Человек вселенской толпы
У Р. Тагора есть выражение: «человек добр, а люди жестоки». Становясь одним из многих, мы постепенно, не замечая того, теряем доброту—исконно присущее нам душевное качество—и становимся злее, циничнее, черствеем сердцем. Это – типичный поворот к психологии человека толпы. Сливаясь с другими, попадая под влияние окружающих его людей или массовых информационных установок, субъект как бы снимает с себя ответственность за происходящее, освобождается от свойственных ему индивидуальных качеств, становится лишь частью (объектом) чего-то внешнего. Он ждет готовых решений – желательно простых, четких, как воинские команды. Человек не может быть в такой ситуации самим собой, он вынужден приспосабливаться, действовать «как все», для этого – лгать, притворяться, намеренно отказываться от своей личной уникальности. В толпе любого масштаба навязывание единых стандартов неизбежно предполагает равнение на фигуру заведомо среднюю, ординарную, которая не только не есть личность, но и не хочет быть ею из чувства самосохранения. Толпа, как известно, чаще «выравнивается» по худшим образцам.
Норвежский ученый К. Лоренц обнаружил, что у животных скученность ведет к нарастанию негативизма в отношениях между особями. Эта тенденция, по его же данным, наблюдается и у жителей крупных городов – они чаще проявляют агрессивность, бесчеловечность, равнодушие при виде совершаемого среди белого дня насилия. По К. Лоренцу, общее недружелюбие в больших городах возрастает пропорционально плотности скопления людей – например, оно особенно выражено на вокзалах, заполненных площадях и перекрестках улиц.
Столь же опасной для внутреннего состояния людей и их отношений между собой может стать скученность не только физическая, но и информационная. От ощущения постоянного информационного контакта всех со всеми избавиться не менее трудно, чем от нахождения в контакте с другими людьми на географическом пространстве.
По мере глобализации человечество становится одной постоянно действующей толпой и в поведении людей все очевиднее проявляются признаки соответствующей психологии. Они теряют внутреннюю самостоятельность и способность к индивидуальной оценке ситуации, легко попадают под влияние магической власти призывов и готовы, «ради общего дела», послушно следовать, как свойственно толпе, на выборы для голосования за «раскрученного» кандидата, на митинг, к месту конфликта, связанного, например, с расправой над «инородцем», и даже на самоуничтожение.
Для понимания особенностей жизни единого человечества важным представляется еще один феномен, описанный К. Лоренцем. Речь идет о так называемом «экспедиционном бешенстве» (известном и как «полярная болезнь»), которое поражает преимущественно небольшие группы людей, вынужденных длительное время жить совместно, как единое целое.
В таких группах, по наблюдению К. Лоренца, также довольно быстро увеличивается агрессивность людей, и нарастание агрессивности тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены группы. Происходит резкое снижение пороговых значений стимулов, необходимых для проявления агрессии. Даже малейший жест или случайное слово могут вызвать неадекватную реакцию. Знание членами группы этого феномена и даже формальная готовность к возможному его действию не спасают положения.
По-видимому, эти наблюдения актуальны и для некоторых форм нашего земного бытия, где люди все лучше узнают друг друга, становятся ближе друг к другу и уже ощущают себя членами одного космического экипажа. Сможем ли мы бороться с «полярной болезнью»? Или она будет взрывать наше единство, и тем чаще, чем больше люди будут знать все обо всех?