Характеристика рынка олигополии

Олигополия является одной из самых распространенных рыночных структур в современной экономике. В большинстве стран мира почти все отрасли промышленности имеют именно такую структуру.

Рассмотрим основные черты олигополистического рынка:

1. Малочисленность и крупные размеры фирм. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Наряду с несколькими фирмами-гигантами в олигополистической отрасли могут функционировать достаточное количество мелких фирм. Но на несколько ведущих компаний приходится половина и больше продаж в отрасли. Одной из характеристик рынка является концентрация рынка – степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм. Показателем, измеряющим концентрацию рынка, является индекс Герфиндаля (Н), который оценивает концентрацию рынка путем оценки сначала доли рынка S, измеренной в поставках каждой фирмы для продажи на данном рынке, и последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка у каждой фирмы:

, (57)

где

S1 – доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок, S2 – доля рынка следующего по величине поставщика и т.д.

 

2. Становление и развитие олигополии, превращение ее в преобладающую форму современной рыночной структуры, экономисты[1-16] объясняют наличием серьезных барьеров для проникновения в отрасль: ускорение научно-технического прогресса и проявление эффекта масштаба; поглощение и слияние; владение патентами и контроль над стратегическим сырьем.

3. Фирмы в олигополистической отрасли могут выпускать дифференцированные или стандартизированные (однородные) продукты. Олигополия, производящая однородный продукт называется чистой. Примером такого типа олигополии является рынок цемента, сталелитейная промышленность, производство цветных металлов и т. п. Олигополия, производящая разнообразную продукцию, как правило одного функционального назначения, является дифференцированной. Примером такой олигополии являются отрасли производящие сложную машинотехническую продукцию (металлообрабатывающие станки, турбины, генераторы, оборудование для тяжелых отраслей промышленности и т. п.), средств транспорта (тепло - электровозы, суда, самолеты), товары народного потребления (домашние холодильники, стиральные и швейные машины, бытовая электротехника и т. д.) производства пива, сигарет.

4. Уникальным свойством олигополии является всеобщая взаимозависимость фирм, вытекающая из их немногочисленности.

 

Рис. 86: Олигополистические ценовые войны (модель Бертрана).

E — точка Бертрана.

 

Картель — это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объёмов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Рис. 87: Картель.

 

Рис. 88: Ломанная кривая спроса на продукцию олигополиста.

 

Рис. 89: Лидерство в ценах (квазимонополия).

 

 

Модель дуополии Курно

 

Пусть QD = 10 — P или P = 10 — QD

q1 — объём производства первого дуополиста;

q2 — объём производства второго дуополиста.

TC1 = 2q1

TC2 = 2q2

MC1 = MC2 = 2

 

 

Рис. 90: Модель Курно.

 

Таблица 10

Период
q1 2,75 2,75 2,69
q2 2,5 2,5 2,62 2,62
p 4,5 4,75 4,63 1,69

 

Решив систему уравнений, получаем q1 = q2 = 2,67;

P = 4,67;

Q = 5,33.

П1 = П2 = pq1 — TC1 = 4,67 · 2,67 — 2 · 2, 67 = 7,17

 

Таблица 11

Число фирм 1 моноплия 2 дуополия Совершенная конкуренция
Суммарный выпуск, Q 5,33 5,57 7,27 7,92
Цена, P 4,67 3,33 2,73 2,08