Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение гене­ральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищеннос­ти личности.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой оп­ределенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискаль­ной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регу­лирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государст­во для сглаживания циклических колебаний в период спада экономи­ки проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятос­ти населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естествен­ным считается ее уровень до 6 %). Безработица — не только серьез­ная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой нацио­нальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому госу­дарство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного на­селения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответ­ствующие службы занятости, организует новые рабочие места, пере­подготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структу­ра цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный про­цесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различ­ные методы воздействия, проводить определенную политику цено­образования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на же­лезнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государ­ство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты произ­водителям социальнозначимых товаров, устанавливает так называе­мые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономические субъекты в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребите­ля. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные ор­ганы, принимающие действенные меры к нарушителям.

В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, фор­мируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтраш­нем дне. Обеспечение правовой базы функционирования сложившейся рыночной экономики реализуется путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок.

На этапе перехода к рыночным отношениям новая правовая база хозяйствования только формируется. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развиваю­щихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Создаются адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение приватизации государственной собственности.

Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сро­ки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практи­кой и уже в силу этого несовершенно. По мере становления рынка несовершенство хозяйственного законодательства становится все более очевидным, возникает потребность в существенных изменени­ях. Объективные противоречия между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становятся необычайно острыми. Прежде чем вносить кор­рективы в правовые нормы хозяйствования, нужно каждый раз соиз­мерять предполагаемый положительный эффект от таких изменений с ущербом от действующих норм.

Рыночное распределение доходов признает только один крите­рий — итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капи­талов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут высокие дохо­ды для преуспевающих в конкурентной борьбе и низкие — для по­терпевших в ней неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало, что распределение до­ходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Поэтому в рыночной экономике государство бе­рет на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допус­тить обнищания отдельных социальных слоев.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Зна­чительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопро­изводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной эко­номики.

Возможности использования трансфертных платежей как кана­ла перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях госу­дарство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обяза­тельным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должна стать эффективная система оплаты труда работни­ков бюджетной сферы.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, ор­ганизует денежное обращение, стимулирует использование имеющих­ся научно-технических результатов, проводит глубокие структурные преобразования производства, обеспечивает решение вопросов фун­даментальной науки, поддерживает достаточный уровень оборонос­пособности, производит общественные блага, оказывает помощь ма­лорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.