Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики

Предпринимательство, как указывалось ранее, является важ­нейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предприниматель­ство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое яв­ление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйство­вания подтверждает это положение полностью.

Как видим, роль малых предприятий в экономике страны до­вольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предпри­ятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с дру­гой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности. В то же время развитие технологий, науки и техники вызыва­ет необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприя­тия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия со­здают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промыш-ленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е гг. Из 40 млн рабочих мест, созданных с 1965 г., на долю высокой технологии приходится не более 5-6 млн человек. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией прихо­дится одно или два рабочих места'.

Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному про- явлению своих личных индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собствен­ного дела, своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их на­клонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.

Таким образом, из изложенного следует, что малые предпри­ятия не являются «побочным» продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая.

во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отноше­ний (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обес­печивается при условии, когда 20-30% граждан страны имеют свое собственное дело);

во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвлен­ную кооперацию производства, без которых немыслима его вы­сокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамично­сти хозяйственного развития и экономическому росту националь­ной экономики;

в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятель­ности крупных и средних предприятий.

Если в прошлом малые предприятия создавались, как резуль­тат стремления каждого открыть свое собственное дело, то в на­стоящее время в большинстве случаев создание малых предприя­тий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Малые предприятия по поручению крупных компаний или с их помощью часто ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.». Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как «C.Pnny Seaes», контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Сотрудничество дает возможность этим гиган­там не только выйти на миллионы потребителей через рознич­ную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как «Форд» и «Крайслер», покупают отдельные компонен-ш для своих автомобилей у многих малых предприятий.

Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать их самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контракт­ную и субконтрактную системы, через систему «франчайзинг» в монополистические производственные комплексы; большие ком­пании являются клиентами малых фирм, а последние - постав­щиками для больших фирм.

Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей и др.

Согласно статистическим данным мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный жомпьютер, полароидная фотография и др.).

На доллар затрат на НИОКР они создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость прохождения всех этапов НИОКР на малых предприятиях на 1/3 выше (2 года с выходом на рынок, а в крупных - 3 года). Затраты на одного ин­женера или ученого на малых предприятиях вдвое ниже, чем в жорпорациях.

Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только ею линии производственных связей, развития новых технологий, ею и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными вредприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудовани­ем. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочислен­ные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру в США, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятель-ь на изучении и обслуживании определенных товарных рын- ков. Кроме того, в каждой отрасли, как показывает опыт США. должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конку­рирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товар­ную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а, следовательно, все преимущества рыночного оборо­та будут подорваны.

В реформировании российской экономики еще со времен пе­рестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегод­ня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпри­нимательства.

Вполне закономерно, что к настоящему времени, по офици­альным данным, на долю частных субъектов малого предприни­мательства в общем количестве частных, государственных и му­ниципальных, а также общественных малых предприятий прихо­дится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, про­изводят 10% ВВП и дают 1/3 прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предприниматель­ства.