СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Понятие «современная западная философия» хронологически охватывает период с середины XIX века до наших дней, а географически — страны Западной Европы и Северной Америки. Современный этап западной философии существенно отличается от предшествующих этапов. Главное отличие связано с переменами, происходящими в развитии общества. В конце XIX Века начинается научная революция, завершившаяся созданием неклассической науки, которая отказалась от претензии на полную объективность и адекватность знания. Наука приобретает прагматичный характер, теперь ее целью является повышение эффективности производственного процесса, она постепенно становится непосредственной производительной силой. Не менее важные изменения происходят в искусстве и религии.
В связи с этими изменениями в философии возникает множество новых течений, которые отражают потребности новой культурной ситуации. Своеобразие большинства философских течений обусловливается характером их отношений с наукой, который можно определить либо как сциентистский (неопозитивизм, прагматизм, структурализм, философия науки), либо как антисциентистский (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм и постмодернизм). Сциентистские направления опираются на рационализм и продолжают классический тип философии, а антисциентистские выступают с критикой науки и рационализма. Наиболее влиятельными в обществе направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм.
Неопозитивизм получает распространение в 20-х годах XX века. Основателями его были участники Венского кружка — М. Шлик, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Р. Карнап. Неопозитивисты считают, что философия должна заниматься исследованиями самого научного знания. Ее задачи — изучать логическую структуру научных теорий, выяснять, как строятся положения науки, какова логи-
ческая связь между ними, анализировать язык науки: символы, слова, знаки. Однако за связями понятий неопозитивисты не видят реальных связей объективного мира. Истинность положений науки можно определить, сравнив их с фактами опыта. Под фактами при этом понимаются определенные состояния сознания, выражаемые с помощью языка. Несовершенством языка неопозитивисты объясняют и социальные конфликты. Таким образом, все философские проблемы сводятся к проблеме языка, обыденного или научного.
Идеи экзистенциализма впервые возникли в России после поражения революции 1905 года в философии Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова, а после Первой мировой войны они появляются в Германии и Франции. Важнейшее понятие экзистенциализма — экзистенция — основная бессознательная установка личности, внутреннее бытие человека. В обычной жизни человек подчинен безликой среде и утра
чивает свою индивидуальность. Страх перед Ничто и ощущение бессмысленности, существования заставляют человека обратиться к своей экзистенции, к утверждению своего внутреннего подлинного бытия. Страх, по мнению экзистенциалистов, составляет основу человеческого существования. Экзистенциализм оказал большое влияние, на развитие западной литературы и театра. Творчество Р.М. Рильке, Ж.-Т. Сартра, Ф. Кафки, А. Камю пронизано идеями экзистенциализма.
РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Тема 5
ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ
13. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Категория «бытие» является исходной в философском осмыслении мира. Она соотносима с понятиями «действительность», «реальность», «существование». В некоторых контекстах эти понятия могут рассматриваться как синонимы.
Проблемам бытия в философии посвящен раздел, который называется «онтология».
Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейшего рассуждения о мире; так как бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно. Со времен античности перед философами стоял вопрос о степени реальности и действительности бытия, о его соотношении с небытием, о том, каким образом возможно бытие, какова его основа.
Впервые проблему бытия в философию ввел Парменид. Он утверждал, что бытие едино, неподвижно и неизменно, ибо такова мысль о нем. Чувства же обманчивы, не дают истинного знания о мире, на основе чувств возможны только мнения. Таким образом, за единичными вещами, которые появляются и исчезают, предполагалось еще существование неизменных сущностей, которые являются основой мира и познаются с помощью интуиции. Впоследствии, в философии Платона, эти сущности получили название идей. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и утверждал, что сущности вещей, хотя и не воспринимаются чувствами, но существуют непосредственно в самих вещах, а не в особом мире отдельно от вещей. Однако у Аристотеля сохраняется представление о бытии как совершенной основе реального мира.
Средневековье продолжает эту традицию в учениях реалистов, где Бог рассматривается как подлинное бытие,основа мира, все остальное обладает неподлинным бытием. Вместе с тем становится все более заметной и другая тенденция — номинализм, который утверждал, что у бытия нет никакой основы, никакой сущности. Бог творит единичные вещи, сообразуясь только со своей волей, не связываясь ни с какими законами. Отсюда следует, что у предмета нет никакой сущности, а у познания нет предмета, оно само есть предмет для себя. Многие философские направления Нового времени и современной философии исходят из такого предположения: Р. Декарт и И. Кант, Г. Гегель и Ф. Ницше, современный экзистенциализм и персонализм и др.
В марксизме бытие трактовалось в материалистической традиции как реальность, существующая независимо от сознания, развивающаяся по своим законам и не выходящая за пределы природы. Бытие отождествлялось с миром чувственно воспринимаемых тел и противопоставлялось сознанию. С точки зрения Энгельса, бессмысленно говорить о бытии, если его нельзя воспринимать с помощью органов чувств в пространстве и во времени. Таким образом, марксизм также наследовал традиции номинализма.
Русская религиозная философия выступила с критикой такого понимания мира. Основой этой критики было специфическое, отличное от западного, мироощущение укорененности человека в бытии. Познание нельзя сводить к бытию, оно только одна из форм постижения бытия. Помимо этой формы существует постижение бытия как непосредственного переживания, в котором отсутствует пространственно-временная определенность, например творчество. Бытие здесь выступает как основа, проявляющаяся в разных формах.
Основные формы бытия:
Бытие вещей и процессов;
Бытие человека;
Бытие духовного, идеального;
Бытие социальное.
14. ПРИРОДА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ БЫТИЯ.
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ.
Существует множество форм бытия. Прежде всего, это природа и общество. В природе, в свою очередь, можно выделить первую и вторую природу; первая — существование мира до воздействия на него человека, дикая природа; вторая — природа, преобразованная усилиями человека. В обществе также можно выделить различные формы бытия, которые исследуются различными науками. Понимание природы как формы бытия важно прежде всего в связи с современной экологической ситуацией, которая требует от человека более четкого осознания противоречий, вызвавших это состояние.
В широком смысле слова природа сопоставима с понятиями «Вселенная», «материя», «бытие» и др. В более узком смысле природа понимается как объективная реальность, существующая вне сознания человека и независимо от него и на определенном этапе порождающая сознание и общество. В этом смысле возможно противопоставление общества и природы, общества и человека.
На ранних этапах своей истории вследствие абсолютной зависимости от внешней среды человек осознавал себя одним из многочисленных проявлений природы, что сказывалось в антропоморфизации природы, ее очеловечении. Человек выделяется из природы и противопоставляет себя природе в процессе труда, сущностью которого является преобразование природы. Однако, получив средства для существования, человек опять сливается с природой. Труд порождает это противоречие, но он же его и разрешает. Острота противоречия между человеком и природой в современной цивилизации объясняется не развитием производства, а мировоззренческими установками общества.
В эпоху Нового времени утверждается отношение к природе как к техническому материалу труда, объекту производственной эксплуатации. Протестантизм — направление в христианстве, возникшее в XVI веке, еще более усиливает эту тенденцию, поскольку отношение к труду ставится по святости на одну ступеньку со служением Богу. Успех в делах, с точки зрения протестантов, говорит о богоизбранности человека. Именно эта идея, по мнению немецкого социолога М. Вебера, оказала решающее влияние на процесс интенсивного развития производства, в котором все средства считались допустимыми и которое поставило человечество в середине XX века перед угрозой экологической катастрофы.
Но человек не может существовать вне природы, поэтому он должен найти разрешение противоречия между собой и природой, при котором не пострадала бы природа, а человек получил бы возможность дальнейшего развития и совершенствования. Многие современные мыслители видят его на пути формирования ноосферы. Впервые понятие «ноосфера» (сфера разума) было введено в философию французским ученым Э. Леруа, а впоследствии разработано русским ученым В.И. Вернадским. Ноосфера, с точки зрения Вернадского, — это организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно в соответствии со своими потребностями и законами природы направляют и контролируют ход природных процессов. Ноосфера не ограничена рамками нашей планеты, она простирается и на космос.
15. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ
Одной из основных проблем онтологии является проблема субстанции. Субстанция в философии понимается как предельное основание бытия. Каждый философ по-своему решает эту проблему. Все многообразие этих решений можно свести к следующим вариантам:
Монизм — философское направление, представители которого считали, что в основе мира лежит одно начало. Виды монизма: идеалистический и материалистический. Идеалисты утверждают, что в основе мира лежит сознание, причем субъективный идеализм считает, что это со знание индивидуума, а объективный — сознание, стоящей над миром (абсолютный дух у Гегеля, мировая душа, ми-] ровой разум и т.д.). Наиболее последовательной формой] объективного идеализма является идеализм Гегеля, который представил весь мир как саморазвертывание абсолютного духа, воплощающегося в разных формах бытия. Эта система охватывает все, что может помыслить человеческий разум.
Наиболее последовательная система субъективного идеализма представлена у английского философа Дж. Беркли. Поскольку все, что мы знаем о мире, проходит через наши органы чувств, мы ничего не можем сказать о том, что существует за пределами нашего сознания, а следовательно,; существовать означает быть воспринимаемым. Если мы не воспринимаем чего-либо, мы ничего не можем сказать о его существовании. Это рассуждение приводит к солипсизму (от лат. солюс — единственный) — утверждению о существовании индивидуального Я, которое является единственной порождающей субстанцией, раздувающейся до размеров Вселенной.
Материалистическое направление утверждает первичность субстанции, независящей от сознания. Первоначально в античной философии она отождествлялась с конкретным веществом: водой, воздухом, огнем и т.д. В дальнейшем — как чувственно не воспринимаемое конкретное образование, далее — неделимое в атомизме Демокрита, и наконец, в марксизме — как объективная реальность, которая отражается ощущениями, но существует независимо от них.
Плюрализм (от лат. плюралис — множественный) считает, что в основе мира лежит множество начал, обладающих активностью и самодостаточностью. Пример плюрализма — монадология Г. Лейбница, который полагал, что основой мира является бесконечное множество идеальных частичек — монад, которые не связаны между собой и управляются на основе принципа предустановленной гармонии: все к лучшему в этом лучшем из миров. Для плюрализма наиболее слабым местом является объяснение взаимосвязи между независимыми первоначалами. Дуализм — это разновидность плюрализма. В нем количество первоначал сведено к двум: материи и сознанию. Примером дуализма является концепция Декарта. Однако Декарт приходит к выводу о том, что взаимодействие двух субстанций возможно в результате первотолчка, который осуществляет Бог.
16. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ МИРА
Первые античные философы под субстанцией понимали реально существующее первовещество, причем каждый свое: Фалес — воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Весь мир представлялся как модификация этих веществ. На данном этапе понимание материи носило наглядно-чувственный характер. Позднее появились более абстрактные понятия, обозначающие первоначало, — апейрон у Анаксимандра и атом — у Демокрита. Понятие атома вошло в картину мира, созданную на основе классической механики И. Ньютона. Материя здесь наделялась следующими, свойствами: непроницаемостью, соответствующим положением в пространстве и во времени, определенной массой; предельной частицей деления является атом. Это понимание носит вещественно-субстратный характер. Наибольшего развития такое понимание достигло в трудах французских материалистов XVIII века Ж. Ламетри, К. Гельвеция и П.-А. Гольбаха. Оно сохранялось до конца XIX века, когда в результате научной революции было разрушено классическое представление о мире.
Научные открытия конца XIX — начала XX века, такие, как делимость атома, теория Римана - Лобачевского, рентгеновские лучи, свойства элементарных частиц, теория А. Эйнштейна, опровергли механистическую картину мира, заставив отказаться от приписывания материи каких-либо конкретных свойств;
Принципиально новый подход к определению материи; предложил В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Материю он определил как философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственным свойством материи, согласно этому определению, является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от сознания, отображаться в нем и быть познаваемой.
Материалистическое направление в философии ставит категорию «материя» на место категории «бытие» и приписывает ей те же характеристики. Материя понимается как несотворимая и неуничтожимая основа мира, в которой можно выделить два уровня: живую и неживую природу. Неживая природа включает системы объектов от элементарных частиц до галактик. Исследование структур этих объектов показывает их глубокую взаимосвязь; чем глубже современная наука проникает в мир элементарных частиц, тем больше возможностей открывается для понимания крупномасштабной структуры Вселенной, которая не является вечной и неизменной, а представляет собой результат развития материи, своеобразную реализацию тех возможностей, которые были заложены в элементарных частицах. В настоящее время еще не создана единая теория элементарных частиц, это задача будущего развития науки.
Живая материя рассматривается как продукт развития неживой природы и включает в себя два уровня: биологический и социальный. На биологическом уровне это ее системы — от нуклеиновых кислот до популяций и биоценозов. В ходе эволюции живая материя порождает популяции живых существ, которые переходят на социальный уровень, где уже появляются классы, нации, расы, духовные образования, такие, как религия, мораль и др.
17. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
Пространство — это форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей, то есть структурность. Порядок расположения объектов может быть измерен в трех основных направлениях, поэтому пространство называют трехмерным.
Время — это форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Время может быть измерено только в одном направлении: от прошлого к будущему, поэтому его называют одномерным. Человеку свойственно интуитивное чувство времени потому, что биологические процессы в его организме происходят в ритме, соразмерном ритму Вселенной. Человек, даже изолированный от внешнего мира, не теряет ощущения времени.
Времени свойственна необратимость. Если в пространстве мы можем вернуться в исходную точку, то в прошлое можно вернуться только в сказке или в фантастическом романе. Пространство и время обладают и одинаковыми характеристиками, они одновременно прерывны и непрерывны. Это означает, что пространство состоит из конечных, ограниченных предметов, следующих друг за другом в бесконечности. Прерывность времени означает, что изменения в мире хотя и происходят постоянно, но в пределах качественной определенности вещи. То есть вещь изменяется, но в пределах определенной меры она остается сама собой. Общая черта пространства и времени — также бесконечность и безграничность, но это нужно понимать как бесконечность и безграничность материи, формами которой являются пространство и время.
В истории человечества существовали различные концепций пространства и времени. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные образования, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, а предметы появляются и исчезают, как актеры на сцене, совершенно не меняя свойств самой сцены. Эту точку зрения развивал великий физик И. Ньютон.
Реляционная концепция развивалась в философии немецким философом Г. Лейбницем. Он утверждал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами, вне предметов они не существуют. Естественно-научное подтверждение эта концепция нашла в теории относительности А. Эйнштейна. Эта теория позволила обнаружить связь между пространством и временем. 0на также показала, что в природе существует единое пространство-время, а расщепление его зависит! от характера движения тел. Обе рассмотренные теории! признают объективное существование пространства и времени. В философии И. Канта они признаются лишь субъективными формами восприятия, которые существуют только в сознании человека.
Все три концепции применяются в современном мире. Первая характерна для обыденного сознания, так мы воспринимаем мир с детства. Вторая — точка зрения современной науки, а третья — до последнего времени применялась только в магических практиках, сейчас же на нее обращают % внимание ученые, говорящие о возможности многомерных пространств. В этом случае пространство выступает как внутреннее ощущение человека, его восприятие мира.
18. ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
Движением называют любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. В истории философии известны разные представления о существовании и сущности движения: от отрицания его существования в мире (Парменид) до абсолютизации и отрицания возможности покоя (Гераклит, Кратил).
Обыденное представление о мире убеждает нас в том, что предметы могут находиться либо в состоянии движения, либо в состоянии покоя, но научные исследования показывают, что в каждом предмете, даже находящемся в состоянии покоя, происходит движение. Движение является атрибутом материи, то есть таким свойством, без которого невозможно существование самой материи. Активность материи означает всеобщую связь и взаимодействие предметов.
Разные философские направления по-разному понимали источник активности. Идеалисты видели его в духе, жизненном порыве. В материализме было два подхода: представители одного считали источником активности внешний толчок, другого — разрабатывали идею самодвижения материи, согласно которой движение возникает в результате внутренних противоречий, присущих материи на всех уровнях ее развития.
Систематизация основных форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил пять основных форм движения: механическая — пространственное перемещение предметов; физическая, связанная с передачей энергии, тепла; химическая — взаимодействие веществ; биологическая — зарождение жизни; социальная — появление человека и общества. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Так, например, процессы, происходящие в микромире, характеризуются субэлементарными взаимодействиями, процессы мегамира — галактическими взаимодействиями и расширением Метагалактики.
Однако как бы ни развивалась наука, какие бы новые формы организации ни были открыты, существенными останутся следующие основные закономерности взаимосвязи между различными формами движения материи.
1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма ее движения.
2. Между формами движения материи существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на основе низших.
3. Высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим.
Все формы движения взаимосвязаны. Самое простое движение — механическое — обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, взаимодействием в микромире. Одни формы движения превращаются в другие.
Формы движения можно разделить на два типа: количественные и качественные. Движение, которое приводит к изменению качества, называется развитием. Изменение качества возможно как в сторону упрощения структуры предмета, разложения его на более простые составляющие (регресс), так и в сторону усложнения, образования нового более совершенного объекта (прогресс).
Тема 6
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
19. ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
Развитие — это такое изменение системы, которое характеризуется структурностью, направленностью, необратимостью и связано с возникновением новых возможностей системы. Структурность означает, что изменяется не одно, а комплекс качеств. Направленность показывает, что изменение происходит в определенном направлении: от низшего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс). Необратимость возникает в результате появления качественно новых особенностей, которые делают невозможным возвращение к прежнему состоянию. Развитие относится к различным системам природы, общества и мышления. Такое его понимание характерно для нашего времени.
Исторически первой была циклическая концепция развития, согласно которой предметы, проходя ряд стадий развития — циклов, возвращаются к исходной точке.
В этой концепции признается бесконечная повторяемость одних и тех же предметов и явлений, исключаются качественные изменения. Она появилась в результате перенесения человеком закономерностей, наблюдаемых в природе, на общество. Циклическая модель до сих пор существует в некоторых религиозных учениях. Ее можно представить графически в виде круга.
Вторая концепция впервые появляется в христианском мировоззрении и связана с «распрямлением времени», то есть с появлением представлений о том, что мир был сотворен, — это было его началом, и он будет развиваться до конца света. Развитие здесь понимается как однонаправленное и необратимое: ни один предмет и ни одно явление не повторяются. Графическим изображением этой концепции является прямая линия.
Третья концепция — диалектическая. Наиболее полно она представлена в философии Г. Гегеля в форме идеализма и в философии марксизма в форме материализма. Согласно данной концепции, развитие происходит в определенном направлении, что не исключает повторения некоторых элементов. Каждое изменение уничтожает то, что уже не способно к развитию, и сохраняет то, что способно. Графическим изображением этой концепции может быть спираль, каждый виток которой как бы повторяет предыдущее, но на новом уровне.
В XIX веке появляется эволюционная концепция развития Г. Спенсера, в которой в качестве критерия развития предлагаются лишь количественные изменения. Он считал, что природе свойственно только эволюционное развитие, исключающее качественные скачки, высшие формы движения материи можно свести к низшим: социальную — к биологической, биологическую — к физической и химической, а источником развития Спенсер считал внешние воздействия. В XX веке эта трактовка стала приходить в противоречие с действительностью, с новыми научными открытиями.
В европейской философии получили распространение идеи о творческой эволюции (эмерджентизм), высказанные Л. Морганом, которые абсолютизировали факт возникновения нового качества, скачкообразный характер развития. Эмерджентами назывались новые образования, возникшие в результате развития. Качества эмерджентов несводимы к качеству исходных элементов. Развитие происходит благодаря творческой силе, находящейся внутри исходных материальных элементов.
20. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, основой которого является взаимоотношение противоположностей. В Древней Греции термином «диалектика» обозначалось искусство диалога и спора: во-первых, как способность вести спор посредством вопросов и ответов; во-вторых, как искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Платон и Аристотель считали, что необходимым условием для побуждения души к размышлению является противоречие. Таким образом, понятие «диалектика» первоначально относилось исключительно к мышлению и означало метод выявления истины, развития знания. Диалектика понималась как свойство субъекта.
Однако в эпоху античности существовало представление о противоречиях как свойстве самой природы, то есть возможности объективной диалектики, что было выражено в философии Гераклита. Впервые в античности он заговорил об изменениях, происходящих во внешнем мире, о развитии Космоса в результате борьбы противоположных начал. Во фрагментах из произведений Гераклита, которые дошли до наших дней, утверждается, что изменение и развитие свойственны самой природе.
Важнейшим этапом в становлении диалектики явилась немецкая классическая философия. Кант впервые указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел идею развития в познание природы. Он также говорит о противоречивости
познания, однако в конечном счете признает, что противоречия познания мнимые, это не противоречия, а антиномии.
Вершиной становления диалектики стала философия Гегеля. Впервые он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Однако истинной причиной развития у Гегеля выступает абсолютный дух, а природа, общество и человек являются только отражением этого развития. Природа сама по себе, с точки зрения Гегеля, не развивается, так как не имеет собственного источника развития. Таким образом, диалектика Гегеля носит субъективный характер.
В марксистской диалектике, напротив, развитие понимается как присущее природе самой по себе. Мышление отражает это развитие и благодаря этому отражению развивается. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие, понимаемое как свойство самой природы. Противоречие признается движущей силой и источником всякого развития, в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам развития. Диалектика понимает развитие как непрерывный переход количественных изменений в качественные, происходящий в форме скачка — перерыва постепенности. В ходе развития происходит отрицание исходного момента и отрицание этого отрицания, при этом на высшей ступени повторяются некоторые стороны первоначального состояния. Диалектика является не только теорией развития, но и методом исследования действительности.
21. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, в качестве которого выступают противоположные стороны предмета или явления. Взаимоотношение между противоположностями приводит к состоянию напряженности внутри предмета. Эта напряженность и ведет к изменениям предмета или явления, их развитию.
Взаимоотношение противоположностей включает несколько этапов.
1. Состояние единства, когда противоположности находятся в гармонии.
2. Возникновение различий, которое происходит в результате количественных изменений одной или обеих противоположностей.
3. Состояние противоречия, когда различия достигают наивысшей степени, что предшествует качественному изменению предмета.
4. Разрешение противоречия, которое происходит в форме скачка и приводит к возникновению нового качества предмета.
Разрешение противоречия может приводить к следующим результатам.
1. Уничтожению одной из противоположных сторон.
2. Уничтожению обеих противоположностей и возникновению новых.
3. Сохранению обеих противоположностей и воспроизведению их на новом уровне.
Различают следующие типы противоречий.
1. Внутренние и внешние.
2. Основные и неосновные.
3. Антагонистические и неантагонистические.
Внутренние противоречия присущи самому предмету и определяют процесс развития. Внешние — это противоречия данного предмета с другими предметами. Они способны затормозить или ускорить развитие, уничтожить предмет, но не могут определить характер развития, который зависит от внутренних противоречий. Необходимо отметить относительный характер разделения противоречий на внутренние и внешние, поскольку противоречия, которые являются внешними для узкой системы, становятся внутренними для более широкой системы, в которую первая входит в качестве элемента.
Основными называются противоречия, сохраняющиеся на всем протяжении существования предмета, а неосновными — такие, которые появляются на определенной стадии развития, а затем исчезают.
В советское время понятие «антагонистические противоречия» относили только к общественному развитию, затем вообще отказались от его употребления. Однако анализ взаимоотношения противоречий показывает неправомерность этого отказа. Антагонистичность означает непримиримость. Антагонистическими называются такие противоречия, которые не могут быть разрешены в рамках данной системы. Их развитие приводит к появлению новой системы. Неантагонистическне противоречия могут быть разрешены в рамках данной системы. Принимая это различие, необходимо также отметить его относительность. Антагонистическими противоречия становятся в результате несвоевременного разрешения проблем, возникающих в процессе развития.
22. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос, каким именно образом возможен переход от одного качества к другому: происходит он в результате постепенных малозаметных изменений или изменений заметных, скачкообразных, революционных. Чтобы ответить на этот вопрос, в философии вводятся понятия «качество» и «количество».
Качество — это внутренняя определенность предмета, совокупность существенных свойств, без которых предмет перестает быть данным предметом. Свойство представляет собой одну из сторон качества. Количество — это внешняя определенность предмета, которая не выражает его сущности, а лишь характеризует свойства. Количество означает указание на число свойств и величину проявления их интенсивности. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры, окраска.
Механизм развития заключается в том, что количество может изменяться, до определенной границы не вызывая изменения качества. Эта граница называется мерой. Внутри границ меры качество предмета остается самим собой. Как, например, вода остается водой при изменении ее температуры от 0 до 100оС. Когда граница нарушается, возникают новое качество и новая мера. Мера — это единство качественных и количественных определенностей предмета.
Переход границы меры, появление нового качества совершаются в форме скачка. Скачком называется такое изменение, которое как бы прерывает постепенность развития. В результате скачка возникает новое качество, не сводимое к прежним. Гегель называл скачок единством бытия и небытия, таким состоянием, когда старое качество исчезло, а новое еще не появилось. Существуют различные типы скачков: регрессивные (переход от более совершенного к менее совершенному) и прогрессивные (переход от менее совершенного к более совершенному); быстрые (новое качество возникает резко, сразу) и постепенные (новое качество появляется постепенно, как бы незаметно, в конечном счете приводит к такому качеству предмета, которое не сводимо к прежнему); связанные с сохранением данной системы и связанные с отрицанием ее, появлением принципиально новой системы на месте старой. Так, человек в процессе онтогенеза долгое время существует только как биологический вид, но в ходе возникновения социальных отношений между людьми на новой качественной ступени он развивается уже как социальное и духовное существо.
Таким образом, противоположности непрерывного и прерывного, количественного и качественного находятся в диалектическом единстве, во взаимопроникновении,
как бы превращаются друг в друга. Непрерывные количественные изменения могут происходить лишь в границах особой для каждого объекта или процесса меры, при нарушении которой эти изменения вызывают коренной скачкообразный переход к новому качеству. Новое качество обладает и новыми количественными характеристиками, то есть качественные изменения влекут за собой и новые количественные характеристики.
23. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Этот закон утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, во-первых, отрицанием предшествующей и появлением новой, а во-вторых, отрицанием самого этого отрицания, то есть сохранением на этой ступени в изменившемся предмете некоторых свойств и качеств прежней ступени. Иными словами, в любом процессе развития сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, то есть сохранения свойств старой ступени в рамках новой. Любая система в нынешнем и развитом состояниях несет в себе черты своего прошлого. К примеру, в организме человека существуют и неорганические соединения, растительные и животные клетки. В современной культуре сохраняются ценности и верования, уходящие корнями в глубокую древность.
Понятие отрицания означает уничтожение, но уничтожение можно трактовать двояким образом. Во-первых, отрицание как полное уничтожение предмета, которое прекращает его развитие полностью, например, зерно в случае его употребления в пищу уже не даст новых всходов и не будет развиваться. Во-вторых, отрицание как частичное сохранение старого содержания, того, что способно к дальнейшему развитию. Например, если зерно посадить в землю и из него вырастет новое растение, зерно будет уничтожено, но даст начало новой ступени развития. Второе понимание отрицания является элементом диалектической концепции развития. Гегель считал, что развитие представляет собой бесконечную смену отрицаний, подчиняющуюся определенным закономерностям. На первой ступени используются отдельные элементы старого, а на второй — происходит якобы возвращение к первой ступени. На первый взгляд здесь идет речь о цикличности развития, но на самом деле возвращение происходит на более высоком уровне. Этот закон определяет спиралевидную модель развития, которая включает в себя элементы цикличности, то есть повторения того, что уже было, и качественных скачков. Развитие возможно не на пустом месте, а как качественное изменение прежнего состояния.
В данном случае сущность процесса выражается понятием «снятие», а не уничтожения старого. Снятие как раз и позволяет зафиксировать одновременно момент преемственности и качественных изменений. Понятие «снятие» впервые применил Гегель для обозначения одновременного уничтожения и сохранения чего-либо. Поскольку у Гегеля процесс развития относится к абсолютному духу, к мышлению, он выразил связь ступеней развития с помощью триады «тезис — антитезис — синтез». На первом этапе происходит утверждение какой-либо мысли. На следующем происходит отказ от того, что было ошибочным, и сохранение того, что было правильным. При этом мысль обогащается новым содержанием, которого на первом этапе не было. На третьей ступени мысль синтезирует все положительное, что было на предыдущих двух, и привносит еще нечто новое. Эти ступени всегда присутствуют в развитии мышления. Однако ценность данного закона не в самой «троичности», а в той характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой, которую дает этот закон.
24. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
В философии категориями (от греч. категориа — указание, свидетельство) называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства,
стороны, отношения явлений действительности и познания. Категории существуют в любой науке. К ним относятся понятия, которые выражают наиболее общие связи и закономерности, рассматриваемые в данной науке. Например, стоимость, прибыль — в экономике, энергия, вещество — в физике и т.д. Философские категории отличаются предельной степенью общности. Это значит, что не существует такой сферы действительности, где бы они не применялись. Категории же частных наук применяются только в той сфере, которая исследуется данной наукой. Философские категории применяются и в обыденной жизни. Их называют неосновными законами диалектики, они раскрывают отдельные стороны, аспекты процесса развития в отличие от основных законов, которые раскрывают процесс развития в целом.
Категории философии, как правило, парные, что позволяет наиболее полно раскрыть какое-либо свойство или отношение: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление и др. Категории причина и следствие обозначают необходимую генетическую связь явлений, из которых одно (причина) обусловливает, порождает другое (следствие). Различают полную причину и специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, появление которых определяет появление следствия. Установление полной причины возможно только в сравнительно простых случаях, и обычно исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления, так как в специфическую причину включены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины.
Необходимость и случайность отражают два вида объективных связей. Необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок, структуру. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях. Случайность имеет свое основание не в сущности данного явления, а в воздействии на него других явлений, это есть то, что может произойти, а может и не произойти, может произойти так или иначе. Каждое явление возникает в силу внутренней необходимости но его появление связано с множеством внешних условий, служащих источником случайности. Случайность в этом случае называют формой проявления необходимости.
Возможность и действительность отражают разные стадии возникновения и развития предметов. Действительность — это то, что уже существует, актуальное бытие. Возможность — потенциальное бытие, тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Потенциальное бытие содержит разные возможности, а действительность есть одна из реализованных возможностей. Количественная оценка возможности осуществления событий связана с категорией вероятности.
Тема 7
ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
25. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Оно возникает на стыке объективного мира и субъективного восприятия этого мира человеком. Сознание в разных аспектах изучают многие науки: психология, физиология, лингвистика, кибернетика и т.д. Философия исследует сознание как целостное явление и рассматривает следующие вопросы: существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений; является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое; как соотносятся между собой сознание и близкие к нему реальности — психика, духовное, идеальное.
В истории философии сознание рассматривалось в двух аспектах. Первый описывал сам феномен сознания. Второй возник только в XX веке, его суть заключалась в объяснении феномена сознания: как оно возможно.
В связи с развитием естествознания в конце XIX — XX веке возникло течение, получившее название «физикализм», представители которого отождествляли сознание и физические процессы. В качестве доказательства правомерности этого отождествления физикалисты опирались на успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику и т.д. Противоположные идеи о сущности, природе сознания отстаивает субъективно-идеалистическая философия, согласно которой сознание индивида является единственной достоверной реальностью, а материальный мир лишь его порождение.
Существует множество направлений, которые различаются решением вопроса, выступает ли сознание свойством только человека или это явление надчеловеческое, космическое. По тому, каков ответ на этот вопрос, можно выделить следующие направления.
1. Сознание — это космическое образование. Одним из первых мифологических представлений человечества был анимизм — утверждение о том, что каждая вещь в мире одушевлена, и душа человека связана с мировой душой. Первые греческие мыслители были гилозоистами, то есть утверждали, что сознание присуще всем предметам в природе. Многие религиозные течения рассматривают сознание как космическое образование, проявление Божественного разума. Некоторые материалистические направления также трактуют разум как «живое тело космоса», «информационное поле» и др. Знаменитый физик М. Планк считал, что разум человека не одинок, и миром правит Божественный разум.
2. Сознание — свойство живых организмов. Представители социобиологии считают, что сознание присуще и человеку, и животным. Сознание они определяют как биологическую реакцию самосохраниения и приспособления к действительности, свойственную человеку и животным, то есть конечной причиной, источником сознания выступают биологические мотивы.
3. Сознание — атрибут человека как члена общества. Эта точка зрения представлена многими направлениями современной философии.
26. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ
В развитии природы можно выделить некоторые свойства, благодаря которым на определенной ступени стало возможным появление сознания. Таким свойством является отражение — способность материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами особенности последних. Эта способность одних систем запечатлевать, фиксировать свойства воздействующих на них других систем составляет возможность приобретения информации об этих системах.
В неживой природе можно выделить элементарные формы отражения: механическую, физическую, химическую. Они не обладают активностью, и отображаемую и отображающую системы здесь можно выделить условно. Напротив, живую природу отличает активность, предпосылкой и условием которой является использование информации. На уровне живой природы появляется биологическая форма отражения, которая, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития. На первой она проявляется как раздражимость — избирательность реакции организма на различные воздействия среды и способность реагировать не только на непосредственное воздействие, но и на сигнал об этом воздействии. Раздражимость присуща растениям и простейшим организмам.
Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.
Здесь организм воспроизводит еще не образ предмета, а только свойства. На следующем этапе появляются зачатки психической формы отражения. Восприятия, представления обусловлены усложнением форм поведения живых организмов, а также развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Психическое отражение позвоночных животных — это свойство живых организмов целесообразно приспосабливаться к окружающей среде. Такое приспособление происходит на основе генетической программы, заложенной от рождения. Однако животное в течение жизни постоянно сталкивается с ситуациями, когда этого оказывается недостаточно, и необходимо самостоятельно вырабатывать те или иные формы поведения. Успешность решения этой задачи зависит от способности животного к обучению, восприятию новых навыков и формированию новых стереотипов поведения.
В условиях недостаточности врожденной программы поведения живое существо переходит к ориентировочной деятельности по отношению к реальным объектам. Ориентировочная деятельность — это основа психических процессов и возникновения психических образов, схем предстоящей деятельности. Психический образ не существует до ориентировочной деятельности, его важнейшим свойством является идеальность. Идеальность означает, что содержание образа присутствует в психике только данного живого существа. Этот образ субъективен, и в то же время он дает возможность ориентироваться в реальности, то есть объективен. Впоследствии психический образ закрепляется в нервной системе организма и становится частью его индивидуального опыта. Идеальность психического образа, возникающего на основе ориентировочной деятельности, имеет большое значение для развития сознания человека.
27. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
В результате развития психики возникли биологические предпосылки для появления сознания. Однако подлинной причиной сознания, по мнению большинства' современных ученых, является общение людей в процессе трудовой деятельности. Труд — особая форма взаимодействия живого организма с окружающей средой, в ходе которой исходный природный объект преобразуется в продукт, отсутствующий в природе, а также формируется целенаправленная духовная деятельность. Именно труд делает появление сознания возможным и необходимым. В процессе труда, во-первых, возникает необходимость обмена информацией между участниками трудового процесса, следовательно, необходимость языка, который в отличие от языка животных не передается по наследству и должен постоянно развиваться. Во-вторых, трудовая деятельность приводит к развитию способности обобщения, абстрагирования. Преобразуя предмет природы, манипулируя им, человек выясняет общие свойства разных предметов. Именно это общее свойство он впоследствии и обозначает с помощью понятия. Например, понятие «камень» формируется на основе изучения и выделения свойств, общих всем камням. Животные воспринимают конкретные предметы, не объединяя их по свойствам, у человека появляется возможность воспринимать разные предметы как одно и то же, например, не каждое конкретное дерево, а дерево вообще. Поскольку необходима передача полученной информации, появляются знаки, символизирующие эти общие свойства.
Знак имеет двойственную природу: с одной стороны, он материален, так как воплощен человеком в жесте, звуке, рисунке и существует уже вне сознания, независимо от него. С другой стороны, он существует для сознания, а не сам по себе. Однако для сознания он существует только в том случае, если человек может расшифровать значение знака, если человек знает шифр, то есть можно сказать, что знак материален и идеален одновременно. Именно поэтому появление знаков в процессе трудовой деятельности оказало решающее влияние на развитие сознания, природа которого идеальна. Сознание можно определить как способность человека создавать идеальные образы и действовать на их основе. Маркс писал, что самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы, действующей инстиктивно, тем, что еще до начала строительства архитектор знает о том, что он будет строить, план уже существует в его сознании, план как идеальный образ.
Трудовая деятельность возможна только в обществе, в ходе нее создаются не только новые предметы, но и способы взаимоотношений людей, духовные формы овладения миром. Возникают своеобразные коллективные представления, к числу которых можно отнести язык, обычаи, ритуалы, традиции данного общества. Все эти формы возникают в процессе филогенеза, то есть развития человечества в целом. В ходе онтогенеза — индивидуального развития — эти коллективные представления должны быть активно освоены в процессе воспитания и приобщения к культуре. О том, что сознание возможно только как результат общения, а не является врожденным, говорит феномен «Маугли». Дети, которые были лишены по тем или иным причинам общения, не становились полноценными людьми.
28. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
Сознание — один из самых сложных феноменов действительности. Существует множество определений сознания, каждое из которых выделяет одну или несколько его существенных черт. В зависимости от понимания сущности сознания определяется его структура. Сознание можно определить как специфически человеческий способ приспособления к миру, сформировавшийся на основе психики. В этом случае в сознании выделяются эмоциональная, рациональная и практическая его сферы или, другими словами, чувства, разум и воля. Именно так определял структуру сознания немецкий философ Л. Фейербах. Эмоциональная сфера включает в себя чувства — отношения к внешним воздействиям, настроения — внутреннее самочувствие. Рациональная сфера представляет собой совокупность знаний человека о мире. Практическая сфера — это поле действия воли, она связана с такими элементами психики, как потребности, интересы, ценности, идеалы, цели. Воля — это процесс, выражающийся в действиях, направленный на удовлетворение потребности, достижение цели. Цель — это отраженная в сознании потребность.
Сознание — это субъективный образ объективного мира, с помощью которого человек регулирует свои отношения с миром. При таком подходе к сознанию в нем можно выделить два основых элемента: предметное сознание и самосознание. Предметное сознание направлено на мир окружающих нас предметов, событий. Его основой является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и других чувств, результат действия которых — создание образа. Восприятие — это образ внешнего мира, возникающий у человека при взаимодействии с ним. В образе окружающего мира человек еще не выделяет себя из него и не понимает, что образ объединяет информацию о внешнем мире и о способностях человека к его отражению. Он отличает себя от внешнего мира, но не сосредоточивается на самом себе, на внутреннем мире, он определяет свое отношение к миру как «я знаю».
Самосознание возникает, когда человек разделяет свою непосредственную причастность к внешнему миру и свое восприятие этого мира. В самосознании человеку доступны одновременно и внешний мир, и он сам. Свое отношение он определяет как «я знаю, что я знаю». Выйти на уровень самосознания — это значит мгновенно совместить свои знания о предмете и свое знание об этом знании. На этом уровне человек начинает задумываться о том, что такое мысль, переживание, чувства, соответствует ли содержание внутренних состояний содержанию внешнего мира, как происходит его восприятие. Возникновение самосознания связано с феноменом рефлексии.
Рефлексия — это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внутренней жизни. Сознание человека направлено на происходящее вне его, а самосознание — на собственный внутренний мир и регуляцию поведения в соответствии с осознанием того, что в нем происходит. Однако рефлекция присуща далеко не всем. Многие живут, направляя свое внимание преимущественно на внешний мир, и не делают себя предметом своего осмысления.
29. СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Сознание в целом выступает как содержание жизненного мира человека во всем его многообразии. Внутренне оно реализуется в процессе мышления, а внешне — в форме языка. Мышление — это отражение сущности предметов и процессов, совершающихся в объективном мире, и состояний во внутреннем мире человека. Оно является свойством высокоорганизованной материи — мозга. Однако особенности мышления нельзя объяснить, исходя из физиологических механизмов. Мышление возникает на основе предметно-практической деятельности человека, перевода ее во внутренний план. В мышлении человек в идеальной форме производит операции, которые раньше совершал в реальности с внешними предметами. Внешние операции становятся внутренними. Мышление у всех народов совершается по одним и тем же законам, так же как и практическая деятельность. В психологии выделяют следующие формы мышления: наглядно-действенная, образная, словесно-логическая. Наиболее адекватную форму выражения мысль получает в языке.
Если сознание и мышление идеальны, то язык материален. Язык — это система знаков, с помощью которой люди общаются, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. В языке можно выделить естественную систему знаков, к которой относятся звуки, позы, жесты, мимика, а также искусственную, специально созданную людьми, такую, как математика, живопись, музыка, дорожные знаки.
Функции языка:
• номинативная (обозначает и представляет мир вещей и явлений);
• познавательная (участвует в процессе познания);
• коммуникативная (способствует общению людей).
Язык является средством хранения и накопления знаний. Сознание развивается у индивида на основе усвоения языка. Если мышление совершается по одним и тем же законам, то язык у каждого народа свой. Каждая культура вырабатывает свой определенный набор слов. В разных языках по-разному соотносится количество слов, выражающих предметно-логическое и эмоционально-чувственное содержание сознания. Так, европейские языки приспособлены в основном для обозначения предметов и их свойств, в этом проявилась ориентированность европейцев на интеллектуально-рациональное отношение к миру.
Язык изменяется в ходе исторического развития, потому что он отражает изменения, происходящие в сознании людей. В свою очередь изменения языка способствуют трансформации сознания. Охраняя свой язык от иностранного влияния, народ сохраняет одно из важнейших условий своей культурной самоидентификации.
Мышление и язык возникли одновременно, они являются результатом длительного социально-исторического процесса. Однако они не тождественны. Язык материален, он достаточно стабилен, его изменения зависят от условий существования общности людей, поэтому у разных народов он разный. Мышление в формах, не воплощенных в языке, идеально, неустойчиво, смертно и в то же время одинаково для всех людей, что делает возможным перевод с одного языка на другой. Воплощаясь в языке, мышление тем самым обретает устойчивость и бессмертие.
30. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Вплоть до второй половины XIX века в философии господствовало убеждение, что человек в своих действиях руководствуется сознанием, определяющим элементом которого является разум. В наиболее полной форме эта идея выражена в философии Гегеля.
В конце XIX века появляется новое направление в философии, основывающееся на открытиях 3. Фрейда. Фрейд доказал, что во внутреннем мире человека существуют сферы, содержание которых человек не может или не хочет осознавать. Следует различать два вида неосознаваемых действий. К первому виду относятся действия, ранее осознававшиеся, находившиеся под контролем сознания, а затем ставшие автоматическими. Например, когда человек учится ходить или писать, его сознание направлено на каждое усилие в этом направлении, а когда эти операции освоены, человек совершает их бессознательно. Второй вид неосознанных действий никогда не проходил через сферу сознания. Именно этот вид называется в психологии бессознательным. Бессознательное играет важную роль в жизни человека и общества, так как во многом определяет поведение человека.
Фрейд предлагает следующую классификацию структуры человеческой психики:
сверхсознание — восприятие индивидуумом требований общества: правил поведения, родительских запретов, моральной цензуры и т.п.;
бессознательное — нереализованные влечения индивида, которые ввиду конфликта с социальными нормами вытесняются из сознания и дают о себе знать в форме страхов, комплексов, неврозов, инстинктов, прежде всего сексуального, и обнаруживаются в сновидениях, оговорках и др.;
сознание — промежуточная часть психики. Снизу ее подпирают страхи и инстинкты, сверху — требования общества. Поддаваться инстинктам нельзя — это приведет к конфликтам в обществе, подавить их тоже нельзя — это приведет к комплексам, неврозам, психическим заболеваниям. Человек в течение жизни должен лавировать между этими крайностями.
Содержание бессознательного может стать доступным сознанию только с помощью специальных методов и приемов психоанализа. Если поняты истоки и причины, например, сновидения, то оно перестает быть бессознательным, осознается.
Фрейд попытался объяснить с точки зрения психоанализа всю человеческую историю. Общество создает запреты на проявления человеческой сексуальности. Энергия, которая при этом остается невостребованной, вынуждена направляться в другое русло, сублимироваться, т.е. преобразовываться. Это приводит к тому, что человек обращается к социально приемлемым формам деятельности: производственной, религиозной, политической, художественной и др. Например, в искусстве энергия сексуального желания преобразуется в энергию художественной деятельности, запретные действия художник заменяет легальными образами. Яркой формой сублимации является религия. В образе Бога люди находят отца, которого любят и боятся.
Последователи Фрейда развили учение о бессознательном, продолжили работу по поиску методов преодоления его разрушительного действия. Так, Юнг открыл новый уровень бессознательного, который назвал коллективным бессознательным. Этот уровень никогда не может быть осознан, но он проявляется в виде мифологических образов, свойственных всем культурам мира. Юнг назвал их архетипами, которые получают различную трактовку в мифах, сказках, поэзии, проявляются в снах и особенностях человеческого поведения. Архетипы — это некие доопытные идеи, закодированные в структуре головного мозга, они не имеют однозначно негативного содержания, а являются как бы фундаментом сознательного, однако они нерациональны и не могут быть поняты человеком. Более того, попытка непосредственного постижения архетипов может привести к трагедии. Психическая энергия, содержащаяся в архетипах, может разрушить человеческую психику. Чтобы этого не произошло, между сознанием и бессознательным стоят религиозные символы, которые как бы трансформируют энергию бессознательного в человеческие смыслы. «Расколдование» религиозной символики в наше время, по мнению Юнга, может привести к трагическим последствиям, к гибели культуры.
Тема 8
ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
31. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Проблемы познания изучаются гносеологией — разделом философии, исследующим возможности познания, отношение знания к реальности, условия истинности и критерии истины. Главным вопросом в гносеологии является вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа на него в истории философии возникали различные течения.
Агностицизм — учение, которое отрицает возможность познания сущности мира. Этот термин можно применить к учениям И. Канта, Г. Гельмгольца, А. Пуанкаре и др. Несмотря на отрицание возможности познания, эти ученые внесли немалый вклад в науку. Таким образом, агностицизм нельзя понимать как простое отрицание, он указывает на тот факт, что познание есть сложный феномен, заслуживающий специального философского исследования. В истории философии агностицизм существовал в различных формах: релятивизма, скептицизма, конвенционализма.