Конкурентоспособность предприятия и его продукции

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не являете! имманентным качеством фирмы, это означает, что конкуренто- способность фирмы может быть оценена только в рамках труп-мы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускаю­щих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность мож-во выявить только сравнением между собой этих фирм как в мас­штабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, регио-щальной отраслевой группы может быть признана конкуренто­способной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента -нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление ха­рактера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базо­вых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

• соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по
идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

• соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназна­чена выпускаемая продукция;

• соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функ­ционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы довлетворяют идентичные потребности покупателей, относящи­еся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся г.римерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том слу­чае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет не­корректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с из­влечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денеж­ном выражении, продуктивность использования ресурсов фир­мой может быть оценена показателем рентабельности производ­ства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оцен­ки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны. Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фир­мы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конку­рентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, свя­занных с поддержкой необходимого уровня конкурентного пре­имущества своей фирмы.

В настоящее время, для того чтобы фирма была конкуренто­способной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершен­но новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом, И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной полити­ке, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факто­ров, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы фак­торов:

• технико-экономические;

• коммерческие;

• нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы включают: качество, продаж­ную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потреб­ление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от произ­водительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации то­варов на конкретном рынке. Они включают:

• конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение
между спросом и предложением данного товара, национальные
и региональные особенности рынка, влияющие на формиро­
вание платежеспособного спроса на данную продукцию или ус­
лугу);

• предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютер-
ских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе
покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и дру­
гих предоставляемых услуг);

• рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств
воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

фирмы, компании, страны). Нормативно-правовые факторы отражают требования техни-«ской, экологической и иной (возможно, морально-этической) |гзопасности использования товара на данном рынке, а также ^итгнтно-правовые требования (патентной чистоты и патентной тпнты). В случае несоответствия товара действующим в рас-иитриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стан-рщггов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помо­щью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом юаучения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособно­сти, который помогал бы ей выживать на достаточно долговре-| иеяном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп по­купателей, улучшению сервиса, рекламы.

Основой конкурентоспособности предприятия является кон­курентоспособность его продукции. Конкурентоспособность про­дукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия кон-гретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются глав­ными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с ка­чеством и издержками производства. Причиной успеха или не­дачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уро­вень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты дея­тельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, осно­вой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на выс­шем уровне создает большую привлекательность. Исходя из это­го, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение каче­ства продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность тру­да, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете воз­можность обеспечения необходимого уровня составляющих кон­курентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень произ­водства, уровень организации производства и управления.

По существу, основа современной «философии успеха» зак­лючается в подчинении интересов фирмы целям разработки, про­изводства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потре­бителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стрем­ление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к дости­жению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые результаты, например, многих японских компа­ний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому ру­ководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конку­рентоспособности.

Одновременная работа с товарами, находящимися на разных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компа ниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специшн ции, т.е. выбирают себе одно из следующих «амплуа»: фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами но­вовведений;

• инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные
модификации товара и его дизайн;

• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпо­ставщик относительно несложных изделий массового выпуска;

• производитель традиционных изделий (услуг) высокого ка­чества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии форми­рования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее на­много тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то она вполне под силу от­носительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегод­ня определяют инновационный процесс в развитых странах. Та­ким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порож­дается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объектив­ный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банк­ротства. В результате постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведе­ниям. Именно на основе нововведений удастся повышать каче­ство продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного това­ра. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.