Меры правительств по налаживанию и углублению связей

Предоставление информации и помощь в поиске партнеров Модернизация технологии Подготовка кадров Финансовая помощь
Предоставление информации:   Распространение проспектов и брошюр.   Постоянное обновление электронных баз данных.   Организация семинаров, выставок и миссий для распространения информации о налаживании связей. Помощь в поиске партнеров:   Выполнение функций честного брокера на переговорах.   Оказание поддержки в проведении аудита.   Консультирование по субподрядным соглашениям.   Спонсирование ярмарок, выставок, миссий и конференций.   Организация совещаний, Посещений производственных объектов. передача технологии в качестве одного из требований, предъявляемых к иностранным инвесторам;   партнерские связи с иностранными филиалами;   создание стимулов для сотрудничества в области НИОКР;   стимулы, устанавливаемые странами базирования. поощрение создания ассоциаций поставщиков;   сотрудничество с частным сектором в организации системы центролизованного обслуживания, в том числе в области подготовки кадров;   поддержка учебных программ частного сектора;   сотрудничество с международными учреждениями. правовая защита от недобросовестной договорной практики и иных видов недобросовестной деловой практики;   поощрение сокращения задержек платежей с помощью налоговых мер;   ограничение задержек платежей в законодательном порядке;   гарантии погашения отсроченных платежей;   непрямое финансирование поставщиков через их покупателей;   налоговые льготы или скидки с налогов и иные фискальные льготы для фирм, предоставляющих долгосрочное финансирование поставщикам;   совместное финансирование программ развития с частным сектором; непосредственная роль в предоставлении финансовых средств местным фирмам; обязательное перечисление средств от иностранных филиалов местным поставщикам; меры стран базирования; двухэтапные кредиты; использование ОПР.

Источник: UNCTAD, World Investment Report 2001.


Разрабатывая перечень мер, представленных в таблицах 4.5 и 4.6, эксперты ЮНКТАД исходили из того, что взаимодействие местных и иностранных фирм способно решить ряд проблем, возникающих в результате деятельности ТНК, и, тем самым, снизить негативное воздействие ТНК на национальные экономики, усилив в то же время позитивные эффекты. Сами перечисленные меры являются результатом анализа международного опыта эффективного и взаимовыгодного сотрудничества филиалов ТНК с местными фирмами и правительствами. Обобщая выгоды, возникающие в результате такого сотрудничества, эксперты ЮНКТАД отмечают, что «такого рода связи обеспечивают выгоды для иностранных филиалов и отечественных поставщиков, а также в целом для экономики страны, где они формируются. Для иностранных филиалов закупки у местных поставщиков могут обеспечить снижение производственных издержек в принимающих странах, где они заведомо ниже, и позволить повысить уровень специализации и гибкости при более четкой адаптации технологии и продукции к местным условиям. Наличие развитых в технологическом отношении поставщиков может открыть иностранным филиалам доступ к внешним технологическим и кадровых ресурсам и тем самым обеспечить подпитку их собственных инновационных усилий. Прямым результатом влияния таких связей на отечественных поставщиков, как правило, является рост их производства и занятости. Эти связи способны также послужить каналом для обмена знаниями и навыками между сотрудничающими фирмами. Плотная сеть связей может внести вклад в повышение эффективности производственной деятельности, рост производства, наращивание технологического и управленческого потенциала, а также в диверсификацию рынков для участвующих в ней фирм. И, наконец, для принимающей страны в целом такие связи могут послужить стимулятором экономической активности, а там, где местные ресурсы замещают импортируемые, улучшить состояние платежного баланса. Укрепление позиций местных поставщиков может, в свою очередь, привести к перетоку осязаемых и неосязаемых активов в остальную часть экономики принимающей страны и способствовать динамичному развитию.