Тема 5. Рыночные структуры

Понятие совершенной конкуренции и её роль в экономической теории. Оптимум конкурентного предприятия в коротком и длительном периодах. Равновесие отрасли. Понятие монополии. Спрос и выручка в условиях монополии. Оптимум монополии в коротком и длительном периодах. Ущерб, приносимый монополией. Ценовая дискриминация. Естественная монополия и её регулирование. Понятие монополистической конкуренции. Дифференциация продуктов, функция спроса. Оптимум в условиях монополистической конкуренции. Монополистическая и совершенная конкуренция. Взаимозависимость поведения предприятия в условиях олигополии. Простая олигополия. Модели Курно, Бертрана. Картель. Ценовая конкуренция. Квазимонополия.

Характеристика рыночных структур

Таблица 7

Характерная Модель рынка    
Черта Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизи-рованный Дифференци-рованный Стандартизи-рованный или дифференци-рованный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но довольно в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокированы
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, тор-говые знаки, торговые мар-ки Очень типичны, особенно при дифференциации продукта Главным об-разом реклама связи фирмы с обществен-ными органи-зацями
Доступность информации Равный доступ по всем видам информации Некоторые ограничения Некоторые ограничения Ограничен
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, сельхоз. инвентаря, бы-товые электро-приборы Местные предприятия общественно-го пользова-ния

Рынок совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

1. Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную (однородную) продукцию многим покупателям. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

2. Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска продукта, продаваемого на рынке, менее 1% общих продаж за любой данный период времени. Поэтому каждая фирма воспринимает рыночную цену как величину заданную извне и повлиять на нее не может.

3. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли продаж. Фирмы не интересуются производственными и коммерческими решениями своих конкурентов и таким образом, исключаются какие-либо соглашения между фирмами по контролю рынка.

4. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов (продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие).

5. Вход на рынок и выход с него для продавцов стандартизированных (однородных) товаров свободны. Это означает, что не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать свой товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке.

Чистая конкуренция на практике не встречается. Тем не менее, большинство экономистов считают необходимым осуществлять анализ функционирования конкурентного рынка.

Во-первых, существует несколько отраслей, которые очень похожи на конкурентную модель. Например, многое становится понятней в сельском хозяйстве США, если известно, как функционируют рынки совершенной конкуренции.

Во-вторых, чистая конкуренция представляет собой простейшую рыночную структуру и является отправным пунктом для обсуждения проблемы определения цены и объемов производства фирмы.

В-третьих, функционирование чисто конкурентного рынка представляет собой эталон, с которым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реального рынка.

Таким образом, совершенная конкуренция – это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и практическое значение.

 

Рис. 55: Спрос на продукцию конкурентной фирмы