Совокупный спрос и совокупное предложение
Итак, макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). На макроуровне пересечение кривых AD и AS (см. рис. 13.1) определяет общий равновесный уровень цен (р1) и равновесный объем выпуска продукции для всей экономики (Q1). Значение N1 в денежном выражении в таком случае равно произведению объема производства 0, на величину общего уровня цен Р1.
Рассмотрим подробнее категории совокупного спроса и совокупного предложения и факторы, оказывающие влияние на их состояние и изменение.
Совокупный спрос (AD) — это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.
В соответствии с наличием четырех основных секторов экономики AD можно подразделить на следующие группы: С — совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, /— инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей, GP — государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, Х — разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, AD складывается из суммы опросов на конечную продукцию экономики:
AD = С + I + GP + X.
Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналогичен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызывающие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны.
На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов. Одним их таких эффектов является эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что ставка процента зависит от предложения денег на рынке. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спроса на деньги, а следовательно, повышение процентной ставки. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем больше часть потребителей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции — производственные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.
Весьма противоречивым образом влияет на уровень совокупного спроса так называемый эффект Пигу. Его иногда называют эф фектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства. Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупательной способности и, следовательно, богатства. Здесь возможны разные варианты потребительского поведения. Высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев нагнетается ажиотажный текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен.
Вместе с тем в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши и т.п., поскольку инфляция понижает реальную покупательную способность финансовых активов. Суммарное воздействие на совокупный спрос эффекта Пигу в результате может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.
Кроме того, на поведение кривой совокупного спроса может оказать влияние тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары. При неизменных таможенных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и снижение объемов экспорта, поскольку иностранные потребители предпочтут более дешевые аналогичные товары в других странах. Это негативно скажется на уровне совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение цен в стране повысит совокупный спрос и со стороны внутреннего, и со стороны внешнего рынка. Таким образом, в результате действия всей совокупности рассмотренных выше ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса.
Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминаты), которые можно выделить в следующие группы согласно четырем основным составляющим совокупного спроса (см. табл. 13.1):
Неценовые факторы совокупного спроса
Таблица 13.1
Личное потребление (С) | Инвестиции (I) | Государственные закупки (G) | Чистый экспорт (X) |
Доходы потребителей | Процентные ставки | Изменения в государственных расходах | Изменения в условиях внешней торговли |
Ожидания | Ожидание прибыли | Принятие государственных программ | Национальный доход в зарубежных странах |
Задолженность | Уровень налогов | Валютные курсы |
Из табл. 13.1 следует, что потребительские расходы определяются прежде всего уровнем благосостояния потребителей, т.е. величиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают — кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, т.е. в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате роста курса акций.
Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Если население считает, что в будущем их реальные доходы увеличатся, то их расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут. Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос. Кроме того, на спрос влияет задолженность населения за уже приобретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, и наоборот. Повысить или понизить совокупный спрос может также политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налогообложения вызовет увеличение чистого дохода и, следовательно, повышение спроса.
Следующая группа факторов связана с инвестиционными расходами. Прежде всего их уровень зависит от изменений процентной ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства. Увеличить или уменьшить инвестиционные расходы могут ожидания предпринимателей, точнее, их прогнозы будущей прибыли.
Увеличение налогов с предприятий приведет к снижению их прибыли, а значит, и расходов. Кроме того, стимулом к увеличению инвестирования является необходимость внедрения предприятиями новых технологий для поддержания своей конкурентоспособности.
Государственные расходы зависят от объемов закупок национального продукта бюджетными организациями. Увеличение этих расходов при данном уровне цен и неизменных процентных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса. Расширение государственных закупок может быть связано с принятием различных правительственных программ, развитием инфраструктуры, изменением доли государственной собственности и т.п.
Четвертая группа — факторы, влияющие на объем чистого экспорта страны при неизменном уровне цен. Его изменение в ту или иную сторону вызывает соответствующее смещение кривой совокупного спроса. Это, например, уменьшение национального дохода зарубежного партнера, вызывающее снижение чистого объема национального экспорта, а значит, и совокупного спроса.
Точно так же изменение валютных курсов вызывает уменьшение или рост чистого экспорта страны. С ростом курса национальной валюты (соответственно с обесценением иностранной) товары страны станут дороже для импортеров, что отрицательно скажется на объеме чистого национального экспорта и в итоге на совокупном спросе. Снижение курса национальной валюты приведет к обратному результату.
Под совокупным предложением (AS) понимается уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП или при элиминировании несущественных различий в подсчете — к величине национального дохода N1:AS = Q • Р, или AS = заработная плата + рента + процент + прибыль.
При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличению объема производства и, следовательно, предложения товаров, ^т.е. кривая AS имеет восходящий вид так же, как и кривая предложения на отдельных товарных рынках. Однако форма кривой AS в зависимости от того, рассматриваем ли мы совокупное предложение в краткосрочном или долгосрочном периоде, может быть различной. .Типы кривой совокупного предложения, отображающей зависимость между уровнем цен и объемом ВНП, представлены на рис. 13.2.
Как видно из графика, кривая совокупного предложения отличается от кривой предложения единичного товара и состоит из трех отрезков: а) горизонтального (кейнсианского), б) восходящего и в) вертикального (неоклассического).
На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) производство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием
избыточных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов. На эти факторы указывал Дж.М. Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обосновывая необходимость стимулирования спроса в целях подъема производства в стране.
Второй участок кривой отражает состояние, когда экономика 'близко подходит к полному использованию ресурсов: одновременно "Идет рост цен рост валового общественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной единицы продукции.
Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качественное изменение и денежная переоценка.
Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдельных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения практически стремится к вертикальному положению.
Все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо только при прочих равных условиях, но, когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости также меняется и происходит смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.
Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные), повышение которых увеличивает издержки производства и в результате понижает совокупное предложение — его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские способности и уровень экономической активности в обществе.
Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существенное влияние рост производительности. Под производительностью понимают отношение реального объема производства к количеству использованных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может получить больший реальный объем национального производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост производительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения вправо, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.
В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано изменениями экономической политики государства. В частности, увеличение ставок налогообложения увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокращает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производственных издержек и тем самым — расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от целей и приоритетов экономики на том или ином этапе.
Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качественное изменение и денежная переоценка.
Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдельных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения практически стремится к вертикальному положению.
Все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо только при прочих равных условиях, но, когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости также меняется и происходит смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.
Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные), повышение которых увеличивает издержки производства и в результате понижает совокупное предложение — его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские способности и уровень экономической активности в обществе.
Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существенное влияние рост производительности. Под производительностью понимают отношение реального объема производства к количеству использованных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может получить больший реальный объем национального производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост производительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения вправо, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.
В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано изменениями экономической политики государства. В частности, увеличение ставок налогообложения увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокращает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производственных издержек и тем самым — расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от целей и приоритетов экономики на том или ином этапе.
Поскольку равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, на практике возможны различные варианты их пересечения на разных участках кривых (рис. 13.3, а, б, в), т.е. различают три вида равновесия.
На рис. 13.За пересечение кривых происходит на горизонтальном участке кривой предложения, где движение к равновесному реальному объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов.
На рис. 13.36 точка пересечения кривых спроса и предложения нахо-
Поскольку равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, на практике возможны различные варианты их пересечения на разных участках кривых (рис. 13.3, а, б, в), т.е. различают три вида равновесия.
На рис. 13.За пересечение кривых происходит на горизонтальном участке кривой предложения, где движение к равновесному реальному объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов.
На рис. 13.36 точка пересечения кривых спроса и предложения нахо дится на промежуточном участке — здесь изменение цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров.
Рис. 13.Зв отражает пересечение рассматриваемых кривых на вертикальном (классическом) участке. В этом случае увеличение совокупного предложения практически невозможно в силу максимального использования производственных возможностей и отсутствия резервов, поэтому наблюдается рост цен.
При неизменном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо на кейнсианском участке увеличивает реальный объем национального производства и занятость, но не изменяет уровня цен. На промежуточном отрезке рост спроса увеличивает и реальный объем производства, и уровень цен. На классическом участке рост спроса увеличивает цены, но не меняет реального объема производства.
При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит так называемый эффект храповика. Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не сразу падают при уменьшении совокупного спроса. Поэтому рост совокупного спроса в краткосрочном периоде повышает уровень цен, а его снижение не всегда и не сразу вызывает соответствующее падение цен. Это осложняет макроэкономические прогнозы при уменьшении совокупного спроса.
Смещение кривой совокупного предложения также влияет на равновесный уровень цен и объем национального производства: например, смещение кривой влево приводит к инфляции издержек и соответствующему росту цен, а смещение вправо приведет к увеличению реального объема национального производства и снижению цен.
Итак, мы рассмотрели одно из основных условий макроэкономического равновесия — пропорциональность между совокупным спросом и совокупным предложением, которая обеспечивает равновесный объем национального производства.
Поскольку равновесный объем производства состоит из четырех основных составляющих — потребление, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт, необходимо более подробное рассмотрение важной макроэкономической пропорции — между потреблением и накоплением, сбережениями и инвестициями.