СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Понятие «современная западная философия» хроно­логически охватывает период с середины XIX века до на­ших дней, а географически — страны Западной Европы и Северной Америки. Современный этап западной фило­софии существенно отличается от предшествующих эта­пов. Главное отличие связано с переменами, происходя­щими в развитии общества. В конце XIX Века начинается научная революция, завершившаяся созданием неклас­сической науки, которая отказалась от претензии на пол­ную объектив­ность и адекватность знания. Наука приоб­ретает прагматичный характер, теперь ее целью является повыше­ние эффективности производственного процесса, она постепенно становится непосредственной произво­дительной силой. Не менее важные изменения происхо­дят в искусстве и религии.

В связи с этими изменениями в философии возникает множество новых течений, которые отражают по­требно­сти новой культурной ситуации. Своеобразие большин­ства философских течений обусловлива­ется характером их отношений с наукой, который можно определить либо как сциентист­ский (неопозитивизм, прагматизм, структу­рализм, философия науки), либо как антисциентистский (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, пер­сонализм и постмодернизм). Сциентистские направле­ния опираются на рационализм и продолжают классический тип философии, а антисциентист­ские выступают с крити­кой науки и рационализма. Наиболее влиятельными в об­ществе направлениями являются неопозитивизм и экзис­тенциализм.

Неопозитивизм получает распространение в 20-х годах XX века. Основателями его были участ­ники Венского кружка — М. Шлик, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Р. Карнап. Неопозитивисты считают, что философия должна заниматься исследованиями самого научного знания. Ее задачи — изучать логиче­скую структуру научных теорий, выяснять, как строятся положения науки, какова логи-

ческая связь между ними, анализировать язык науки: символы, слова, знаки. Однако за связями понятий не­опозитивисты не видят реальных связей объективного мира. Истинность положений науки можно опреде­лить, сравнив их с фактами опыта. Под фактами при этом по­нимаются определенные состояния сознания, выража­емые с помощью языка. Несовершенством языка неопо­зитивисты объясняют и социаль­ные конфликты. Таким образом, все философские проблемы сводятся к пробле­ме языка, обыденного или научного.

Идеи экзистенциализма впервые возникли в России после поражения революции 1905 года в филосо­фии Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова, а после Первой мировой войны они появляются в Германии и Франции. Важней­шее понятие экзистенциализма — экзистенция — основ­ная бессознательная уста­новка личности, внутреннее бы­тие человека. В обычной жизни человек подчинен безли­кой среде и утра

чи­вает свою индивидуальность. Страх перед Ничто и ощущение бессмысленности, существова­ния заставляют человека обратиться к своей экзистенции, к утверждению своего внутреннего подлинного бытия. Страх, по мнению экзистенциалистов, составляет основу человеческого существования. Экзистенциа­лизм оказал большое влияние, на развитие западной литературы и те­атра. Творчество Р.М. Рильке, Ж.-Т. Сартра, Ф. Кафки, А. Камю пронизано идеями экзистенциализма.

 

 

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ


Тема 5
ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ


13. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Категория «бытие» является исходной в философском осмыслении мира. Она соотносима с поня­тиями «дей­ствительность», «реальность», «существование». В некото­рых контекстах эти понятия могут рассматриваться как синонимы.

 

Проблемам бытия в философии посвящен раз­дел, который называется «онтология».

 

Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейшего рассужде­ния о мире; так как бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно. Со времен античности перед фи­лософами стоял вопрос о степени реальности и дей­ствительности бытия, о его соотношении с небытием, о том, каким образом возможно бытие, какова его основа.

Впервые проблему бытия в философию ввел Парменид. Он утверждал, что бытие едино, непод­вижно и неиз­менно, ибо такова мысль о нем. Чувства же обманчивы, не дают истинного знания о мире, на основе чувств возмож­ны только мнения. Таким образом, за единичными веща­ми, которые появляются и исчезают, предполагалось еще существование неизменных сущностей, которые являют­ся основой мира и познаются с помощью интуиции. Впо­следствии, в философии Платона, эти сущности получили назва­ние идей. Аристотель подверг критике учение Плато­на об идеях и утверждал, что сущности вещей, хотя и не вос­принимаются чувствами, но существуют непосредственно в самих вещах, а не в особом мире отдельно от вещей. Однако у Аристотеля сохраняется представление о бытии как совер­шенной основе реального мира.

Средневековье продолжает эту традицию в учениях реалистов, где Бог рассматривается как подлин­ное бытие,основа мира, все остальное обладает неподлинным быти­ем. Вместе с тем становится все более заметной и другая тенденция — номинализм, который утверждал, что у бы­тия нет никакой основы, ника­кой сущности. Бог творит единичные вещи, сообразуясь только со своей волей, не связываясь ни с какими законами. Отсюда следует, что у предмета нет никакой сущности, а у познания нет пред­мета, оно само есть предмет для себя. Многие философс­кие направления Нового времени и современной фило­софии исходят из такого предположения: Р. Декарт и И. Кант, Г. Гегель и Ф. Ницше, современный экзистенциа­лизм и персонализм и др.

В марксизме бытие трактовалось в материалистической традиции как реальность, существующая неза­висимо от сознания, развивающаяся по своим законам и не выходя­щая за пределы природы. Бытие отождествлялось с миром чувственно воспринимаемых тел и противопоставлялось сознанию. С точки зрения Энгельса, бессмысленно гово­рить о бытии, если его нельзя воспринимать с помощью органов чувств в пространстве и во времени. Таким обра­зом, марксизм также наследовал традиции номинализма.

Русская религиозная философия выступила с крити­кой такого понимания мира. Основой этой кри­тики было специфическое, отличное от западного, мироощущение укорененности человека в бытии. Познание нельзя сво­дить к бытию, оно только одна из форм постижения бы­тия. Помимо этой формы существует постижение бытия как непосредственного переживания, в котором отсутс­твует пространст­венно-временная определенность, на­пример творчество. Бытие здесь выступает как основа, проявляю­щаяся в разных формах.

 

Основные формы бытия:

Бытие вещей и процессов;

Бытие человека;

Бытие духовного, идеального;

Бытие социальное.
14. ПРИРОДА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ БЫТИЯ.

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ.

 

Существует множество форм бытия. Прежде всего, это природа и общество. В природе, в свою оче­редь, можно вы­делить первую и вторую природу; первая — существование мира до воздействия на него человека, дикая природа; вторая — природа, преобразованная усилиями человека. В обществе также можно выделить различные формы бы­тия, которые исследуются различными науками. Пони­мание при­роды как формы бытия важно прежде всего в связи с современной экологической ситуацией, которая требует от человека более четкого осознания противоре­чий, вызвавших это состояние.

В широком смысле слова природа сопоставима с поня­тиями «Вселенная», «материя», «бытие» и др. В более уз­ком смысле природа понимается как объективная реаль­ность, существующая вне сознания человека и независи­мо от него и на определенном этапе порождающая сознание и общество. В этом смысле возможно противо­поставление общества и природы, общества и человека.

На ранних этапах своей истории вследствие абсолют­ной зависимости от внешней среды человек осозна­вал себя одним из многочисленных проявлений природы, что сказывалось в антропоморфизации природы, ее очелове­чении. Человек выделяется из природы и противопостав­ляет себя природе в процессе труда, сущностью которого является преобразование природы. Однако, получив средства для существова­ния, человек опять сливается с природой. Труд порождает это противоречие, но он же его и разрешает. Острота противоречия между человеком и природой в современной цивилизации объясняется не развитием производства, а мировоззренческими установ­ками общества.

В эпоху Нового времени утверждается отношение к природе как к техническому материалу труда, объ­екту производственной эксплуатации. Протестантизм — на­правление в христианстве, возникшее в XVI веке, еще бо­лее усиливает эту тенденцию, поскольку отношение к труду ставится по святости на одну ступеньку со служением Богу. Успех в делах, с точки зрения протестантов, говорит о богоизбранно­сти человека. Именно эта идея, по мнению немецкого социолога М. Вебера, оказала решающее влияние на процесс интенсивного развития произ­водства, в котором все средства считались допустимыми и кото­рое поставило человечество в середине XX века пе­ред угрозой экологической катастрофы.

Но человек не может существовать вне природы, по­этому он должен найти разрешение противоре­чия между собой и природой, при котором не пострадала бы приро­да, а человек получил бы возможность дальнейшего раз­вития и совершенствования. Многие современные мыс­лители видят его на пути формирова­ния ноосферы. Впер­вые понятие «ноосфера» (сфера разума) было введено в философию француз­ским ученым Э. Леруа, а впоследствии разработано русским ученым В.И. Вернадским. Ноосфе­ра, с точки зрения Вернадского, — это организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимо­дейс­твия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно в соответствии со своими потребностями и законами природы направляют и контролируют ход природных процессов. Ноосфера не ограничена рамками нашей планеты, она простирается и на космос.


15. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ

Одной из основных проблем онтологии является про­блема субстанции. Субстанция в философии пони­мается как предельное основание бытия. Каждый философ по-своему решает эту проблему. Все многообразие этих ре­шений можно свести к следующим вариантам:

Монизм — философское направление, представители которого считали, что в основе мира лежит одно начало. Виды монизма: идеалистический и материалистический. Идеалисты утверждают, что в ос­нове мира лежит сознание, причем субъективный идеализм считает, что это со знание индивидуума, а объективный — сознание, стоящей над миром (абсолютный дух у Гегеля, мировая душа, ми-] ровой разум и т.д.). Наиболее последовательной формой] объективного идеализма является идеализм Гегеля, который представил весь мир как саморазвертывание абсо­лютного духа, воплощающегося в разных фор­мах бытия. Эта система охватывает все, что может помыслить чело­веческий разум.

Наиболее последовательная система субъективного иде­ализма представлена у английского фило­софа Дж. Беркли. Поскольку все, что мы знаем о мире, проходит через наши органы чувств, мы ничего не можем сказать о том, что су­ществует за пределами нашего сознания, а следовательно,; существовать означает быть воспринимаемым. Если мы не воспринимаем чего-либо, мы ничего не можем сказать о его существовании. Это рассуждение приводит к солипсиз­му (от лат. солюс — единственный) — утвержде­нию о су­ществовании индивидуального Я, которое является един­ственной порождающей субстанцией, раздувающейся до размеров Вселенной.

Материалистическое направление утверждает первич­ность субстанции, независящей от сознания. Пер­вона­чально в античной философии она отождествлялась с конкретным веществом: водой, воздухом, огнем и т.д. В дальнейшем — как чувственно не воспринимаемое кон­кретное образование, далее — недели­мое в атомизме Де­мокрита, и наконец, в марксизме — как объективная ре­альность, которая отража­ется ощущениями, но существу­ет независимо от них.

Плюрализм (от лат. плюралис — множественный) счи­тает, что в основе мира лежит множество на­чал, облада­ющих активностью и самодостаточностью. Пример плю­рализма — монадология Г. Лейб­ница, который полагал, что основой мира является бесконечное множество иде­альных частичек — мо­над, которые не связаны между собой и управляются на основе принципа предустановленной гармонии: все к лучшему в этом лучшем из миров. Для плюрализма наиболее слабым местом является объясне­ние взаимосвязи между независимыми первоначалами. Дуализм — это разновидность плюрализма. В нем коли­чество первоначал сведено к двум: материи и сознанию. Примером дуализма является концепция Декарта. Одна­ко Декарт приходит к выводу о том, что взаимодействие двух субстанций возможно в резуль­тате первотолчка, ко­торый осуществляет Бог.

 

16. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ МИРА

Первые античные философы под субстанцией пони­мали реально существующее первовещество, при­чем каж­дый свое: Фалес — воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Весь мир представлялся как модификация этих ве­ществ. На данном этапе понимание материи носило наглядно-чувственный харак­тер. Позднее появились бо­лее абстрактные понятия, обозначающие первоначало, — апейрон у Анакси­мандра и атом — у Демокрита. Понятие атома вошло в картину мира, созданную на основе клас­сиче­ской механики И. Ньютона. Материя здесь наделя­лась следующими, свойствами: непроницаемо­стью, соот­ветствующим положением в пространстве и во времени, определенной массой; предельной частицей деления яв­ляется атом. Это понимание носит вещественно-субстрат­ный характер. Наибольшего развития такое понимание достигло в трудах французских материалистов XVIII века Ж. Ламетри, К. Гельвеция и П.-А. Гольбаха. Оно сохраня­лось до конца XIX века, когда в результате науч­ной рево­люции было разрушено классическое представление о мире.

Научные открытия конца XIX — начала XX века, та­кие, как делимость атома, теория Римана - Лобачев­ского, рентгеновские лучи, свойства элементарных частиц, тео­рия А. Эйнштейна, опровергли механистиче­скую картину мира, заставив отказаться от приписывания материи ка­ких-либо конкретных свойств;

Принципиально новый подход к определению материи; предложил В.И. Ленин в работе «Материа­лизм и эмпири­окритицизм». Материю он определил как философскую ка­тегорию для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копиру­ется, фото­графируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единст­венным свойством материи, со­гласно этому определению, является свойство быть объек­тивной реальностью, то есть существовать независимо от сознания, отображаться в нем и быть познаваемой.

Материалистическое направление в философии ставит категорию «материя» на место категории «бы­тие» и приписывает ей те же характеристики. Материя понимается как несотворимая и неуничтожи­мая основа мира, в которой можно выделить два уровня: живую и неживую природу. Неживая природа включает системы объектов от элементарных частиц до галактик. Исследование структур этих объектов показывает их глубокую взаимо­связь; чем глубже современная наука проникает в мир элементарных частиц, тем больше возможностей откры­вается для понимания крупномасштабной структуры Все­ленной, которая не является вечной и неизменной, а представляет собой результат развития материи, своеоб­разную реализацию тех возможностей, которые были за­ложены в элементарных частицах. В настоящее время еще не создана единая теория элементарных частиц, это задача будущего развития науки.

Живая материя рассматривается как продукт развития неживой природы и включает в себя два уровня: биологи­ческий и социальный. На биологическом уровне это ее системы — от нуклеиновых ки­слот до популяций и био­ценозов. В ходе эволюции живая материя порождает по­пуляции живых существ, которые переходят на социаль­ный уровень, где уже появляются классы, нации, расы, духовные образова­ния, такие, как религия, мораль и др.

 

17. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

Пространство — это форма бытия материи, выража­ющая протяженность составляющих ее объек­тов, их стро­ение из элементов и частей, то есть структурность. Поря­док расположения объектов может быть измерен в трех основных направлениях, поэтому пространство называют трехмерным.

Время — это форма бытия материи, выражающая дли­тельность протекания процессов, последователь­ность смены состояний в ходе изменения и развития матери­альных систем. Время может быть измерено только в од­ном направлении: от прошлого к будущему, поэтому его называют одномер­ным. Человеку свойственно интуитив­ное чувство времени потому, что биологические процес­сы в его организме происходят в ритме, соразмерном рит­му Вселенной. Человек, даже изолированный от внешне­го мира, не теряет ощущения времени.

Времени свойственна необратимость. Если в про­странстве мы можем вернуться в исходную точку, то в про­шлое можно вернуться только в сказке или в фантастичес­ком романе. Пространство и время обла­дают и одинако­выми характеристиками, они одновременно прерывны и непрерывны. Это означает, что пространство состоит из конечных, ограниченных предметов, следующих друг за другом в бесконечно­сти. Прерывность времени означает, что изменения в мире хотя и происходят постоянно, но в пределах качественной определенности вещи. То есть вещь изменяется, но в пределах определенной меры она остает­ся сама собой. Общая черта пространства и времени — так­же бесконечность и безграничность, но это нужно пони­мать как бесконечность и безграничность материи, форма­ми которой являются простран­ство и время.

В истории человечества существовали различные кон­цепций пространства и времени. Субстанциаль­ная кон­цепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные образова­ния, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, а предме­ты появля­ются и исчезают, как актеры на сцене, совер­шенно не меняя свойств самой сцены. Эту точку зре­ния развивал великий физик И. Ньютон.

Реляционная концепция развивалась в философии немецким философом Г. Лейбницем. Он утвер­ждал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами, вне предметов они не существуют. Естественно-научное подтверждение эта концепция нашла в теории относительности А. Эйнштейна. Эта теория позволила обнаружить связь между пространством и временем. 0на также показала, что в природе существует единое пространство-время, а расщепление его зависит! от характера движения тел. Обе рассмотренные теории! признают объективное существование пространства и вре­мени. В философии И. Канта они признаются лишь субъективными формами восприятия, которые сущест­ву­ют только в сознании человека.

Все три концепции применяются в современном мире. Первая характерна для обыденного сознания, так мы вос­принимаем мир с детства. Вторая — точка зрения современ­ной науки, а третья — до послед­него времени применялась только в магических практиках, сейчас же на нее обращают % внимание уче­ные, говорящие о возможности многомерных пространств. В этом случае пространство выступает как внутреннее ощущение человека, его восприятие мира.

 

18. ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

Движением называют любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызыва­ются этими взаимодействиями. В истории философии извест­ны разные представления о существова­нии и сущности движения: от отрицания его существования в мире (Парменид) до абсолютиза­ции и отрицания возможности по­коя (Гераклит, Кратил).

Обыденное представление о мире убеждает нас в том, что предметы могут находиться либо в состоя­нии движения, либо в состоянии покоя, но научные исследования показывают, что в каждом пред­мете, даже находящемся в состоянии покоя, происходит движение. Движение явля­ется атрибутом материи, то есть таким свойством, без ко­торого невозможно существование самой материи. Ак­тивность материи означает всеобщую связь и взаимодей­ствие предметов.

Разные философские направления по-разному пони­мали источник активности. Идеалисты видели его в духе, жизненном порыве. В материализме было два подхода: представители одного считали источни­ком активности внешний толчок, другого — разрабатывали идею само­движения материи, со­гласно которой движение возника­ет в результате внутренних противоречий, присущих ма­терии на всех уровнях ее развития.

Систематизация основных форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил пять основ­ных форм движения: механическая — пространственное пере­мещение предметов; физическая, связанная с передачей энергии, тепла; химическая — взаимодействие веществ; биологическая — зарожде­ние жизни; социальная — появ­ление человека и общества. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно об­наружила новые формы движения. Так, например, про­цессы, происходящие в микромире, характеризуются суб­элементарными взаимодействиями, про­цессы мегамира — галактическими взаимодействиями и расширением Метагалактики.

Однако как бы ни развивалась наука, какие бы новые формы организации ни были открыты, существен­ными останутся следующие основные закономерности взаимо­связи между различными фор­мами движения материи.

1. Каждому уровню организации материи соответ­ствует специфическая форма ее движения.

2. Между формами движения материи существует ге­нетическая связь, то есть высшие формы движе­ния воз­никают на основе низших.
3. Высшие формы движения качественно специфич­ны и не сводимы к низшим.

Все формы движения взаимосвязаны. Самое простое движение — механическое — обусловлено процес­сами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлия­нием электромагнитных и гравитацион­ных полей, взаи­модействием в микромире. Одни формы движения пре­вращаются в другие.

Формы движения можно разделить на два типа: коли­чественные и качественные. Движение, кото­рое приводит к изменению качества, называется развитием. Изменение качества возможно как в сторону упрощения структуры предмета, разложения его на более простые составля­ющие (регресс), так и в сто­рону усложнения, образования нового более совершенного объекта (прогресс).

Тема 6
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

19. ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

Развитие — это такое изменение системы, которое ха­рактеризуется структурностью, направленно­стью, необ­ратимостью и связано с возникновением новых возмож­ностей системы. Структур­ность означает, что изменяется не одно, а комплекс качеств. Направленность показывает, что изменение происходит в определенном направлении: от низшего к высшему (прогресс) или от выс­шего к низ­шему (регресс). Необратимость возникает в результате по­явления качественно новых особенно­стей, которые дела­ют невозможным возвращение к прежнему состоянию. Развитие относится к различным системам природы, об­щества и мышления. Такое его понимание характерно для нашего вре­мени.

Исторически первой была циклическая концепция развития, согласно которой предметы, проходя ряд ста­дий развития — циклов, возвращаются к исходной точке.

В этой концепции признается бесконечная повторяе­мость одних и тех же предметов и явлений, исключа­ются качественные изменения. Она появилась в результате пе­ренесения человеком закономерно­стей, наблюдаемых в природе, на общество. Циклическая модель до сих пор существует в некоторых религиозных учениях. Ее можно представить графически в виде круга.

Вторая концепция впервые появляется в христианс­ком мировоззрении и связана с «распрямлением вре­ме­ни», то есть с появлением представлений о том, что мир был сотворен, — это было его началом, и он будет разви­ваться до конца света. Развитие здесь понимается как од­нонаправленное и необратимое: ни один предмет и ни одно явление не повторяются. Графическим изображени­ем этой концепции явля­ется прямая линия.

Третья концепция — диалектическая. Наиболее полно она представлена в философии Г. Гегеля в форме идеа­лизма и в философии марксизма в форме материализма. Согласно данной концепции, разви­тие происходит в определенном направлении, что не исключает повторе­ния некоторых элементов. Каж­дое изменение уничтожает то, что уже не способно к развитию, и сохраняет то, что способно. Графиче­ским изображением этой концепции может быть спираль, каждый виток которой как бы повто­ряет предыду­щее, но на новом уровне.

В XIX веке появляется эволюционная концепция разви­тия Г. Спенсера, в которой в качестве крите­рия развития предлагаются лишь количественные изменения. Он счи­тал, что природе свойственно только эволюционное раз­витие, исключающее качественные скачки, высшие фор­мы движения материи можно свести к низшим: социаль­ную — к биологической, биологическую — к физической и химической, а источником развития Спенсер считал внешние воздействия. В XX веке эта трактовка стала при­ходить в противоречие с действительностью, с новыми научными открытиями.

В европейской философии получили распространение идеи о творческой эволюции (эмерджентизм), высказанные Л. Морганом, которые абсолютизировали факт воз­никновения нового качества, скачкообраз­ный характер развития. Эмерджентами назывались новые образования, возникшие в резуль­тате развития. Качества эмерджентов несводимы к качеству исходных элементов. Развитие происходит благодаря творческой силе, находящейся внутри исходных материальных элементов.

 

20. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, осно­вой кото­рого является взаимоотношение противоположностей. В Древней Греции термином «диалек­тика» обозначалось искусство диалога и спора: во-первых, как способность вести спор посредст­вом вопросов и ответов; во-вторых, как искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Платон и Аристотель считали, что необхо­димым условием для побуждения души к размыш­лению является противоречие. Таким образом, понятие «диалек­тика» первоначально относи­лось исключительно к мыш­лению и означало метод выявления истины, развития зна­ния. Диалектика понималась как свойство субъекта.

Однако в эпоху античности существовало представле­ние о противоречиях как свойстве самой при­роды, то есть возможности объективной диалектики, что было выраже­но в философии Гераклита. Впервые в античности он за­говорил об изменениях, происходящих во внешнем мире, о развитии Космоса в результате борьбы противополож­ных начал. Во фрагментах из произведений Гераклита, которые дошли до наших дней, утверждается, что изме­нение и развитие свойственны самой природе.

Важнейшим этапом в становлении диалектики яви­лась немецкая классическая философия. Кант впер­вые указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел идею развития в по­знание природы. Он также говорит о противоречивости

познания, однако в конечном счете признает, что проти­воречия познания мнимые, это не противоречия, а анти­номии.

Вершиной становления диалектики стала философия Гегеля. Впервые он представил весь природ­ный, истори­ческий и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобра­зовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Однако истинной причиной развития у Гегеля выступает абсолютный дух, а природа, общество и человек являются только отражением этого развития. Природа сама по себе, с точки зрения Гегеля, не развива­ется, так как не имеет собственного источника развития. Таким образом, диалектика Гегеля носит субъ­ективный характер.

В марксистской диалектике, напротив, развитие пони­мается как присущее природе самой по себе. Мыш­ление отражает это развитие и благодаря этому отражению раз­вивается. Главной категорией материали­стической диа­лектики является противоречие, понимаемое как свойство самой природы. Противо­речие признается движущей си­лой и источником всякого развития, в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам разви­тия. Диалектика понимает развитие как непрерывный пере­ход количественных изменений в качественные, происходя­щий в форме скачка — перерыва посте­пенности. В ходе раз­вития происходит отрицание исходного момента и отрицание этого отрица­ния, при этом на высшей ступени повторяются некоторые стороны первоначального состо­яния. Диалек­тика является не только теорией развития, но и методом исследования действительности.

 

21. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Закон единства и борьбы противоположностей раскры­вает источник развития, в качестве которого высту­пают противоположные стороны предмета или явления. Взаимо­отношение между противоположно­стями приводит к состоянию напряженности внутри предмета. Эта напряженность и ведет к изменениям предмета или явления, их развитию.

Взаимоотношение противоположностей включает не­сколько этапов.

1. Состояние единства, когда противоположности на­ходятся в гармонии.

2. Возникновение различий, которое происходит в ре­зультате количественных изменений одной или обеих противоположностей.

3. Состояние противоречия, когда различия достигают наивысшей степени, что предшествует качествен­ному из­менению предмета.

4. Разрешение противоречия, которое происходит в форме скачка и приводит к возникновению но­вого качес­тва предмета.

Разрешение противоречия может приводить к следую­щим результатам.

1. Уничтожению одной из противоположных сторон.

2. Уничтожению обеих противоположностей и воз­никновению новых.

3. Сохранению обеих противоположностей и воспро­изведению их на новом уровне.

Различают следующие типы противоречий.

1. Внутренние и внешние.

2. Основные и неосновные.

3. Антагонистические и неантагонистические.

Внутренние противоречия присущи самому предмету и определяют процесс развития. Внешние — это противоре­чия данного предмета с другими предметами. Они спо­собны затормозить или ускорить развитие, уничтожить предмет, но не могут определить характер развития, кото­рый зависит от внутрен­них противоречий. Необходимо отметить относительный характер разделения противоре­чий на внутрен­ние и внешние, поскольку противоречия, которые являются внешними для узкой системы, стано­вятся внутренними для более широкой системы, в кото­рую первая входит в качестве элемента.

Основными называются противоречия, сохраняющие­ся на всем протяжении существования пред­мета, а неос­новными — такие, которые появляются на определенной стадии развития, а затем исчезают.

В советское время понятие «антагонистические проти­воречия» относили только к обществен­ному развитию, затем вообще отказались от его употребления. Однако анализ взаимоотношения противоре­чий показывает не­правомерность этого отказа. Антагонистичность означает непримиримость. Антагонистическими называются такие противоречия, которые не могут быть разрешены в рам­ках данной системы. Их развитие приводит к появлению новой системы. Неантагонистическне противоре­чия могут быть разрешены в рамках данной системы. Принимая это различие, необходимо также отме­тить его относитель­ность. Антагонистическими противоречия становятся в результате несвоевременного разрешения проблем, воз­никающих в процессе развития.


22. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

Закон перехода количественных изменений в качест­венные раскрывает механизм развития и отве­чает на воп­рос, каким именно образом возможен переход от одного качества к другому: происходит он в результате постепен­ных малозаметных изменений или изменений заметных, скачкообразных, революцион­ных. Чтобы ответить на этот вопрос, в философии вводятся понятия «качество» и «ко­личе­ство».

Качество — это внутренняя определенность предмета, совокупность существенных свойств, без кото­рых пред­мет перестает быть данным предметом. Свойство пред­ставляет собой одну из сторон качества. Количество — это внешняя определенность предмета, которая не выражает его сущности, а лишь характери­зует свойства. Количест­во означает указание на число свойств и величину прояв­ления их интенсив­ности. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные пара­метры различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры, окраска.

Механизм развития заключается в том, что количест­во может изменяться, до определенной гра­ницы не вызы­вая изменения качества. Эта граница называется мерой. Внутри границ меры качество пред­мета остается самим собой. Как, например, вода остается водой при измене­нии ее температуры от 0 до 100оС. Когда граница наруша­ется, возникают новое качество и новая мера. Мера — это единство качест­венных и количественных определенностей предмета.

Переход границы меры, появление нового качества совершаются в форме скачка. Скачком называ­ется такое изменение, которое как бы прерывает постепенность раз­вития. В результате скачка возникает новое качество, не сводимое к прежним. Гегель называл скачок единством бытия и небытия, таким состоянием, когда старое качес­тво исчезло, а новое еще не появилось. Существуют раз­личные типы скачков: регрессивные (переход от более со­вершенного к менее совершенному) и прогрессивные (пе­реход от менее совершенного к более совершенному); быстрые (новое качество возникает резко, сразу) и посте­пенные (новое качество появляется постепенно, как бы незаметно, в конечном счете приво­дит к такому качеству предмета, которое не сводимо к прежнему); связанные с сохранением данной системы и связанные с отрицанием ее, появлением принципиально новой системы на месте старой. Так, человек в процессе онтогенеза долгое время существует только как биологический вид, но в ходе воз­никновения социальных отношений между людьми на новой качественной ступени он развивается уже как со­циальное и духовное существо.

Таким образом, противоположности непрерывного и прерывного, количественного и качественного на­ходят­ся в диалектическом единстве, во взаимопроникновении,

как бы превращаются друг в друга. Непрерывные коли­чественные изменения могут происходить лишь в грани­цах особой для каждого объекта или процесса меры, при нарушении которой эти изменения вызы­вают коренной скачкообразный переход к новому качеству. Новое ка­чество обладает и новыми количествен­ными характерис­тиками, то есть качественные изменения влекут за собой и новые количествен­ные характеристики.

 

23. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Этот закон утверждает, что в процессе развития каж­дая последующая ступень является, во-первых, от­рица­нием предшествующей и появлением новой, а во-вторых, отрицанием самого этого отрицания, то есть сохранением на этой ступени в изменившемся предмете некоторых свойств и качеств прежней сту­пени. Иными словами, в любом процессе развития сочетаются моменты разру­шения старой системы и моменты преемственности, то есть сохранения свойств старой ступени в рамках новой. Любая система в нынешнем и развитом состояниях несет в себе черты своего прошлого. К примеру, в организме человека существуют и неорганические соединения, рас­тительные и животные клетки. В современной культуре сохраняются ценности и верования, уходящие корнями в глубокую древность.

Понятие отрицания означает уничтожение, но уничто­жение можно трактовать двояким образом. Во-первых, отрицание как полное уничтожение предмета, которое прекращает его развитие полностью, например, зерно в случае его употребления в пищу уже не даст новых всхо­дов и не будет развиваться. Во-вторых, отрицание как частичное сохранение старого содержания, того, что спо­собно к дальнейшему развитию. Например, если зерно посадить в землю и из него вырастет новое растение, зер­но будет уничто­жено, но даст начало новой ступени раз­вития. Второе понимание отрицания является элементом диалектической концепции развития. Гегель считал, что развитие представляет собой беско­нечную смену отрицаний, подчиняющуюся определен­ным закономерностям. На первой ступени используются отдельные элементы старого, а на второй — происходит якобы возвращение к первой ступени. На первый взгляд здесь идет речь о цикличности развития, но на самом деле возвращение происходит на более высо­ком уровне. Этот закон определяет спиралевидную модель развития, кото­рая включает в себя элементы цикличности, то есть пов­торения того, что уже было, и качественных скачков. Раз­витие возможно не на пустом месте, а как качественное изменение прежнего состояния.

В данном случае сущность процесса выражается поня­тием «снятие», а не уничтожения старого. Сня­тие как раз и позволяет зафиксировать одновременно момент пре­емственности и качественных измене­ний. Понятие «сня­тие» впервые применил Гегель для обозначения одновре­менного уничтожения и сохранения чего-либо. Поскольку у Гегеля процесс развития относится к абсолютному духу, к мышле­нию, он выразил связь ступеней развития с по­мощью триады «тезис — антитезис — синтез». На первом этапе происходит утверждение какой-либо мысли. На следующем происходит отказ от того, что было ошибоч­ным, и сохранение того, что было правильным. При этом мысль обогащается новым содержа­нием, которого на первом этапе не было. На третьей ступени мысль синте­зирует все положительное, что было на предыдущих двух, и привносит еще нечто новое. Эти ступени всегда при­сутствуют в развитии мышления. Однако ценность дан­ного закона не в самой «троичности», а в той характерис­тике особенно­стей перехода от одной ступени развития к другой, которую дает этот закон.

 

24. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

В философии категориями (от греч. категориа — ука­зание, свидетельство) называются основные поня­тия, от­ражающие наиболее общие и существенные свойства,

стороны, отношения явлений действительности и позна­ния. Категории существуют в любой науке. К ним отно­сятся понятия, которые выражают наиболее общие связи и закономерности, рассматриваемые в дан­ной науке. На­пример, стоимость, прибыль — в экономике, энергия, ве­щество — в физике и т.д. Философ­ские категории отли­чаются предельной степенью общности. Это значит, что не существует такой сферы действительности, где бы они не применялись. Категории же частных наук применяют­ся только в той сфере, которая исследуется данной на­укой. Философские категории применяются и в обыден­ной жизни. Их называют неосновными законами диалек­тики, они раскрывают отдельные сто­роны, аспекты процесса развития в отличие от основных законов, кото­рые раскрывают процесс развития в целом.

Категории философии, как правило, парные, что по­зволяет наиболее полно раскрыть какое-либо свой­ство или отношение: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действитель­ность, сущность и явление и др. Категории причина и следствие обозначают необходимую генетическую связь явлений, из которых одно (причина) обусловливает, порождает другое (след­ствие). Различают полную причину и специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоя­тельств, появле­ние которых определяет появление следствия. Установле­ние полной причины возможно только в сравнительно простых случаях, и обычно исследование направлено на раскрытие специфиче­ских причин данного явления, так как в специфическую причину включены наиболее суще­ственные в данной ситуации компоненты полной причи­ны, а остающиеся компоненты выступают лишь как усло­вия действия этой специфической причины.

Необходимость и случайность отражают два вида объек­тивных связей. Необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок, структуру. Необходимость есть то, что обязательно должно про­изойти в данных условиях. Случайность имеет свое основание не в сущности данного явления, а в воздействии на него других явлений, это есть то, что может произойти, а может и не произойти, может произойти так или иначе. Каждое явление возникает в силу внутренней необходимости но его появление связано с множеством внешних условий, служащих источником случайности. Случай­ность в этом случае называют формой проявления необходимости.

Возможность и действительность отражают разные стадии возникновения и развития предме­тов. Действительность — это то, что уже существует, актуальное бытие. Воз­можность — потенциальное бытие, тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Потенциальное бытие содержит разные возможности, а действительность есть одна из реализованных возможнос­тей. Количественная оценка возможности осуществления событий связана с категорией вероятности.


Тема 7
ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ


25. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Проблема сознания — одна из самых трудных и зага­дочных, поскольку сознание не существует как от­дельный предмет или вещь. Оно возникает на стыке объективного мира и субъективного восприятия этого мира человеком. Сознание в разных аспектах изучают многие науки: пси­хология, физиология, лингвис­тика, кибернетика и т.д. Философия исследует сознание как целостное явление и рассматривает следующие вопросы: существует ли качес­твенное отличие сознания от физических процессов и яв­лений; является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое; как соотно­сятся между собой сознание и близкие к нему реальности — психика, духовное, идеальное.

В истории философии сознание рассматривалось в двух аспектах. Первый описывал сам феномен созна­ния. Второй возник только в XX веке, его суть заключалась в объяснении феномена сознания: как оно возможно.

В связи с развитием естествознания в конце XIX — XX веке возникло течение, получившее назва­ние «физикализм», представители которого отождествляли сознание и физические процессы. В качестве доказательства право­мерности этого отождествления физикалисты опирались на успехи в моделирова­нии «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику и т.д. Противоположные идеи о сущности, природе сознания отстаивает субъективно-идеалистическая философия, со­гласно которой сознание индивида является единствен­ной достоверной реальностью, а материальный мир лишь его порождение.

Существует множество направлений, которые разли­чаются решением вопроса, выступает ли созна­ние свой­ством только человека или это явление надчеловеческое, космическое. По тому, каков от­вет на этот вопрос, можно выделить следующие направления.

1. Сознание — это космическое образование. Одним из первых мифологических представлений челове­чества был анимизм — утверждение о том, что каждая вещь в мире одушевлена, и душа человека связана с мировой ду­шой. Первые греческие мыслители были гилозоистами, то есть утверждали, что сознание присуще всем предметам в природе. Многие религиозные течения рассматривают сознание как космическое образование, проявление Бо­жественного разума. Некоторые материалистические на­правле­ния также трактуют разум как «живое тело космо­са», «информационное поле» и др. Знаменитый физик М. Планк считал, что разум человека не одинок, и миром правит Божественный разум.

2. Сознание — свойство живых организмов. Предста­вители социобиологии считают, что сознание при­суще и человеку, и животным. Сознание они определяют как биологическую реакцию самосохрание­ния и приспособления к действительности, свойственную человеку и животным, то есть конечной причиной, источником созна­ния выступают биологические мотивы.

3. Сознание — атрибут человека как члена общества. Эта точка зрения представлена многими направле­ниями современной философии.

 

26. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ

В развитии природы можно выделить некоторые свой­ства, благодаря которым на определенной сту­пени стало возможным появление сознания. Таким свойством явля­ется отражение — способность материальных систем вос­производить в ходе взаимодействия с другими системами особенности послед­них. Эта способность одних систем запечатлевать, фиксировать свойства воздействующих на них других систем составляет возможность приобретения информации об этих системах.

В неживой природе можно выделить элементарные формы отражения: механическую, физическую, хи­мичес­кую. Они не обладают активностью, и отображаемую и отображающую системы здесь можно выделить условно. Напротив, живую природу отличает активность, предпо­сылкой и условием которой является использование ин­формации. На уровне живой природы появляется биоло­гическая форма отраже­ния, которая, в свою очередь, про­ходит ряд ступеней развития. На первой она проявляется как раздражимость — избирательность реакции организма на различные воздействия среды и способность реагиро­вать не только на непосредственное воздействие, но и на сигнал об этом воздействии. Раздражи­мость присуща растениям и простейшим организмам.

Более высокой разновидностью биологического отра­жения является чувствительность, то есть способ­ность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.

Здесь организм воспроизводит еще не образ предмета, а только свойства. На следующем этапе появля­ются зачат­ки психической формы отражения. Восприятия, представ­ления обусловлены усложнением форм поведения живых организмов, а также развитием нервной системы, услож­нением структуры голов­ного мозга. Психическое отраже­ние позвоночных животных — это свойство живых орга­низмов целесообразно приспосабливаться к окружающей среде. Такое приспособление происходит на основе гене­тической программы, заложенной от рождения. Однако животное в течение жизни постоянно сталкива­ется с си­туациями, когда этого оказывается недостаточно, и необ­ходимо самостоятельно вырабаты­вать те или иные формы поведения. Успешность решения этой задачи зависит от способности животного к обучению, восприятию новых навыков и формированию новых стереотипов поведения.

В условиях недостаточности врожденной программы поведения живое существо переходит к ориенти­ровочной деятельности по отношению к реальным объектам. Ори­ентировочная деятельность — это основа психических процессов и возникновения психических образов, схем предстоящей деятельно­сти. Психический образ не сущес­твует до ориентировочной деятельности, его важнейшим свойст­вом является идеальность. Идеальность означает, что содержание образа присутствует в психике только данного живого существа. Этот образ субъективен, и в то же время он дает возможность ориентиро­ваться в реаль­ности, то есть объективен. Впоследствии психический образ закрепляется в нерв­ной системе организма и стано­вится частью его индивидуального опыта. Идеальность психического образа, возникающего на основе ориенти­ровочной деятельности, имеет большое значение для раз­вития сознания человека.

 

27. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

В результате развития психики возникли биологичес­кие предпосылки для появления сознания. Од­нако подлинной причиной сознания, по мнению большинства' современных ученых, является обще­ние людей в процессе трудовой деятельности. Труд — особая форма взаимодейс­твия живого орга­низма с окружающей средой, в ходе которой исходный природный объект преобразуется в продукт, отсутст­вующий в природе, а также формируется целенаправленная духовная деятельность. Именно труд делает появление сознания возможным и необходимым. В процессе труда, во-первых, возникает необходи­мость обмена информацией между участниками трудового про­цесса, следовательно, необходи­мость языка, который в отличие от языка животных не передается по наследству и должен посто­янно развиваться. Во-вторых, трудовая де­ятельность приводит к развитию способности обобще­ния, абстрагирования. Преобразуя предмет природы, манипу­лируя им, человек выясняет общие свойства разных пред­метов. Именно это общее свойство он впоследствии и обозначает с помощью понятия. Напри­мер, понятие «ка­мень» формируется на основе изучения и выделения свойств, общих всем камням. Животные воспринимают конкретные предметы, не объединяя их по свойствам, у человека появляется возможность воспринимать разные предметы как одно и то же, например, не каждое конкрет­ное дерево, а дерево вообще. Поскольку необходима пере­дача полученной информации, появляются знаки, симво­лизирующие эти общие свойства.

Знак имеет двойственную природу: с одной стороны, он материален, так как воплощен человеком в жесте, зву­ке, рисунке и существует уже вне сознания, независимо от него. С другой стороны, он сущест­вует для сознания, а не сам по себе. Однако для сознания он существует только в том случае, если человек может расшифровать значение знака, если человек знает шифр, то есть можно сказать, что знак материален и идеален одновременно. Именно поэтому появление знаков в процессе трудовой деятельно­сти оказало решающее влияние на развитие со­знания, природа которого идеальна. Сознание можно определить как способность человека создавать идеальные образы и действовать на их ос­нове. Маркс писал, что са­мый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы, действующей инстиктивно, тем, что еще до нача­ла строительства архитектор знает о том, что он будет строить, план уже существует в его сознании, план как идеальный образ.

Трудовая деятельность возможна только в обществе, в ходе нее создаются не только новые пред­меты, но и спо­собы взаимоотношений людей, духовные формы овладе­ния миром. Возникают своеобраз­ные коллективные пред­ставления, к числу которых можно отнести язык, обычаи, ритуалы, традиции данного общества. Все эти формы воз­никают в процессе филогенеза, то есть развития челове­чества в целом. В ходе онтогенеза — индивидуального раз­вития — эти коллективные представления должны быть активно освоены в процессе воспитания и приобщения к культуре. О том, что сознание возможно только как ре­зультат общения, а не является врожденным, говорит фе­номен «Маугли». Дети, которые были лишены по тем или иным причинам общения, не становились полноценными людьми.

 

28. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Сознание — один из самых сложных феноменов дей­ствительности. Существует множество определений со­знания, каждое из которых выделяет одну или несколько его существенных черт. В зависимости от понимания сущности сознания определяется его структура. Сознание можно определить как специфиче­ски человеческий способ приспособления к миру, сформировавшийся на основе пси­хики. В этом случае в сознании выделяются эмоциональ­ная, рациональная и практическая его сферы или, дру­ги­ми словами, чувства, разум и воля. Именно так определял структуру сознания немецкий философ Л. Фейербах. Эмоциональная сфера включает в себя чувства — отношения к внешним воздействиям, настрое­ния — внутреннее самочувствие. Рациональная сфера представляет собой совокупность знаний человека о мире. Практическая сфе­ра — это поле действия воли, она связана с такими эле­ментами пси­хики, как потребности, интересы, ценности, идеалы, цели. Воля — это процесс, выражающийся в действиях, направленный на удовлетворение потребно­сти, достижение цели. Цель — это отраженная в сознании потребность.

Сознание — это субъективный образ объективного мира, с помощью которого человек регули­рует свои отношения с миром. При таком подходе к сознанию в нем можно вы­делить два основых эле­мента: предметное сознание и само­сознание. Предметное сознание направлено на мир окружа­ющих нас предметов, событий. Его основой является вос­приятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и других чувств, результат действия которых — со­здание образа. Восприятие — это образ внешнего мира, возникающий у человека при взаимодействии с ним. В образе окружающего мира чело­век еще не выделяет себя из него и не понимает, что образ объединяет информацию о внешнем мире и о способностях человека к его отраже­нию. Он отличает себя от внешнего мира, но не сосредо­точивается на самом себе, на внутреннем мире, он опре­деляет свое отношение к миру как «я знаю».

Самосознание возникает, когда человек разделяет свою непосредственную причастность к внеш­нему миру и свое восприятие этого мира. В самосознании человеку доступ­ны одновременно и внешний мир, и он сам. Свое отно­шение он определяет как «я знаю, что я знаю». Выйти на уровень самосознания — это значит мгновенно совмес­тить свои знания о предмете и свое знание об этом зна­нии. На этом уровне человек начинает задумываться о том, что такое мысль, переживание, чувства, соответ­ствует ли содержание внутренних состояний содержанию внешнего мира, как происходит его восприятие. Возник­нове­ние самосознания связано с феноменом рефлексии.

Рефлексия — это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внут­ренней жиз­ни. Сознание человека направлено на происходящее вне его, а самосознание — на собствен­ный внутренний мир и регуляцию поведения в соответствии с осознанием того, что в нем происхо­дит. Однако рефлекция присуща далеко не всем. Многие живут, направляя свое внимание пре­имущественно на внешний мир, и не делают себя пред­метом своего осмысления.

 

29. СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Сознание в целом выступает как содержание жизнен­ного мира человека во всем его многообразии. Внутренне оно реализуется в процессе мышления, а внешне — в фор­ме языка. Мышление — это отраже­ние сущности предме­тов и процессов, совершающихся в объективном мире, и состояний во внутрен­нем мире человека. Оно является свойством высокоорганизованной материи — мозга. Од­нако особенности мышления нельзя объяснить, исходя из физиологических механизмов. Мышление возникает на основе предметно-практической деятельности челове­ка, перевода ее во внутренний план. В мышлении человек в идеальной форме производит операции, которые рань­ше совершал в реальности с внешними предметами. Внешние операции становятся внутренними. Мышление у всех народов совершается по одним и тем же законам, так же как и практическая деятельность. В психологии выделяют следующие формы мышления: наглядно-дей­ственная, образная, словесно-логическая. Наиболее адек­ватную форму выражения мысль получает в языке.

Если сознание и мышление идеальны, то язык мате­риален. Язык — это система знаков, с помощью кото­рой люди общаются, хранят и передают информацию, управ­ляют поведением друг друга. В языке можно выделить ес­тественную систему знаков, к которой относятся звуки, позы, жесты, мимика, а также искусственную, специально созданную людьми, такую, как математика, живопись, музыка, дорожные знаки.

Функции языка:

номинативная (обозначает и представляет мир вещей и явлений);

познавательная (участвует в процессе познания);

коммуникативная (способствует общению людей).

Язык является средством хранения и накопления зна­ний. Сознание развивается у индивида на ос­нове усвоения языка. Если мышление совершается по одним и тем же за­конам, то язык у каждого народа свой. Каждая культура вырабатывает свой определенный набор слов. В разных языках по-разному соотно­сится количество слов, выража­ющих предметно-логическое и эмоционально-чувственное содержа­ние сознания. Так, европейские языки приспособ­лены в основном для обозначения предметов и их свойств, в этом проявилась ориентированность европейцев на ин­теллектуально-рациональное отноше­ние к миру.

Язык изменяется в ходе исторического развития, по­тому что он отражает изменения, происходящие в созна­нии людей. В свою очередь изменения языка способству­ют трансформации сознания. Охраняя свой язык от ино­странного влияния, народ сохраняет одно из важнейших условий своей культурной само­идентификации.

Мышление и язык возникли одновременно, они явля­ются результатом длительного соци­ально-исторического процесса. Однако они не тождественны. Язык материален, он достаточно стабилен, его изменения зависят от условий существования общности людей, поэтому у разных наро­дов он разный. Мышление в формах, не воплощенных в языке, идеально, неустойчиво, смертно и в то же время одина­ково для всех людей, что делает возможным перевод с одного языка на другой. Воплощаясь в языке, мышле­ние тем самым обретает устойчивость и бессмертие.

 

30. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Вплоть до второй половины XIX века в философии господствовало убеждение, что человек в своих дей­ствиях руководствуется сознанием, определяющим элементом которого является разум. В наиболее полной форме эта идея выражена в философии Гегеля.

В конце XIX века появляется новое направление в фи­лософии, основывающееся на открытиях 3. Фрейда. Фрейд доказал, что во внутреннем мире человека сущест­вуют сферы, содержание которых чело­век не может или не хочет осознавать. Следует различать два вида неосоз­наваемых действий. К пер­вому виду относятся действия, ранее осознававшиеся, находившиеся под контролем со­знания, а затем ставшие автоматическими. Например, когда человек учится ходить или писать, его сознание на­правлено на каждое усилие в этом направлении, а когда эти операции освоены, человек совершает их бессозна­тельно. Второй вид неосознанных действий никогда не проходил через сферу сознания. Именно этот вид называ­ется в психологии бессознательным. Бессознательное иг­рает важную роль в жизни человека и общества, так как во многом определяет поведение человека.

Фрейд предлагает следующую классификацию струк­туры человеческой психики:

сверхсознание — восприятие индивидуумом требова­ний общества: правил поведения, родитель­ских запретов, моральной цензуры и т.п.;

бессознательное — нереализованные влечения индиви­да, которые ввиду конфликта с социаль­ными нормами вы­тесняются из сознания и дают о себе знать в форме страхов, комплексов, неврозов, инстинктов, прежде всего сексуаль­ного, и обнаруживаются в сновидениях, оговорках и др.;

сознание — промежуточная часть психики. Снизу ее подпирают страхи и инстинкты, сверху — требова­ния об­щества. Поддаваться инстинктам нельзя — это приведет к конфликтам в обществе, пода­вить их тоже нельзя — это приведет к комплексам, неврозам, психическим заболе­ваниям. Человек в тече­ние жизни должен лавировать между этими крайностями.

Содержание бессознательного может стать доступным сознанию только с помощью специальных мето­дов и приемов психоанализа. Если поняты истоки и причины, например, сновидения, то оно перестает быть бессозна­тельным, осознается.

Фрейд попытался объяснить с точки зрения психоана­лиза всю человеческую историю. Общество соз­дает запреты на проявления человеческой сексуальности. Энергия, ко­торая при этом остается невостребо­ванной, вынуждена на­правляться в другое русло, сублимироваться, т.е. преобра­зовываться. Это приводит к тому, что человек обращается к социально приемлемым формам деятельности: производ­ственной, религиозной, политической, художественной и др. Например, в искусстве энергия сексуаль­ного желания преобразуется в энергию художественной деятельности, за­претные действия художник заменяет легальными образа­ми. Яркой формой сублимации является религия. В образе Бога люди нахо­дят отца, которого любят и боятся.

Последователи Фрейда развили учение о бессознатель­ном, продолжили работу по поиску методов пре­одоления его разрушительного действия. Так, Юнг открыл новый уровень бессознательного, который назвал коллективным бессознательным. Этот уровень никогда не может быть осознан, но он проявляется в виде мифологических обра­зов, свойственных всем культурам мира. Юнг назвал их архетипами, кото­рые получают различную трактовку в мифах, сказках, поэзии, проявляются в снах и особеннос­тях человече­ского поведения. Архетипы — это некие доопытные идеи, закодированные в структуре голов­ного мозга, они не имеют однозначно негативного содержания, а являются как бы фундаментом сознатель­ного, однако они нерациональны и не могут быть поняты человеком. Более того, попытка непосред­ственного постижения архе­типов может привести к трагедии. Психическая энергия, содержа­щаяся в архетипах, может разрушить человечес­кую психику. Чтобы этого не произошло, между созна­ни­ем и бессознательным стоят религиозные символы, кото­рые как бы трансформируют энергию бессозна­тельного в человеческие смыслы. «Расколдование» религиозной сим­волики в наше время, по мнению Юнга, может привести к трагическим последствиям, к гибели культуры.

 

Тема 8
ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

31. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Проблемы познания изучаются гносеологией — разде­лом философии, исследующим возможности по­знания, от­ношение знания к реальности, условия истинности и кри­терии истины. Главным вопросом в гносеологии является вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа на него в истории филосо­фии возникали различные течения.

Агностицизм — учение, которое отрицает возможность познания сущности мира. Этот термин можно применить к учениям И. Канта, Г. Гельмгольца, А. Пуанкаре и др. Не­смотря на отрицание возможно­сти познания, эти ученые внесли немалый вклад в науку. Таким образом, агностицизм нельзя понимать как простое отрицание, он указывает на тот факт, что познание есть сложный феномен, заслужи­ва­ющий специального философского исследования. В исто­рии философии агностицизм существо­вал в различных формах: релятивизма, скептицизма, конвенционализма.