Социальная ситуация в России и задачи государства.

С начала реформ в России система социальной защиты населения претерпела значительные изменения: были введены новые пособия и льготы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Однако, основополагающие принципы были унаследованы от советской модели. Сегодня по-прежнему основу системы социальной поддержки составляют страховые выплаты, пособия нетрудоспособным и поддержка граждан, имеющих особые заслуги перед государством, причем помощь наименее обеспеченным слоям населения, как и раньше, не является приоритетным направлением социальной политики.

В общем виде все социальные трансферты можно разделить на денежные выплаты и социальные трансферты в натуральном выражении. Совокупный объем денежных социальных выплат в 2002 году был равен 1041, 8 млрд. рублей, что составило 9,6 % ВВП. Денежные социальные трансферты являются важным источником доходов российских граждан и составляют 13-15% от денежных доходов, при этом 70-80% из общего объема приходится на выплату пенсий. Стоимость социальных пособий не превышает 1% ВВП и равняется 1-2% совокупных доходов. Но если до 1997 г. наблюдалось увеличение доли пособий в совокупных денежных доходах, то после 1998 г. наметилась обратная тенденция.

По статистике, каждый седьмой гражданин страны в 2006 г. жил за чертой бедности, 53 российских долларовых миллиардера, по версии журнала «Форбс», владеют капиталом в 32 раза превышающим сумму, отпущенную в 2007 г. на все национальные проекты и разница между богатыми и бедными достигла 15 раз. Но если взять неформальные доходы 10% самых богатых и 10% самых бедных, то разрыв достигнет и 30 раз.

Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы (бедность, нищета) приводят к неизбежному росту социальных издержек (дисквалификации, профессиональной деградации) и росту социальных болезней - алкоголизма (в России страдают около 7 млн. людей), наркомании (до 5 млн.), криминал (2 млн.), бомжи (3 млн.). Это в свою очередь приводит к разрушению человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

Высокая дифференциация доходов является одним из факторов социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики, а также резкое размежевание общества на богатых и бедных, грубое нарушение норм и принципов социальной справедливости и прямая угроза стабильности и безопасности страны.

Однако, по статистике, в России людей, которые получают ниже прожиточного минимума, с каждым годом становится все меньше. Но в каждой стране понятие «прожиточный минимум» рассчитывается по-своему. В США это трехкратный минимальный размер зарплаты. Если сравнить, то у них неравенство пока еще больше, чем у нас, но их бедный может позволить себе гораздо больше нашего.

Началом и стимулом поворота в социальной политике РФ могут стать «приоритетные национальные проекты». Это существенная прибавка к общим социальным расходам государства, но они предусматривают избирательность направления выплат – «этому дам, а тому нет». Поэтому многие ученые предлагают вдвое поднять удельный вес расходов на социальные цели и на столько же увеличить размеры пенсий и пособий с учетом возрастающего прожиточного минимума. Это увеличит спрос на товары массового потребления и даст импульс к оживлению отечественного производства в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленностях.

Формирование рыночной экономики в Росси невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающий уровень жизни населения, является индексация доходов, т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям.

Вряд ли основную угрозу социальной стабильности в России представляет распад общества на отдельные группы, положительно и отрицательно относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другу социально-экономические интересы. Основная ошибка «олигархического» периода реформирования заключалась в том, что государство вместо сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных (не сумевших адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало покровительствовать крайне немногочисленным богатым.

Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.

Первым шагом должна стать разработка Концепции управления социальным развитием России.

Концепция управления социальным развитием России призвана наметить контуры общественного устройства России как социального государства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствия модели социального государства.

Далее, необходимо сохранить все положительное, что было накоплено в стране в 90-е годы, и прежде всего:

- демократические в целом процедуры управления российским обществом;

- новый тип экономически активного гражданина, рассчитывающего на собственные силы и стремящегося видеть государство в качестве защитника своих экономических и социальных прав;

- новый негосударственный сектор отечественной экономики, ориентированный на платежеспособный спрос потребителя.

 

Необходимо, наконец, признать, что российское государство не потеряет авторитет только в том случае, если сможет создать своим гражданам условия для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту их личных прав и свобод.

Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявить известную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.

Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие «социальное государство». Специальным законом должны быть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального государства, в-третьих, четко регламентирована ответственность лиц, принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение положений данного закона.

Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время, успешно с содержательной и безуспешно с организационной точек зрения, выполняют средства массовых информации. Такая экспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений.

Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

1. стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2. погашение задолженности работникам по заработной плате;

3. расширение источников финансирования социальных услуг;

4. внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

5. введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. По тому, как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям.