Спрос и предложения.
Спрос – это устойчивое желание потребителей приобрести определенный товар по определенной цене.
Спрос - это соотношение между ценой предложенного производителем товара и возможностью потребителя купить этот товар.
Р - цена
Р о
Q - количество
Величина
Величина спроса – это конкретное количество товаров, которое потребитель приобретает по определенной цене (это проекция из любой точки, лежащей на кривой спроса, на ось х (Q)) .
Кривая спроса имеет нисходящий характер из – за следующих факторов:
1) Закон убывающей предельной полезности.
2) Наличие товаров заменителей (субститутов).
3) Действие законов спроса.
Закон спроса.
При увеличении цены на товар, величина спроса на товар уменьшается.
Закон спроса не действует:
1) Для товаров первой необходимости (товары Гифена).
2) На товары роскоши и антиквариат.
3) При ажиотажном спросе, возникающий из-за неуверенности потребителей в политической и экономической ситуации в стране.
Изменение спроса – это изменение количественного соотношения между изменениями цены и изменениями количества, не зависящие от изменения цен. Графически изменение спроса проявляется в построении новой кривой спроса, то есть от Р к Р 4.
Это возникает под воздействием неценовых факторов:
1) Сезонность.
2) Изменение дохода населения.
3) Изменение количества потребителей.
4) Изменение цен на товары – заменители и сопутствующие товары.
5) Мода.
6) Ожидание потребителей в политической и экономической сфере.
Зависимость между изменением цены и изменением количества в спросе обратная, если кривая спроса биссектриса, то обратно пропорциональная.
Предложение – это то количество товаров, которое производители хотят или могут продать по данной цене.
Величина предложения – это то конкретное количество товаров, которое будет предложено по данной цене.
P
S
Q
Кривая предложений имеет восходящий характер из-за воздействия:
1) Закона убывающей предельной издержек, по которому каждая последующая единица блага, изданная в процессе производства заставляет на себя тратить меньше средств, что приводит к снижению себестоимости.
2) Благодаря закону предложения – чем выше цена на товар, тем выше количество (прямая зависимость) – закон предложения.
Изменение предложения, не связанное с ценой вызвано следующими факторами:
1) Изменение цен на факторы производства, при том резкое повышение цен на факторы производства, называется шоком предложения. И приводит к резкому уменьшению производства товаров.
2) Изменение налоговой, денежно-кредитной политики, а также государственных и частных инвестиций.
3) Неуверенность производителей в экономической, политической ситуации в стране.
4) Изменение в количестве производителей.