Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции

Критерии Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое Большое Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, без близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Имеется в узких рамках Ограниченный Значительный
Условия входа в рынок Очень легкие Сравнительно легкие Наличие препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Упор на рекламу и торговые марки Очень развита Главным образом реклама
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля Производство стали, автомобилей Местные предприятия общественного пользования

 

КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. «concurro» – сталкиваюсь)
– это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; – состояние между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; –существует во всех фазах производственного цикла, часть рыночного механизма, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночные цены
ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ
Отрицательные функции: – не обеспечивает развития производства общественных товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т.п.); – не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных; – расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (водные, флора, фауна, запасы морей и океанов); – не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования, социального обеспечения; Положительные функции: – нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг; – способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства; – обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; – способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством и др.
Типы конкурентного поведения
Добросовестная конкуренция Недобросовестная конкуренция
– ситуация на рынке, при которой обеспечиваются равные условия для функционирования всех субъектов рыночных отношений, что приводит к повышению качества продукции, снижению издержек производства, ведёт к выигрышу потребителя – конкурентная борьба, связанная с нарушением принятых норм и правил конкуренции, противоречащая положениям действующего законодательства (ложная информация и реклама; установление дискриминационных цен; недобросовестное копирование товарок конкурентов, незаконное использование товарного знака; нарушение качества, стандартов и условий поставок; коммерческий шпионаж и др.)
Методы конкурентной борьбы
Ценовая конкуренция – продажа товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента Неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая на основе: улучшения качества товаров и услуг, производства товаров-заменителей, улучшения обслуживания потребителей и послепродажного сервиса, улучшения приспособляемости товара к нуждам потребителя