Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции
Критерии | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое | Большое | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, без близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Имеется в узких рамках | Ограниченный | Значительный |
Условия входа в рынок | Очень легкие | Сравнительно легкие | Наличие препятствий | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Упор на рекламу и торговые марки | Очень развита | Главным образом реклама |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля | Производство стали, автомобилей | Местные предприятия общественного пользования |
КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. «concurro» – сталкиваюсь) |
– это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; – состояние между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; –существует во всех фазах производственного цикла, часть рыночного механизма, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночные цены |
ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ |
Отрицательные функции: – не обеспечивает развития производства общественных товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т.п.); – не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных; – расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (водные, флора, фауна, запасы морей и океанов); – не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования, социального обеспечения; Положительные функции: – нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг; – способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства; – обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; – способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством и др. |
Типы конкурентного поведения | |
Добросовестная конкуренция | Недобросовестная конкуренция |
– ситуация на рынке, при которой обеспечиваются равные условия для функционирования всех субъектов рыночных отношений, что приводит к повышению качества продукции, снижению издержек производства, ведёт к выигрышу потребителя | – конкурентная борьба, связанная с нарушением принятых норм и правил конкуренции, противоречащая положениям действующего законодательства (ложная информация и реклама; установление дискриминационных цен; недобросовестное копирование товарок конкурентов, незаконное использование товарного знака; нарушение качества, стандартов и условий поставок; коммерческий шпионаж и др.) |
Методы конкурентной борьбы | |
Ценовая конкуренция – продажа товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента | Неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая на основе: улучшения качества товаров и услуг, производства товаров-заменителей, улучшения обслуживания потребителей и послепродажного сервиса, улучшения приспособляемости товара к нуждам потребителя |