Совокупный спрос и совокупное предложение

Итак, макроэкономическое равновесие предполагает соответст­вие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). На макроуровне пересечение кривых AD и AS (см. рис. 13.1) определяет общий равновесный уровень цен (р1) и равновесный объем выпуска продукции для всей экономики (Q1). Значение N1 в денежном выра­жении в таком случае равно произведению объема производства 0, на величину общего уровня цен Р1.

Рассмотрим подробнее кате­гории совокупного спроса и сово­купного предложения и факторы, оказывающие влияние на их со­стояние и изменение.

Совокупный спрос (AD) — это реальный объем националь­ного производства, который пот­ребители (частные лица, предпри­ятия и государство) готовы ку­пить при различных возможных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

В соответствии с наличием четырех основных секторов эконо­мики AD можно подразделить на следующие группы: С — совокуп­ный спрос индивидуумов и домохозяйств, /— инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей, GP — государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, Х — разность между спросом иностранцев на отечес­твенные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, AD складывается из суммы опросов на конечную про­дукцию экономики:

AD = С + I + GP + X.

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить по­требители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналоги­чен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызываю­щие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны.

На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов. Одним их таких эффек­тов является эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что ставка процента зависит от предложения денег на рынке. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спро­са на деньги, а следовательно, повышение процентной ставки. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем больше часть потребите­лей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество по­купок. В результате растут частные сбережения. Удорожание креди­та вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции — производ­ственные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобрета­ет нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.

Весьма противоречивым образом влияет на уровень совокупно­го спроса так называемый эффект Пигу. Его иногда называют эф фектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства. Он со­стоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупатель­ной способности и, следовательно, богатства. Здесь возможны раз­ные варианты потребительского поведения. Высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои акти­вы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев нагнетается ажиотажный текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен.

Вместе с тем в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши и т.п., поскольку инфляция понижает реальную покупательную способность финансо­вых активов. Суммарное воздействие на совокупный спрос эффекта Пигу в результате может быть как положительным, так и отрицатель­ным. Это во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфля­ции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет извес­тную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.

Кроме того, на поведение кривой совокупного спроса может ока­зать влияние тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары. При неизменных тамо­женных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и сниже­ние объемов экспорта, поскольку иностранные потребители предпоч­тут более дешевые аналогичные товары в других странах. Это не­гативно скажется на уровне совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение цен в стране повысит сово­купный спрос и со стороны внутреннего, и со стороны внешнего рын­ка. Таким образом, в результате действия всей совокупности рассмот­ренных выше ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса.

Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминаты), которые можно выделить в сле­дующие группы согласно четырем основным составляющим совокуп­ного спроса (см. табл. 13.1):

Неценовые факторы совокупного спроса

Таблица 13.1

Личное потребление (С) Инвестиции (I) Государственные закупки (G) Чистый экспорт (X)
Доходы потребителей Процентные ставки Изменения в государственных расходах Изменения в условиях внешней торговли
Ожидания Ожидание прибыли Принятие государственных программ Национальный доход в зарубежных странах
Задолженность Уровень налогов   Валютные курсы

Из табл. 13.1 следует, что потребительские расходы определя­ются прежде всего уровнем благосостояния потребителей, т.е. вели­чиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные день­ги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают — кри­вая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста до­ходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, по­этому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизмен­ном уровне цен, т.е. в данном случае рассматривается рост благосос­тояния, например, в результате роста курса акций.

Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Если население счита­ет, что в будущем их реальные доходы увеличатся, то их расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут. Подобным об­разом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос. Кроме того, на спрос влияет задолженность населения за уже приоб­ретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, и наоборот. Повысить или по­низить совокупный спрос может также политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налогообложения вызовет увеличение чистого дохода и, следовательно, повышение спроса.

Следующая группа факторов связана с инвестиционными рас­ходами. Прежде всего их уровень зависит от изменений процентной ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной став­ки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства. Уве­личить или уменьшить инвестиционные расходы могут ожидания предпринимателей, точнее, их прогнозы будущей прибыли.

Увеличение налогов с предприятий приведет к снижению их при­были, а значит, и расходов. Кроме того, стимулом к увеличению ин­вестирования является необходимость внедрения предприятиями но­вых технологий для поддержания своей конкурентоспособности.

Государственные расходы зависят от объемов закупок нацио­нального продукта бюджетными организациями. Увеличение этих расходов при данном уровне цен и неизменных процентных и нало­говых ставках будет способствовать росту совокупного спроса. Рас­ширение государственных закупок может быть связано с принятием различных правительственных программ, развитием инфраструкту­ры, изменением доли государственной собственности и т.п.

Четвертая группа — факторы, влияющие на объем чистого эк­спорта страны при неизменном уровне цен. Его изменение в ту или иную сторону вызывает соответствующее смещение кривой совокуп­ного спроса. Это, например, уменьшение национального дохода за­рубежного партнера, вызывающее снижение чистого объема нацио­нального экспорта, а значит, и совокупного спроса.

Точно так же изменение валютных курсов вызывает уменьшение или рост чистого экспорта страны. С ростом курса национальной ва­люты (соответственно с обесценением иностранной) товары страны станут дороже для импортеров, что отрицательно скажется на объеме чистого национального экспорта и в итоге на совокупном спросе. Снижение курса национальной валюты приведет к обратному резуль­тату.

Под совокупным предложением (AS) понимается уровень налич­ного реального объема производства в стране при каждом возмож­ном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП или при элиминировании несущест­венных различий в подсчете — к величине национального дохода N1:AS = Q • Р, или AS = заработная плата + рента + процент + прибыль.

При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличе­нию объема производства и, следовательно, предложения товаров, ^т.е. кривая AS имеет восходящий вид так же, как и кривая предложения на отдельных товарных рынках. Однако форма кривой AS в за­висимости от того, рассматриваем ли мы совокупное предложение в краткосрочном или долгосрочном периоде, может быть различной. .Типы кривой совокупного предложения, отображающей зависимость между уровнем цен и объемом ВНП, представлены на рис. 13.2.

Как видно из графика, кривая совокупного предложения отли­чается от кривой предложения единичного товара и состоит из трех отрезков: а) горизонтального (кейнсианского), б) восходящего и в) вертикального (неоклассического).

На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) про­изводство характеризуется наличием неполной занятости, недогруз­кой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием

избыточных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика на­ходится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуа­ции рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов. На эти факторы указывал Дж.М. Кейнс, рассматривая способы выхо­да из циклических кризисов и обос­новывая необходимость стимулиро­вания спроса в целях подъема про­изводства в стране.

Второй участок кривой отражает состояние, когда экономика 'близко подходит к полному исполь­зованию ресурсов: одновременно "Идет рост цен рост валового об­щественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной еди­ницы продукции.

Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически пол­ностью использованы. Это выражается в полной занятости, в макси­мальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качест­венное изменение и денежная переоценка.

Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производ­ства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдель­ных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспече­но лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения практически стремится к вертикальному положению.

Все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное пред­ложение справедливо только при прочих равных условиях, но, когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости так­же меняется и происходит смещение кривой совокупного предложе­ния. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокуп­ного предложения.

Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капиталь­ные), повышение которых увеличивает издержки производства и в результате понижает совокупное предложение — его кривая сдвига­ется влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские спо­собности и уровень экономической активности в обществе.

Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существен­ное влияние рост производительности. Под производительностью по­нимают отношение реального объема производства к количеству ис­пользованных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может полу­чить больший реальный объем национального производства при име­ющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост произво­дительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения впра­во, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.

В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано изменениями экономической политики государства. В частности, увеличение ставок налого­обложения увеличивает при прочих равных условиях издержки производ­ства и тем самым сокращает совокуп­ное предложение. Наоборот, государ­ственные субсидии и различные льго­ты предприятиям способствуют снижению их производственных из­держек и тем самым — расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство мо­жет как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависи­мости от целей и приоритетов эко­номики на том или ином этапе.

Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически пол­ностью использованы. Это выражается в полной занятости, в макси­мальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качест­венное изменение и денежная переоценка.

Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производ­ства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдель­ных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспече­но лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения практически стремится к вертикальному положению.

Все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное пред­ложение справедливо только при прочих равных условиях, но, когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости так­же меняется и происходит смещение кривой совокупного предложе­ния. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокуп­ного предложения.

Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капиталь­ные), повышение которых увеличивает издержки производства и в результате понижает совокупное предложение — его кривая сдвига­ется влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские спо­собности и уровень экономической активности в обществе.

Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существен­ное влияние рост производительности. Под производительностью по­нимают отношение реального объема производства к количеству ис­пользованных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может полу­чить больший реальный объем национального производства при име­ющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост произво­дительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения впра­во, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.

В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано изменениями экономической политики государства. В частности, увеличение ставок налого­обложения увеличивает при прочих равных условиях издержки производ­ства и тем самым сокращает совокуп­ное предложение. Наоборот, государ­ственные субсидии и различные льго­ты предприятиям способствуют снижению их производственных из­держек и тем самым — расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство мо­жет как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависи­мости от целей и приоритетов эко­номики на том или ином этапе.

Поскольку равновесный уро­вень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и сово­купного предложения, на практике возможны различные варианты их пересечения на разных участках кри­вых (рис. 13.3, а, б, в), т.е. различа­ют три вида равновесия.

На рис. 13.За пересечение кри­вых происходит на горизонтальном участке кривой предложения, где движение к равновесному реально­му объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлече­нием в производство неиспользован­ных ресурсов.

На рис. 13.36 точка пересечения кривых спроса и предложения нахо-

 

 

Поскольку равновесный уро­вень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и сово­купного предложения, на практике возможны различные варианты их пересечения на разных участках кри­вых (рис. 13.3, а, б, в), т.е. различа­ют три вида равновесия.

На рис. 13.За пересечение кри­вых происходит на горизонтальном участке кривой предложения, где движение к равновесному реально­му объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлече­нием в производство неиспользован­ных ресурсов.

На рис. 13.36 точка пересечения кривых спроса и предложения нахо дится на промежуточном участке — здесь изменение цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров.

Рис. 13.Зв отражает пересечение рассматриваемых кривых на вер­тикальном (классическом) участке. В этом случае увеличение совокуп­ного предложения практически невозможно в силу максимального ис­пользования производственных возможностей и отсутствия резервов, поэтому наблюдается рост цен.

При неизменном совокупном предложении смещение кривой со­вокупного спроса вправо на кейнсианском участке увеличивает ре­альный объем национального производства и занятость, но не изме­няет уровня цен. На промежуточном отрезке рост спроса увеличива­ет и реальный объем производства, и уровень цен. На классическом участке рост спроса увеличивает цены, но не меняет реального объ­ема производства.

При обратном смещении кривой совокупного спроса происхо­дит так называемый эффект храповика. Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не сразу падают при уменьшении совокупного спроса. Поэтому рост совокупного спроса в краткосроч­ном периоде повышает уровень цен, а его снижение не всегда и не сразу вызывает соответствующее падение цен. Это осложняет макро­экономические прогнозы при уменьшении совокупного спроса.

Смещение кривой совокупного предложения также влияет на равновесный уровень цен и объем национального производства: на­пример, смещение кривой влево приводит к инфляции издержек и со­ответствующему росту цен, а смещение вправо приведет к увеличе­нию реального объема национального производства и снижению цен.

Итак, мы рассмотрели одно из основных условий макроэконо­мического равновесия — пропорциональность между совокупным спросом и совокупным предложением, которая обеспечивает равно­весный объем национального производства.

Поскольку равновесный объем производства состоит из четы­рех основных составляющих — потребление, государственные закуп­ки, инвестиции и чистый экспорт, необходимо более подробное рас­смотрение важной макроэкономической пропорции — между потреб­лением и накоплением, сбережениями и инвестициями.