Олигополия

Олигополия - это рыночная структура, которая характеризуется небольшим числом фирм на рынке и их значительным влиянием на конъюнктуру, серьёзными барьерами вхождения и однородным или дифференцированным продуктом.

Фирмы в условиях олигополии, стремясь к максимизации экономической прибыли и обладая рыночной властью, ведут себя стратегически. Это означает, что выбирая ту или иную ценовую или производственную политику, фирмы должны учитывать возможную реакцию конкурентов и стремиться к своей конечной цели с учётом этой реакции.

Различают три вида организации олигопольного рынка - "некоординированная" олигополия, картель (сговор) олигополистов, "игра по правилам".

"Некоординированная" олигополия исключает контакты между фирмами для установления общей цены и квот производства. Этот вид олигополии описывается моделью ломаной кривой спроса (Рис. 5.5).

Рис. 5.5 Ломаная кривая спроса

Каждая фирма-олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса. Выше точки первоначально назначенной цены Р* спрос эластичен. Если фирма решит увеличить цену, то конкуренты могут не последовать её примеру, и фирма резко снизит свою итоговую выручку. Ниже точки первоначально назначенной цены Р* спрос неэластичен. Если фирма решит снизить цену, то конкуренты, не желая терять рынок, последуют её примеру, объём продаж резко сократится и фирма не получит желаемый прирост выручки. Следовательно, цена Р* достаточно устойчива.

Кроме того, относительно точки излома кривой спроса на уровне объёма производства Q* линия предельной выручки MR имеет разрыв, и условие максимума прибыли MR=МС соблюдается даже при изменении предельных издержек до уровня МС'.

Картель предполагает сговор олигополистов с целью установлении такого согласованного уровня цен и объёмов продаж, чтобы максимизировалась прибыль всей отрасли в целом. Таким образом отрасль превращается в чистую монополию. Картельный сговор, как правило, не бывает долговечным из-за тенденции к извлечению индивидуальных выгод от нарушения условий соглашения.

"Игра по правилам" - это компромисс между "некоординированной" олигополией и картелем. Правила эти могут быть негласными, например - ценовое лидерство или негласно принятая единая рыночная цена.