие между характерными чертами науки и периодами ее развития

1) эволюционизм

2) абстрактность

3) механизм

Задание №50.Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом

1) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок

2) прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках и в других признаках

3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон

Задание № 51: Укажите положения, которые соответствуют ведущей идее современной естественнонаучной картины мира – идее универсального эволюционизма

Задание № 51: Установите соответствие между научного знания и его критериями

1) преобладание количественных оценок

2) ведущая функция - понимание

Задание № 52:Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека

2) активное, целенаправленное исследование объектов в контролируемых и управляемых условиях

3) метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик

Задание № 53: Принцип системности научного знания отражает…

Задание № 54: Укажите соответствие между типом научного знания и его критериями

1) ведущая функция – понимание

2) идеологический нейтралитет

Задание № 55: Укажите суждение, которое является верным

Варианты ответов:

- все законы природы являются строго динамическими

- закон – это результат логического построения человеком и он не имеет аналогии в объективной реальности

- все фундаментальные законы являются абсолютно точным отражением действительности

- фундаментальные законы соответствуют объективным закономерностям природы

Задание № 56.Найдите верное утверждение, отражающее суть принципа дополнительности

Варианты ответов:

- можно описать мир путем деления его на части, при этом вполне достаточно подробно описать каждую из частей

- принцип дополнительности сформирован для описания микромира и используется только в микромире

- для полного описания объекта требуется набор дополняющих друг друга характеристик

- можно с одинаково высокой точностью определить все дополняющие друг друга характеристики

Задание №57. Принцип системности научного знания отражает

Задание № 58. Укажите положения, относящиеся к механической картине мира

Задание № 59. Ведущими идеями современной естественнонаучной картины мира являются самоорганизация и

Задание № 60. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком

2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений

3) построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности

Задание № 61. Установите соответствие между типом научного знания и его критериями

1) основу методологии составляют экспериментальные методы

2) объект исследования больше идеальный, чем материальный

Задание № 62.Установите соответствие между методом научного познания и его критериями

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира