Олигополистическое ценообразование
Олигополия существует в том случае, если в отрасли функционируют две или несколько фирм.
Для олигополии характерны следующие признаки:
1. Кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции.
2. В отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому в отрасли нет монополистической конкуренции.
Особенностью олигополии является то, что цены на продукцию меняются реже, чем на конкурентном рынке, и на более значительную величину.
В самой структуре фирм-олигополистов заложена способность удерживать цены в краткосрочном периоде, поэтому для олигополии характерна своеобразная кривая АVC и MC (рис. 1.24).
Рис. 1.24 – Кривые средних и предельных затрат фирм – олигополистов
Такое расположение кривых AVC и MC объясняется следующим: используя делимые фиксированные факторы производства, фирма-олигополист может на определенном интервале выпуска продукции (Q1 –Q2 ) сохранять неизменные отношения работающих единиц труда и капитала. В этом случае и AVC, и МС не меняются.
Поведение фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде определяется условием:
MR = MC = AVC (1.23)
Рассмотрим график (рис. 1.25).
Рис. 1.25 – Ценообразование в условиях олигополии
Цена РN (соответствующая точке А¢) – нормальная цена, она берется за основу и в случае изменения спроса не меняется, а объем продукции уменьшается до Q1 или увеличивается до Q2.
Если фирма имеет классическую кривую AVC, то попытки удержать цену и сокращать объем производства при снижающемся спросе приведут к потерям.
Следует отметить, что универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. Основные модели олигополистического ценообразования:
· ломаная кривая спроса, не основанная на тайном сговоре;
· ломаная кривая спроса, основанная на тайном сговоре;
· лидерство в ценах;
· издержки «плюс».