ТЕМА 6: Международная трудовая миграция

1. Понятие, причины и направления международной миграции рабочей силы.

2. Особенности и экономические последствия международной трудовой миграции.

3. Государственное регулирование внешней трудовой миграции

4. Россия и международная трудовая миграция

 

Составной и неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства является мировой рынок труда. Эффективное развитие национальных экономик становится возможным только на пути активного использования преимуществ всемирного разделения труда и свободного перелива рабочей силы из одной страны в другую. Без высокой мобильности населения невозможна интенсификация научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей.

 

1. Понятие, причины и направления международной миграции рабочей силы

 

Миграция – латинское слово, означающее перемещение, переселение. Перемещение из одного международного региона в другой всегда было свойственно людям, поэтому межстрановые миграции известны с древнейших времен. В основе этих процессов лежали кочевничество скотоводов, завоевательные походы, стихийные бедствия, политические и религиозные преследования, географические открытия и освоение новых жизненных пространств. В настоящее время при резком возрастании общих масштабов миграции главенствующую роль приобрела трудовая миграция, или миграция рабочей силы.

В науке и практике существует множество определений трудовой миграции. В качестве разных полюсов научных мнений по этому вопросу можно привести два подхода, В расширенной трактовке трудовая миграция – это перемещение с целью трудоустройства, включая переезд на постоянное место жительства в случае, если основной мотив для этого – поиски работы. Иногда в понятие трудовой миграции включают формы миграции, связанные с коммерческой деятельностью. В узкой трактовке трудовая миграция – это временные перемещения населения с целью трудоустройства с периодическим возвращением к месту жительства, то есть не окончательное переселение в место (регион, страну) трудоустройства. В 1949 году появился термин «трудящийся-мигрант», к которому Конвенция МОТ отнесла лицо, которое эмигрирует из одной страны в другую с целью найма.

Первый подход является более емким, методически и научно более точным с точки зрения определения потоков трудовых мигрантов и их границ. Однако мотивацию человека, переехавшего на новое место жительства, изучать довольно сложно и вдвойне трудно установить однозначно причины, подтолкнувшие его на это. Второй, узкий подход более практичен для фиксации самих потоков трудовых мигрантов и их регулирования государством. Однако, первый подход является более распространенным в экономической литературе, поэтому нижеприведенное определение внешней трудовой миграции дается именно с этой точки зрения.

Под международной (внешней) трудовой миграцией понимается перемещение населения через государственные границы с целью трудоустройства, включая переезд на постоянное место жительства в другой стране. Не считаются трудовыми мигрантами лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями), а также коммерсанты – «челноки».

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

- трудовую эмиграцию, т.е. выбытие трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

- трудовую иммиграцию, т.е. прибытие рабочей силы в данную страну из-за рубежа.

В зависимости от долговременности каждого перемещения трудовая миграция делится на:

- безвозвратную, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

- временно-постоянную, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

- сезонную миграцию, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии.

- маятниковую (приграничную, челночную), предусматривающую ежедневные поездки из одной страны к месту работы в другую страну и обратно. Ярким примером тому являются мексиканские рабочие-фронтальеры.

В зависимости от правового статуса трудовая миграция может быть легальной или нелегальной. Нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или пребывают в нее на законных основаниях (например, туристами, по приглашению) и нелегально трудоустраиваются. Количественную оценку нелегальной иммиграции практически невозможно дать (хотя по приблизительным оценкам в России в 2005 году их насчитывалось около 4,5-5,5 млн. человек - в основном граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана).

Характерной чертой современного мирового рынка труда является миграция интеллектуального труда, известная как «утечка мозгов», а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала.

Для оценки масштабов трудовой миграции используются различные показатели:

- масштабы выбытий – число эмигрантов, выбывших из страны за границу за определенный период с целью трудоустройства;

- масштабы прибытий – число иммигрантов, прибывших за определенный период в страну в поисках работы;

- сальдо миграции или чистая миграция, - разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период;

- валовая миграция, или общая миграция – сумма числа прибытий и выбытий в стране, регионе за рассматриваемый период времени.

Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В конце 20 века в мире, по оценкам экспертов насчитывалось около 30-32 млн.трудящихся мигрантов. С учетом членов их семей, а также вместе с мигрантами-сезонниками, рабочими-фронтальерами и нелегальными мигрантами общая численность иммигрантов гораздо больше (в 3-5 раз выше). Миграция вряд ли была бы возможна в значительных масштабах, если бы не существовало экономической целесообразности, а подчас и необходимости использования иностранной рабочей силы. Применение иностранной рабочей силы во все большей степени связана с действием следующих факторов:

- стремление снизить издержки производства за счет использования более дешевой, по сравнению с национальной, иностранной рабочей силы;

- привлечением квалифицированных работников, от рабочего до ученого-исследователя;

- деятельности транснациональных корпораций, которая не только повышает географическую мобильность рабочей силы, но и выравнивает условия ее применения в мировом масштабе;

- развития средств транспорта и связи, что стимулирует географическую мобильность населения;

- информатизации производства и общественной жизни, растущего взаимодействия науки и культуры разных стран, что ведет к унификации критериев образования и квалификации.

Какие же причины побуждают людей перемещаться из одной страны в другую. Прежде всего миграция рабочей силы связана с неравномерностью социально-экономического развития разных стран. В странах с ускоренным развитием обнаруживается нехватка рабочей силы, а в странах с замедленным ростом складывается относительный избыток рабочей силы и возникает безработица, которая ведет к снижению заработной платы а следовательно и уровня жизни. Для преодоления подобных ситуаций необходимо заполнить кадрами образовавшиеся экономические ниши, используя для этого импорт рабочей силы. Кроме социально-экономических есть и другие причины миграции рабочей силы: политическая нестабильность режимов или бегство от политических преследований; расовая, религиозная и национальная дискриминации; военные обстоятельства и др.

 

Направления международной миграции рабочей силы меняются с изменением экономических условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. К 2000 году здесь насчитывалось свыше 22 млн. мигрантов. Основную часть иммигрантов принимают такие высокоразвитые страны как Германия, Франция, Англия, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др. Они привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу к 2000 году оценивался в 210 тыс. человек в год.

Причем в ряде развитых стран, принимающих большие контингенты иностранцев, иностранная рабочая сила стала составлять весьма существенную часть их рабочей силы. Так, во Франции насчитывается 5868 тыс. иностранцев, из них 1571 тыс. трудовых мигрантов (6,1% во всей рабочей силе), В Швейцарии – 1384 тыс. иностранцев, из них 717 тыс. трудовых мигрантов (18,3%), в Швеции – 1004 тыс. иностранцев, из них 222 тыс. трудовых мигрантов (5,0%), Бельгии – 862 тыс. иностранцев, из них 377 тыс. трудовых мигрантов (9,8%).

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:

- перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;

- необходимость внедрения ресурсосберегающих технологий;

- недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

Однако все это привело к тому, что Европа вплотную столкнулась с проблемой нехватки рабочих кадров. Ужесточение миграционной политики может привести к тому, что в ближайшие 10-20 лет трудоспособное население Европы сократится на 20 млн. человек.

Еврокомиссия приняла проект предложений по экономической миграции, в которой всем странам еврозоны предлагается выработать единый подход к решению этой проблемы. В последние годы миграционное законодательство европейских стран только ужесточалось, препятствуя притоку в «стареющую» Европу иностранной рабочей силы. Так, число въехавших в первой половине 2003 года в Данию иммигрантов сократилось на 50% по сравнению с тем же периодом 2002 года, Это стало следствием ужесточения в этой стране в июле 2002 года миграционных норм. Сейчас в Евросоюзе ограничения на трудовую миграцию действуют даже в отношении граждан государств, вступивших в эту организацию. Особенно усердствуют в попытке ограничить въезд иностранцев страны с высоким уровнем социальной защищенности, в частности Германия, Швеция и Нидерланды.

Второй центр притяжения иммигрантов сформировался в середине 70-х годов 20 века в регионе Ближнего Востока. Общая численность иммигрантов в конце 20 века оценивалась в 6-7 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Южной Кореи, Филиппин. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 90%, Кувейте – 86,5%, Саудовской Аравии – 57%, Омане – 70%.

Особую группу мигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 1999 из стран СНГ в Израиль выехали свыше 800 тыс. человек.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США и Канаде. Трудовые ресурсы этих стран исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Общая численность иностранного населения, а также иностранной рабочей силы в 2000 году в США составляли – 28400 тыс. человек и 17400 тыс. человек (12,4% во всей рабочей силе), в Канаде – соответственно 4971 тыс. чел. и 2839 тыс. человек (19,1%). США занимают первое место в мире по числу участников трудовой миграции, Канада находится на втором. Население этих стран почти полностью состоит из потомков иммигрантов. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.

Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам, Так в соответствии с миграционным законодательством США в последние годы в страну допускается не более 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой стране в 2000 году трудились 2365 тыс. иностранных рабочих (24,5% - доля во всей рабочей силе. В последние годы Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – Гонконг, Сингапур, Малайзия, Япония, Тайвань, Республика Корея, Бруней, Пакистан. Например Япония начинает ввозить рабочую силу. Традиционно это были корейцы, но в последние время появились и иранцы, выполняющие черную работу. В то же время Япония может вывозить рабочую силу высокой квалификации и одновременно осуществлять прямые инвестиции в страны АТР. Этот тип миграции называют транзитной профессиональной миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Но Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению специалистов и Восточной Европы, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах-химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным подсчетам, международная трудовая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. ЮАР заинтересованы в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.

 

2. Особенности и экономические последствия международной трудовой миграции

 

Миграционные процессы послужили основой формирования мирового рынка рабочей силы и в настоящее время характеризуются следующими особенностями. Прежде всего, миграционные процессы затрагивают трудящихся почти всех стран. Масштабы международной трудовой миграции постоянно и значительно возрастают. На начало 2000 года в мире насчитывалось по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов. Значительная часть из них – трудовые мигранты.

Основной поток мигрантов направлен из развивающихся стран в развитые (США и Западную Европу). Масштабы миграции настолько существенны, что реально сказываются на демографической ситуации. Неуклонно возрастает доля женщин и детей в миграционном процессе. Даже в такой крупной стране, как США по оценкам американских специалистов, в 90-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. Одновременно растет и доля молодежи в общем количестве мигрантов. Этот показатель колеблется от 40 (Франция, Швеция, Норвегия, Люксембург) до 50% (Нидерланды, Бельгия).

Важной особенностью современного мирового рынка рабочей силы является снижение степени активности миграции с середины 80-х годов. Прежде всего, это связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации.

Для современной международной трудовой миграции характерно также увеличение продолжительности пребывания в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. Это обусловлено, с одной стороны, крайне малым возвращением мигрантов на родину, с другой – возможностью воссоединения семей в стране занятости. В результате баланс внешней миграции у большинства стран Западной Европы положительный.

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Предприниматели этих стран выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких отраслях.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили за последнюю четверть века более 15 млрд. долл.

Политику ввоза иностранной рабочей силы поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж.Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает безусловно позитивное влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.

К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны-экспортеры, то проводившиеся многочисленные исследования за последние 20 лет дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Более того, миграция рабочей силы способствовала повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

Важное значение для экономики стран-экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. В настоящее время они являются вторым по значимости финансовым потоком в развивающихся странах после прямых иностранных инвестиций и практически в два раза превосходят суммы, направляемые им в виде помощи по официальным каналам.

Официальная мировая финансовая система, власти стран-доноров и реципиентов оказались не готовы к столь масштабным потокам денежных переводов (ремитанс) и не смогли предоставить мигрантам дешевые и надежные трансфертные каналы, эффективно урегулировать доступ к ним иностранных рабочих. Стоимость переводов через банковские системы чрезмерно высока для небольших сумм, поэтому многие мигранты сами перевозят деньги, либо отправляют переводы по неофициальным каналам.

Денежные переводы мигрантов служат источником денежных ресурсов многих мировых финансовых институтов (официальных и неофициальных). По данным Всемирного банка, в 2002 году чистая прибыль, полученная на рынке денежных переводов, составляла 12 млрд. долл. Борьба за этот источник приводит к обострению конкуренции между ними часто с использованием недозволенных методов. Но, в конечном счете, эта борьба служит интересам мигрантов, упрощая процедуру переводов, ускоряя, а главное, удешевляя их стоимость. В результате финансовые потоки, вливающиеся в экономику развивающихся стран, увеличиваются.

Основными получателями переводов мигрантов являются страны Латинской Америки (30%), затем следуют страны Южной Азии (20%), Ближнего Востока и Северной Африки (18%), Европы и Центральной Азии (13%), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (14%), Южной Африки (5%). Самими крупными в мире получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и Мексика. Например, Индия получает около 73% всех переводов в Южно-Азиатский регион, доля Мексики в переводах в Латиноамериканский регион составляет 34%, а сам объем денежных переводов мигрантов в 2003 году превысил общую величину прямых западных инвестиций на 21% (Мексика является крупнейшим получателем прямых западных инвестиций в Латинской Америке).

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, является рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. Растущая информатизация хозяйственной деятельности сопровождается значительными изменениями в сфере труда, По оценкам экспертов, 60-70% новых рабочих мест, создаваемых в развитых странах, связаны с обработкой информации. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран-экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой мозгов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора.

 

3. Государственное регулирование внешней трудовой миграции

 

. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во многих странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Россия имеет подобные соглашения с Германией и Финляндией, которые определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны. Подписанное соглашение реализуется следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

- требования к качественной характеристике импортируемой рабочей силы (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);

- возрастной ценз (в среднем 20-45 лет);

- состояние здоровья (запрет на въезд больных СПИДом и психическими заболеваниями, наркоманов);

- социальные и политические ограничения (не допускаются в страну лица, ранее осужденные за уголовные преступления, а также ограничивается въезд членов партий тоталитарного типа).

Регулирование въезда иммигрантов проводится не только путем реализации

ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

- первоочередной прием тех мигрантов, которые осуществили инвестиции в экономику страны-реципиента;

- уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство (в Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов);

- налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

- ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране (В Норвегии разрешение на работу выдается только на один год, хотя и допускается возобновление).

В странах-реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. В стране может действовать закон, содержащий подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Профессионально отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяют приоритетные профессии для въезда. В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных профессий», составленный Министерством иммиграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех странах-реципиентах всегда действовали национально- географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Многие страны отдают предпочтение мигрантам из стран Европы, ограничивая при этом въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

В настоящее время развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. Используется, как правило, три вида таких программ. Во-первых, программы материальной компенсации – предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только «отступное пособие», но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билета.

Во-вторых. программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину – организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

В-третьих, программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов применяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Санкции практикуются и в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. Введены санкции и в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов (применяются крупные штрафы и расходы по депортации возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант).

Международное перемещение рабочей силы является мощным фактором экономического развития. С одной стороны миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей.

С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов в странах-реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в странах-донорах; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х годах 20 века, несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.

 

4. Россия и международная трудовая миграция

 

Социально-экономические и политические преобразования в 1990-е годы способствовали выходу России на международный рынок труда. В середине 90-х годов в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Около 50 тыс. российских трудовых мигрантов направлялось в страны Западной Европы – Германию, Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находила работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии. По данным Федеральной миграционной службы, трудовая миграция из России имеет тенденцию к возрастанию и составляет в последние годы примерно 50 тыс. человек в год. Оценить число россиян в странах дальнего зарубежья сложно, поскольку международная статистика зачастую учитывает их вместе со всеми гражданами бывшего СССР. Максимальная оценка численности – 1,1 млн. человек.

Россия в основном выступает поставщиком квалифицированных кадров в более благополучные страны, отличающиеся более высоким уровнем оплаты труда и возможностями создания соответствующих социально-бытовых условий. Только с 1989 года по 2001 год страну покинули более 100 тыс. ученых – математиков, химиков, физиков, биологов в возрасте 35-45 лет. И уехали они в те страны, которые проводят грамотную миграционную политику по отношению к высококвалифицированным специалистам. По экспертным оценкам, ежегодный материализованный ущерб от «утечки мозгов» за границу в 90-е годы доходил до 50-60 млрд. долларов. Это в свою очередь ведет к обеднению потенциала наукоемких и социально значимых сфер народного хозяйства, еще большему усилению кризисных явлений в наукоемких отраслях российской промышленности.

В то же время экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По некоторым оценкам, каждая тысяча российских граждан выезжающих на работу за границу могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долларов.

Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х годах значительно большее распространение, чем отъезд россиян за рубеж на заработки. В середине 90-х годов в России ежегодно было занято 250-300 тыс. легальных иностранных рабочих (2003 г. – 380 тыс. человек, 2004 г. – 460 тыс. человек). Для сравнения: в 2005 году определена квота для приема трудовых мигрантов в количестве 300 тыс. человек. При этом по данным Федеральной миграционной службы в стране официально было зарегистрировано 500 тыс. мигрантов. Численность рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья примерно одинакова. Однако официальная статистика весьма серьезно расходится с реальным положением дел. Между сведениями из официальных источников, регистрирующими трудовых мигрантов, и реальными масштабами такой миграции существует огромный разрыв. Согласно исследованиям ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в России может находиться всего 6-7 млн. иностранных мигрантов, из которых 6-6,5 нелегальных. «Лидируют» страны СНГ (5-5,5 млн. человек), в основном граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана. Многие из них вынуждены работать нелегально, способствуя экономическому росту главным образом в теневой сфере. Однако по оценкам ООН, в России проживает около 13 млн. мигрантов. Таким образом, по этому показателю РФ занимает второе место в мире после США.

Россия также не осталась в стороне от популярной в Европе идеи ограничения иммиграции. В 2004 власти приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые максимально ужесточили миграционное законодательство. В частности, была введена норма, по которой за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы повышены штрафы для работодателей, Для граждан они составляют от 10 до 25 МРОТ, должностных лиц – от 25 до 100 МРОТ, а для юридических лиц и вовсе от 50 до 2000 МРОТ. Более того, за нарушение закона в крупных размерах теперь грозит тюремный срок от двух до пяти лет.

Эксперты считают, что такие действия российского руководства подрывают экономический потенциал страны. Непрекращающаяся убыль коренных жителей (снизилась со 148,7 млн. человек в 1992 году до 144, 8 млн. человек в 2001 году) грозит тем, что с 2006 года в России начнется повальное сокращение трудоспособного населения, и к 2050 году оно может оказаться на 45% меньше, чем было в 2000 году. Если во времена СССР дешевой рабочей силой было население деревень и сел, то теперь этот ресурс практически исчерпан. Решить проблему сможет только миграция иностранной рабочей силы, на широкое привлечение которой государство не решается по далеким от экономии политическим, культурным и социальным мотивам.

По оценке Координационного совета объединений работодателей России, при самом благоприятном сценарии для сохранения хотя бы сегодняшней численности населения Россия должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов – в противном случае на отечественных предприятиях будет попросту некому работать. Это касается в первую очередь неквалифицированной рабочей силы.

Несмотря на увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2 % занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).

Рынок труда такого мегаполиса как Москва в 2003 году привлек, по данным ФМС, 106 тыс. человек (30% всех легальных трудовых мигрантов в масштабах России). Реальные масштабы трудовой миграции, конечно, значительно превышают данные официальной статистики. Москва как крупный мегаполис обладает диверсифицированным, емким и самым развитым рынком труда в современной России, с широкими возможностями трудоустройства и высокими заработками, разветвленной транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Все это активно привлекает временных мигрантов из различных регионов России, стран СНГ и других государств.

Трудовая миграция породила в России мощный поток денежных переводов, (ремитанс), поступающих родственникам и семьям трудовых мигрантов. Эти денежные суммы могут проходить через официальные каналы (банковскую систему, систему денежных переводов), а также поступать в неучтенном виде через личные и семейные каналы – «частные трансферты» Согласно некоторым данным, из России трудовые мигранты только по официальным каналам переводят и вывозят на родину ежегодно до 15 млрд. долларов. Очевидно, проблема привлечения денежных переводов трудовых мигрантов в официальный финансовый сектор весьма актуальна и для России.

Трудовая миграция в России имеет множество позитивных социально-экономических аспектов. Трудовые мигранты (гастарбайтеры) заполняют многие непрестижные ниши с тяжелыми условиями труда, куда не идут местные жители. Вместе с тем трудовая миграция имеет целый ряд негативных аспектов. Это – стимулирование роста теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией является формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку. Замкнутость общин усиливает негативное отношение и недоверие к ним со стороны местного населения, обостряет межнациональные отношения и делает невозможной интеграцию мигрантов в новую культурную среду (китайская община, вьетнамская диаспора и др.).

Существует несколько точек зрения на роль трудовой миграции и подходы к ее регулированию среди российских экспертов и политиков. Первый подход – консервативный, связывает трудовую миграцию в Россию исключительно с негативными социально-экономическими последствиями. Их идея сводится к закрытию страны от трудовых мигрантов и усилению контроля на границах.

Вторая точка зрения основана на идее, что Россия обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина – недостаток трудовых ресурсов в стране и рост экономики. Эти эксперты считают, что рабочие руки Россия может получить исключительно за счет трудовых мигрантов из стран ближайшего окружения (в том числе Китая, Средней Азии и пр.). По их мнению, нужна «миграционная амнистия», которая поможет легализовать гастарбайтеров вместе с их доходами и, возможно, доходами работодателей, а также покажет, сколько же их реально занято в российской экономике.

Третий подход – прагматический, сформировался в результате обобщения опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира. Согласно этой точки зрения, фундаментальной основой политики трудовой миграции из-за рубежа должно быть определение четких потребностей в рабочей силе, основанных, прежде всего на экономических и геополитических интересах России. Кроме того, трудовая миграция не должна быть дестабилизирующим фактором.

Действительно, проблемы трудовой миграции требуют активного государственного регулирования. Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России, особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за границей; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывает складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих иммигрантов в экономических и политических интересах России. Принципиальное значение для России имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам: предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование.

Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики. В настоящее время разработана и осуществляется долговременная государственная программа «Миграция». Одна из ее задач – усиление координации деятельности в этой сфере со странами СНГ (создание соответствующих социальных структур, выработка согласованного законодательства, введение минимальных социальных гарантий).


ТЕМА 7: «Социальная политика и распределение доходов»

1. Общие положения темы

2. Необходимость и содержание социальной политики государства.

2. Социальная защита населения: принципы и источники.

3. Формирование доходов в рыночной экономике и современная распределительная политика государства.

4. Сущность доходов, их формы и источники.

5. Неравенство доходов и его причины. Показатели неравенства доходов населения.

6. Социальная ситуация в России и задачи государства.