Визуальные средства связи
Еще в древности наряду со звуковыми возникли визуальные средства передачи информации.
К простейшим визуальным средствам прежде всего относятся позы, мимика, жесты, которые широко использовал первобытный человек и которыми мы пользуемся сейчас[64].
С помощью мимики человек выражает или, наоборот, скрывает свои чувства. Мимика – важнейшее средство выражения в театральном и вообще сценическом искусстве.
Жесты как средство передачи информации используются в языке глухонемых[65]. Система жестов существует в армии. Прикладывая руку к шапке, военные приветствуют друга («отдают честь»). С помощью «языка» жестов дирижер управляет такими сложными коллективами как музыкальный оркестр или хор[66].
Кто-то подсчитал, что с помощью рук можно производить несколько тысяч разнообразных движений[67].
Поднимая на охоте руку, старейшина давал знак «внимание», делая взмах рукой, отдавал команду начать действия.
Подобную роль играет шлагбаум. Если он поднят – это означает: путь открыт, если опущен – путь закрыт.
Когда началось строительство железных дорог, появились не только шлагбаумы на переездах, но и подобные же устройства – семафоры – вдоль железнодорожного полотна. С их помощью отдавались команды для машинистов паровозов [68].
До тех пор пока по дорогам передвигались пешком, верхом на лошадях, на телегах и в каретах, дорожное движение никто не регулировал. Единственный указатель, который размещали вдоль дорог – это столбы, позволявшие определять расстояние. В нашей стране они долгое время назывались верстовыми.
Ситуация на дорогах изменилась, когда был изобретен автомобиль.
В связи с этим на перекрестках появились регулировщики. Чем больше становилось автомашин, тем больше требовалось регулировщиков. Тогда был изобретен светофор.
Для регулирования дорожного движения стали использовать и другие средства: знаки дорожного движения, разметка дороги – полосы, так называемая «зебра», обозначающая место перехода.
Когда-то чтобы отличить одного гонца от другого, их стали снабжать специальными знаками, которые получили название жетонов или печатей.
Позднее печати начали привешивать к пересылаемым с гонцами или по почте документам. Когда поток корреспонденции увеличился, вместо вислых печатей появились печати оттиски или штемпели[69].
Поскольку в период средневековья многие европейски рыцари были закованы в латы, для отличия их друг от друга на латах появились специальные отличительные знаки – гербы. Позднее они появились и на печатях[70].
Необходимость отличать своих от чужих на поле боя и за его пределами привела к возникновению униформы. Позднее она стала различаться по родам войск[71]. Форма появилась у чиновников, студентов и школьников. Своя униформа существует в некоторых коммерческих организациях.
Чтобы отличать командира от подчиненного, были введены знаки различия[72].
Те, кто бывал в туристических поездках, знает, что там, где очень людно, экскурсовод, чтобы не потерять туристическую группу, передвигается с флажком в руках.
Именно с этой целью когда-то появились флаги и стяги. Правда, первоначально они были предназначены не для туристов, а для воинов. Первые упоминания о воинских стягах на Руси относятся XI–XII вв.[73] Сейчас знамя имеет каждая воинская часть, каждый военный корабль.
Знамена отличаются размером, формой, цветом, знаками и надписями на полотнище[74].
Появление флагов, знамен и стягов привело к возникновению флажковой сигнализации. Поскольку на море с помощью гонцов или посыльных невозможно быстро передать информацию от одного корабля к другому, для этого стали использовать сигнализацию с помощью набора флагов, поднимаемых на мачтах корабля, или же с помощью размахивания флажками[75].
В России система «сигналопроизводства» на кораблях была узаконена при Петре I в 1699 г.[76]
С помощью мимики, жестов, флагов информацию можно передавать только на близком расстоянии. Для ее передачи на большие расстояния необходимы другие средства. Одним из них становится огонь, который в темноте можно видеть за несколько километров.
Скорость звука – 330 м/с. Скорость света – 300 тыс. км/с, т. е. в миллион раз больше. Неслучайно во время грозы мы сначала видим молнию, затем слышим гром.
Хорошо известна легенда о захвате города Трои. Не сумев взять его штурмом, греки пошли на хитрость. Они подарили троянцам деревянного коня, в котором были спрятаны воины. Ночью воины выбрались из своего укрытия, перебили троянскую стражу и развели у ворот города костер. По этому сигналу их товарищи вошли в город и захватили его[77].
Когда получило развитие мореплавание, долгое время оно имело прибрежный характер. Поэтому огонь начали использовать для указания ночью береговой линии. Так появились маяки[78].
Около 280 г. до н. э. египетский император Птолемей II приказал соорудить на острове Форос маяк, который должен был бы указывать морякам путь в Александрийскую гавань.[79]
Со временем маяки стали непременным атрибутом мореплавания[80].
Позднее для обозначения фарватера или же опасных мест начали использовать плавучие знаки, закрепленные с помощью якоря и получившие название бакенов. Первоначально бакены выделялись на водной поверхности с помощью яркого цвета, затем, чтобы можно было видеть их ночью, бакены стали оснащать фонарями[81].
Главное отличие фонаря заключается в том, что в нем источник света полностью или частично закрыт стеклянным футляром. Футляр защищает источник света от ветра, дождя и снега.
Производство стекла началось в Египте около 3000 лет до н. э. Однако прозрачное стекло появилось лишь на рубеже н. э. Первоначально его производили в Риме. В XIII в. центр стекольного производства переместился в Венецию[82].
Изобретение фонаря привело к появлению судовых огней. «Судовые огни, – говорится в «Большой Советской Энциклопедии», – устанавливают-ся на судах в определенном сочетании в темное время суток для указания их местонахождения, направления движения, типа, состояния, а также рода выполняемых работ»[83].
Со временем фонарями, которые получили название фар, стали оснащать все виды транспорта. Автомобильные фары не только освещают путь ночью, но играют роль предупредительных знаков для пешеходов или же идущего навстречу транспорта.
Подобную же роль играют задние огни на машинах, предназначенные
для показывания габаритов машины. С их помощью водитель сообщает о своем намерении сделать поворот.
«Мигалки» на автомашинах дают знать, что это спецтранспорт: пожарная машина, скорая помощь, машина полиции или же высокопоставленного чиновника.
Фарами или же прожекторами оснащены тепловозы, электровозы, речные и морские суда. Все самолеты ночью зажигают мигающие огни на крыльях. Это можно видеть с земли невооруженным глазом.
«Предупреждающая сигнализация широко применяется также в самолетовождении. Она осуществляется наземными дневными знаками в виде геометрических фигур, выполненных из разных материалов, или ночью световыми сигналами. В зависимости от назначения знакам придается разная форма: кольцо, крест, треугольник, квадрат и др.»[84].
Фонарь, обеспечивающий направленное и концентрированное излуче-ние света получил название прожектора. Одна из его особенностей – зер-кальный отражатель, позволяющий увеличивать дальность распростране-ния света[85].
Вплоть до XX в. использовались гелиографы. Гелиограф – это светосигнальный прибор, с зеркальным отражателем солнечного света[86].
Когда появилось огнестрельное оружие, были изобретены сигнальные ракеты. С их помощью в армии стали подавать команды[87].
В 1940 г. Воениздат выпустил специальную книгу о сигнализации.
В ней были названы следующие средства, использовавшиеся в Красной Армии того времени: вехи, костры, ракеты, флажки, фонари, полотнища, семафоры, гелиограф, прожектор, телеграф Цейса[88].
Это свидетельствует, что некоторые простейшие средства связи, возникшие еще в древности, продолжали использоваться вплоть до середины XX в.