Признаки совершенной конкуренции
В экономической теории под совершенной конкуренцией понимается такая форма организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том числе, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Модель совершенной конкуренции основана на следующих признаках относительно организации рынка.
1. Однородность продукции
Означает:
а) все единицы продукции абсолютно одинаковы в представлении покупателей;
б) у покупателей нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица;
в) все единицы продукции абсолютно взаимозаменяемые, их кривая безразличия для каждого покупателя имеет форму прямой.
Пример однородного продукта:
- обыкновенные акции определенной компании (покупателю безразлично кем продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной);
- стандартизированные товары, реализующиеся по одной цене (нефть, хлопок, чай, кофе, алюминий и т.д.)
Не является однородной та продукция, производители и поставщики которой могут быть легко распознаны покупателями, для которого это имеет значение.
Абсолютная взаимозаменяемость однородной продукции означает, что перекрестная эластичность по цене на нее для любой пары предприятий – изготовителей стремится к бесконечности.
Другими словами:
Реакция изменения объема спроса одного товара на изменение цены другого стремится к бесконечности.
Это означает, что даже незначительное повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию на другие предприятия.
2. Малость и множественность.
Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. «Ничтожно малы» означает, что в рамках краткосрочного периода, когда мощность предприятий и вкусы потребителей не меняются, изменение объема спроса или предложения отдельных субъектов не влияют на рыночную цену продукции. Цена определяется лишь совокупным спросом и предложением всех продавцов и покупателей.
Множественность означает наличие на рынке большего числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагает отсутствие сговора между ними с целью приобретения монопольных преимуществ.
3. Свобода входа и выхода
Означает:
а) предприятие (продавцы) вольны начать, продолжить или прекратить производство данной продукции, если сочтут это целесообразным;
б) покупатели вольны начать, увеличить, сократить или прекратить покупать данную продукцию;
в) отсутствует государственное вмешательство в работу рынка (т.е. селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы воздействия на спрос и предложение);
г) совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка;
д) совершенную мобильность производственных ресурсов (т.е. свободный перток из одной отрасли в другую, где их альтернативная стоимость выше);
е) предложение ресурсов не монополизировано.
4. Совершенная информированность субъектов рынка о рынке.
Означает:
а) покупатели заранее знают о ценах продавцов;
б) информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно (timeless) и ничего им не стоит (contless).
На этом допущение основан закон единой цены: «На совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене».
Т.е. на цену никто и ничего не может повлиять,
AR – средняя выручка
MR – предельная выручка
Если кто-то попытается повысить цену выше рыночной, он сразу лишится покупателей, которые обратятся к другим продавцам.
Заведомого (априфного) знания о ценах реально не существует. Получение и переработка информации требует времени, сил и денег. В этой связи существует понятие чистой конкуренции, где в отличие от модели совершенной конкуренции признается, что получение и переработка информации и требует усилий.