БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления (формулировка Бюджетного Кодекса РФ). Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов государства, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть содержит перечень поступлений, расходная – перечень государственных расходов.

Государственный бюджет является системой, состоящей из центрального и территориальных бюджетов. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней.

Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней:

1. Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

2. Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Третий уровень – местные бюджеты.

 

Основные принципы бюджетной системы РФ (определены в Бюджетном Кодексе РФ):

1. Единство бюджетной системы, что означает:

a) единство правовой базы;

b) единство денежной системы;

c) единство форм бюджетной документации;

d) единство принципов бюджетного процесса;

e) единство санкций за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов (принцип бюджетного федерализма):

a) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

b) право органов управления (государственных и местных) самостоятельно определять направления расходов средств соответствующих бюджетов;

c) недопустимость изъятия доходов, сумм превышения доходов над расходами соответствующих бюджетов и т.д.

4. Сбалансированность бюджетов. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему доходов этого бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

 

Из выше сказанного видно, что принцип бюджетного федерализма означает автономное функционирование бюджетов всех уровней. Нижестоящие не входят своими доходами и расходами в вышестоящие. За каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются направления расходов. Возможно перераспределение средств между бюджетами в форме финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим. Финансовая помощь оказывается в виде бюджетных субвенций (от лат. приходить на помощь).

 

Источники доходов государственного бюджета:

1. Налоговые поступления (80-90% всех доходов).

2. Неналоговые доходы:

a) доходы от использования и продажи государственного имущества;

b) дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

c) целевые перечисления;

d) доходы от платных услуг государственных органов и т.д.

3. Государственные займы путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

4. Эмиссия денег.

 

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы бюджетов – налоги и иные платежи, по которым установлены нормативы отчислений в соответствующие бюджеты.

 

Расходы государственного бюджета:

I. Группировка по направлениям:

1. Расходы на социально-экономические цели.

2. Военные расходы.

3. Расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства (например, с внешнеэкономической деятельностью).

4. Расходы на государственное управление и т.д.

II. Группировка по экономическому содержанию:

1. Государственные закупки.

2. Трансфертные платежи.

3. Расходы по обслуживанию государственного долга (например, затраты на выпуск и размещение государственных облигаций, выплата процентов и т.п.).

 

Согласно Бюджетному Кодекса РФ расходы государственного бюджета по экономическому содержанию делятся на:

1. Капитальные расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность).

2. Текущие расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т.п.).

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (бюджетный излишек). Превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (бюджетный недостаток). И то, и другое считается в процентах в ВНП (ВВП). Доходы бюджета зависят от налоговых поступлений, а те, в свою очередь, от масштабов национального производства и уровня доходов хозяйствующих субъектов. Расходы бюджета могут не зависеть от уровня доходов (автономные расходы). Следовательно, при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит бюджета, а при высоком – профицит бюджета.

Бюджетное сальдо = доходы бюджета – расходы бюджета. При профиците сальдо положительное, при дефиците – отрицательное. Потенциальное бюджетное сальдо - сальдо, которое обеспечивается в условиях полной занятости. Оно показывает, какая могла быть разница между доходами и расходами государственного бюджета при потенциальном ВВП.

В настоящее время наличие бюджетного дефицита не рассматривается как показатель, характеризующий состояние экономики. Бездефицитный бюджет не свидетельствует об экономическом благополучии, а макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета. Считается, что до определенных пределов бюджетный дефицит не опасен. Например, в период экономического спада бюджетный дефицит может быть значительным, а небольшой дефицит допускается в течение длительного времени. МВФ признает допустимым существование дефицита в пределах 2-3% ВНП. Серьезной проблемой считается только значительный или длительный дефицит.

Бюджетная несбалансированность может быть даже полезной. Планируемое расхождение доходов и расходов может использоваться как средств борьбы с инфляцией и спадом производства. В то же время жесткая сбалансированность бюджета может требовать повышения налогов или снижения государственных расходов, что в период спада неизбежно приведет к сокращению совокупного спроса и углублению кризиса.

 

Основные причины бюджетного дефицита:

1. Невозможность мобилизовать необходимые доходы вследствие падения темпо производства, низкой производительности труда и иных причин, вызывающих снижение эффективности производства.

2. Рост расходов без учета финансовых возможностей, их недостаточная целесообразность и эффективность (в том числе, военных расходов и расходов на содержание административного аппарата).

3. Инфляция.

4. Нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

5. Целенаправленная бюджетная политика на создание дефицита.

 

Структурный дефицит (дефицит бюджета полной занятости) – разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП. Структурный дефицит исключает влияние экономического цикла на величину бюджетного дефицита. Показатель используется для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленной политики государства. Рост структурного дефицита означает, что государство проводит стимулирующую политику – увеличивает расходы и сокращает налоги. Эти действия нацелены на рост совокупного спроса и стимулирование выпуска. Сокращение структурного дефицита свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Циклический дефицит – разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Это дефицит, вызванный спадом производства.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования дефицита (то есть от того, из каких источников покрываются расходы, превышающие доходы).

 

Основные методы финансирования бюджетного дефицита

Метод финансирования бюджетного дефицита Краткосрочный эффект Долгосрочный эффект
Процентная ставка Инвестиции Денежная масса Цены
Займы у частного сектора Рост Уменьшение Не меняется Незначительный рост Незначительный рост AD
Займы у ЦБ Уменьшение Рост Рост Рост Рост AD. Инфляция
Денежная эмиссия Уменьшение Рост Рост Рост Рост AD. Инфляция
Увеличение налогов Уменьшение частных инвестиций Рост

 

Займы у частного сектора порождают эффект вытеснения. Размещая займы на внутреннем рынке, государство оттягивает на себя финансовые ресурсы. Повышение спроса на деньги ведет к росту процентной ставки и последующему снижению инвестиций. Таким образом, правительственные расходы, носящие, как правило, непроизводительный и/или неэффективный характер, вытесняют частные инвестиции. Увеличение налогов как метод финансирования бюджетного дефицита может привести к такому же результату.

Сеньораж – доход государства от денежной эмиссии. Она приводит к превышению темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП. Это ведет к росту уровня цен. Таким образом все экономические агенты платят «инфляционный налог», заключающийся в том, что часть их доходов перераспределяется через цены в пользу государства.

Эффект Оливера-Танзи – сознательное задерживание экономическими агентами уплаты налогов в условиях инфляции. В результате государство получает налоги, но обесцененными деньгами.

 

Источники финансирования бюджетного дефицита (в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ):

1. Внутренние:

a) Кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

b) Государственные займы, полученные путем выпуска государственных ценных бумаг.

2. Внешние:

a) Государственные займы в иностранной валюте, полученные путем выпуска государственных ценных бумаг;

b) Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных организация, предоставляемые в иностранной валюте.

Принципиальное отличие государственных займов от частных – государство погашает задолженность и выплачивает проценты за счет налогов, а предприниматели – за счет прироста дохода на основе производительного использования кредита.

 

Государственный долг – долговые обязательства государства. Государственный долг представляет сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков за тот же период.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности.

Предельный объем госдолга на очередной финансовый год утверждается Федеральным законом о федеральном бюджете.

Виды государственного долга:

1. Внутренний. Образуется за счет займов, оформленных путем выпуска государственных ценных бумаг. Таким образом фактически внутренний долг – это задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг. Последствия роста внутреннего долга:

a) Перераспределение доходов. Все граждане и фирмы, являющиеся налогоплательщиками, участвуют в оплате процентов по госдолгу, а получают доход только держатели государственных ценных бумаг.

b) Часть долга перекладывается на следующие поколения.

c) Растущие затраты на обслуживание госдолга затрудняют сокращение бюджетного дефицита и отрицательно сказываются на темпах экономического роста.

d) Эффект вытеснения.

2. Внешний.

 

Классификация государственных долговых обязательств:

I. По сроку действия (все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет):

1. Краткосрочные (до 1 года).

2. Среднесрочные (от 1 года до 5 лет).

3. Долгосрочные (от 5 до 30 лет).

II. По эмитентам:

1. Выпущенные федеральным правительством.

2. Выпущенные правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований.

3. Выпущенные органами местного самоуправления.

III. По держателям ценных бумаг:

1. Реализуемые только среди населения.

2. Реализуемые только среди юридических лиц..

3. Реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.

IV. По форме займа:

1. Облигационные. Предполагают эмиссию ценных бумаг.

2. Безоблигационные. Оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

 

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Обычно под реструктуризацией понимают погашение долговых обязательств с одновременным заимствованием в объеме погашаемого долга, но на иных условиях обслуживания и сроках погашения.

Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

1. Списание долга (частичное или полное).

2. Выкуп долга. Страна-должник может иметь в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов. В этом случае заемщику могут разрешить самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке.

3. Секьютеризация. Должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

4. Обмен госдолга на акции национальных предприятий. Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Основной источник государственных финансов – налоги.

Налоги – часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Налоги изымаются в обязательном и принудительном порядке. Налоговые обязательства законодательно оформляются.

Функции налогов:

1. Фискальная (лат. казенный). Налоги формируют доходы государства. Доля налогов в ВВП – от 20 до 45% ВВП в разных странах.

2. Регулирующая. Налоги могут стимулировать или сдерживать экономическую активность. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь созданным предприятиям или малому бизнесу, направлены на развитие бизнеса. Напротив, повышение тарифов на ввоз товаров направлено на сдерживание импорта. Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития. С ее помощью проводятся структурные изменения в производстве, содействуя ускоренному развитию приоритетных отраслей.

3. Перераспределенческая. Перераспределение доходов и ресурсов общества происходит на базе изменения доходов экономических субъектов. Механизм следующий. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги воздействуют на изменение спроса и предложения, следовательно, воздействуют на цены и рыночное равновесие. Это влияет на объемы производства и занятость, что в свою очередь воздействует на распределение ресурсов.

4. Контрольная. Обязательность налоговых платежей и необходимость декларирования доходов создают возможность проверки деятельности субъектов налогообложения со стороны государственных органов.

 

Принципы налогообложения:

1. Справедливость и равенство налогообложения. Горизонтальная и вертикальная справедливость. Горизонтальная справедливость – находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость – находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. В основе соблюдения принципа равенства лежит платежеспособность налогоплательщика (доход или богатство) и размер выгод, получаемых от государства. Принцип равенства на основе платежеспособности – «принцип уплаты по возможности». Он реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговым изъятием. Тот, кто получает бОльшие доходы, должен платить бОльшие налоги. Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, платить налоги (например, автомобильный налог платят автомобилисты за пользование дорогами). На практике – за основу берется платежеспособность.

2. Эффективность налогообложения. Этот принцип связан с потерями, которые порождают налоги. Они могут оказать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, привести к неоптимальному распределению ресурсов и т.п. Налоги могут исказить соотношение цен и издержек. Возможный негатив делает необходимым при построении налоговой системы учитывать отрицательные результаты, которые могут возникнуть при налогообложении.

3. Простота и доступность при исчислении. Налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание ее аппарата - слишком дорогим.

 

Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, выбранным вариантом государственной экономической политики и т.д.

 

Основные методы взыскания налогов:

1. У источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процентов и т.п.);

2. В момент расходования дохода (обложение налогом покупок).

 

Налоговая система - совокупность налогов, устанавливаемых в государстве плюс методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

1. Всеобщность. Охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы.

2. Стабильность. Устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равнонапряженность. Взимание одинакового налога по одинаковым для всех налогоплательщиков налоговым ставкам.

4. Обязательность. Принудительность и неизбежность уплаты налога.

5. Самостоятельность. Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

6. Социальная справедливость. Установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

 

Виды налогов:

I. В зависимости от взаимоотношений плательщика налога и государства.

1. Прямые налоги. Взимаются непосредственно с доходов или имущества экономических субъектов (хозяйствующих субъектов) и не могут быть переложены на других субъектов (например, подоходный налог, налог на имущество).

2. Косвенные налоги. Устанавливаются в виде надбавок к цене. Плательщик, передающий этот налог государству – экономический агент, являющийся конечным продавцом. Фактический плательщик – потребитель данной продукции. Например, НДС, акцизы.

II. В зависимости от органа, взимающего налог.

1. Общегосударственные налоги. Подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины.

2. Местные налоги. Земельный налог, имущественный налог.

III. По целям использования.

1. Общие налоги. Предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

2. Специальные налоги. Имеют целевое назначение.

 

Каждый налог содержит характеристику следующих элементов:

a) Субъект налогообложения.

b) Объект налогообложения.

c) Единицы, в которых измеряется объект налога (денежные единицы – для измерения дохода, единицы земельной площади – для поземельного налога).

d) Источник налога. Доход, с которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль).

e) Налоговая ставка. Величина налога на единицу налогообложения. Устанавливается в абсолютной сумме на единицу налогообложения или в процентах к объекту налогообложения. Существуют средняя и предельная ставки налога. Средняя ставка характеризует долю налога в доходе, Предельная – прирост налога по отношению к приросту дохода.

 

Методы построения налоговой ставки.

1. Пропорциональное налогообложение. Одна и та же ставка используется независимо от величины дохода. Доля налога в доходе в этом случае постоянна и не зависит от величины дохода. Прирост налога равен приросту дохода (в процентном выражении).

2. Прогрессивное налогообложение. Ставка налога возрастает по мере увеличения дохода. Доля налога в доходе возрастает по мере роста дохода. Прирост налога больше прироста дохода (в процентном выражении).

3. Регрессивное налогообложение. Ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже при неизменной ставке налога. Доля налога в доходе падает по мере роста дохода. Прирост дохода меньше прироста дохода (в процентном выражении).

 

Кривая Лаффера [Laffer curve] — кривая, отражающая открытую американским экономистом А. Лаффером (иногда — Лейфером) закономерность: слишком высокий уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, однако и слишком низкое налогообложение может сократить поступление средств государству до недопустимого уровня. Кривая Лаффера показывает зависимость расширения деловой активности (и соответственно сбора налогов) от налоговой ставки. Наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные.

 


php"; ?>