IV. Показатели доходности (рентабельности).

Разные показатели характеризуют деятельность предприятия с разных сторон, поэтому чтоб не впасть в заблуждение, надо использовать весь комплекс показателей.

Исторически сложилось:

    1. Рентабельность отдельных изделий:

Расчет этой рентабельности позволяет принимать управленческие решения относительно производства и избегать накопления убытков. Расчет этого показателя требует отлаженной системы калькуляции, для определения себестоимости.

    1. Рентабельность продукции:

3. Общая рентабельность:

, где Прибыль_валовая – балансовая, ОПФ – основные производственные фонды, МОС – материальные оборотные средства (ТМЦ). Значение (роль) этого показателя на сегодня снизилось. В связи с переходом к рынку на первое место вышли другие показатели, а эти три отошли на задний план.

 

Итак ТОР новых показателей:

(1). Показатели использования доходов до уплаты налогов (потому что показывает способность предприятия зарабатывать доходы).

а). Коэффициент генерирования доходов (коэффициент экономической рентабельности):

Показывает способность зарабатывать доходы всеми своими активами. EBIT – доходы до уплаты процентов и налогов. Если Рэк. меньше цены капитала, то получаем утечку капитала и можем получить банкротство, потому что финансовые ресурсы утекают в большей степени, чем притекают и их становится меньше.

б). Коэффициент покрытия процентов к уплате:

TIE – time interest earning. Показывает способность предприятия зарабатывать доходы по уплате процентов. I – процент к уплата. Критическое значение этого показателя равно 2. Рассматривается банком в совокупности с коэффициентом характеризующим способность погашать кредит.

в). Коэффициент покрытия долгосрочных обязательств предприятия:

FCC – financial constant cost. Показывает способность предприятия погашать долгосрочные обязательства. Арендная плата включается в затраты предприятия, но на нее надо зарабатывать деньги, поэтому в числители стремимся собрать все, на что надо зарабатывать деньги. I – проценты, Фонд_погашения – погасительный фонд, формируется для погашения облигационного займа, его формирование вызвано нежеланием гасить займы из оборотных средств. Такой фонд формируется в виде банковского вклада (депозита), который потом будет потрачен на погашение займа.

(2). Показатели основывающиеся на показателях чистой прибыли.

Чистая прибыль – та часть прибыли, которая осталась после уплаты налогов и которая будет использоваться для уплаты дивидендов и для самофинансирования.

а). Рентабельность продаж:

Показывает долю чистой прибыли в рубле проданной продукции и характеризует эффективность текущих затрат.

 

Кроме текущих затрат есть авансированный капитал, от сюда:

б). Рентабельность активов:

Здесь рассматривается эффективность всех активов, а собственников интересует насколько эффективно используются вложенные ими средства:

в). Рентабельность собственного капитала:

Показывает доходность текущих средств, что вложили собственники. Показывает способность предприятия выплачивать дивиденды.

Пример: Подтверждение величины ожидаемой чистой прибыли поднимает стоимость акции и наоборот.

 

Формула Дюпона – трехфакторная модель динамики рентабельности собственного капитала:

Об.кап. – показывает сколько раз за период придет выручка, Стр.кап. – показывает долю СК в активах. Перепишем формулу:

Здесь мы видим факторы повлиявшие на изменение рентабельности собственного капитала и на что надо обращать внимание. Здесь мы получаем рентабельность собственного капитала и можем его поддерживать, регулируя эти факторы, компенсирую изменения одних изменяя другие. Если мы не обеспечиваем ROE на нужной величине, то получим снижение стоимости акции и приказ об увольнении.

г). Коэффициент самофинансирования:

Определяет способность предприятия обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собственных источников. Уд. – удельный вес дивидендов в чистой прибыли (дивидендный выход). Если развернуть по формуле Дюпона, то получим четырех факторную модель, характеризующую самофинансирование: