Тема 9. Поведение фирмы в условиях олигополии.

1. Основные черты олигополии

2. Рынок олигополии. Модель Курно. Модель Штакельберга..

3. Ценообразование в условиях олигополии.

4. Другие формы несовершенной конкуренции.

Олигополия характеризуется наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в условиях олигополии являются взаимозависимыми.

Основные формы олигополии:

1. Соглашение фирм.

2. Соперничество фирм.

Поэтому существуют основные вариантов формирования рынка олигополии:

- основанная на тайном сговоре олигополия;

- лидерство в ценах;

- ценовая война;

- олигополия по принципу «издержки +»;

- теория игр;

- теория «ломанной кривой спроса»;

- дуополия.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынка и других способах ограничения конкуренции, которое преследуется законом. Поэтому фирмы-олигополисты объединяются в картель. Картель – объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объема выпуска товара.

Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором наиболее эффективная фирма в отрасли принимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.

Если фирмы-олигополисты считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Война между конкурентами будет длиться до следующего условия:

Р = МС = МR

По принципу «издержки +» олигополисты оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют надбавку в размере определенного процента. При принципе «издержки +» цена товара определяется дополнительно процентной надбавкой к переменным затратам.

 

Процентная надбавка, %

       
   

 


AVC K*AVC

P = AVC ( 1 + K )

Теория игр – это наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных случаях, связанных с принятием решений. По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные и некооперативные.

Теория «ломанной кривой спроса» – это теория рыночного поведения конкурирующих олигополистов, каждый из которых сталкивается с наклонной кривой спроса на свою продукцию. Излому кривой спроса соответствует разрыв предельного дохода. Причины излома кривой спроса:

1. каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение;

2. если фирма повысит свои цены, то ни одна фирма не последует ее примеру.

 

Дуополия – это простейший случай олигополии, которая характеризуется наличием двух фирм. Модели дуополии предполагают, что обе фирмы принимают решения о производстве одноврменно, самостоятельно и неразрывно друг от друга и каждая фирма принимает свое решение на основании того, что цена и объем производства конкурентов постоянны.

Теория Курно: во – первых, приводит к стабильному равновесию; во –вторых, эта теория на рынке может распространяться как совершенная конкуренция.

В дуополии равновесие наступает в точке пересечения кривых реакции обеих фирм. В этой точке предложение фирм совпадает с их реальными действиями.

Формы несовершенной конкуренции многообразны:

1) монопсония;

2) олигопсония;

3) квазимонополия;

4) двусторонняя монополия и т.д

Монопсония – это монополия со стороны покупателя.

Равновесие фирмы-монопсониста, максимизирующее ее прибыль достигается при универсальном условии равенства предельного дохода предельным издержкам.

Затраты монопсониста на покупку продукции будут ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

Олипсония – это олигополия на стороне покупателя.

Квазимонополия – характеризуется наличием в отрасли одного очень крупного производителя и множества мелких фирм.

Двусторонняя монополия – это рыночная структура, когда монополисту противостоит монополист.

В модели двусторонней монополии используется карта кривых безразличия.

Покупателю выгодно двигаться вправо вверх, т.е. от кривой продавцу наоборот выгодно двигаться влево вниз от

Многие экономисты уделяют значительное внимание олигополистической рыночной структуре, которая в настоящее время превалирует в отдельных отраслях экономики развитых стран.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынка и других способах ограничения конкуренции, которое преследуется законом. Поэтому фирмы-олигополисты объединяются в картель. Картель – объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объема выпуска товара.

Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором наиболее эффективная фирма в отрасли принимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.

Если фирмы-олигополисты считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Война между конкурентами будет длиться до следующего условия:

Р = МС = МR

Теория игр – это наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных случаях, связанных с принятием решений. По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные и некооперативные.

Теория «ломанной кривой спроса» – это теория рыночного поведения конкурирующих олигополистов, каждый из которых сталкивается с наклонной кривой спроса на свою продукцию. Излому кривой спроса соответствует разрыв предельного дохода. Причины излома кривой спроса:

3. каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение;

4. если фирма повысит свои цены, то ни одна фирма не последует ее примеру.

Дуополия – это простейший случай олигополии, которая характеризуется наличием двух фирм. Модели дуополии предполагают, что обе фирмы принимают решения о производстве одноврменно, самостоятельно и неразрывно друг от друга и каждая фирма принимает свое решение на основании того, что цена и объем производства конкурентов постоянны.

Теория Курно: во – первых, приводит к стабильному равновесию; во –вторых, эта теория на рынке может распространяться как совершенная конкуренция.

P

 

A фирма 60

Точка Курно

 

МС1=MC2

B фирма

D1 D2 D3

 

В дуополии равновесие наступает в точке пересечения кривых реакции обеих фирм. В этой точке предложение фирм совпадает с их реальными действиями.