Теория предпочтения сходства

Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками предложения (производства). Экспортная специализация страны обусловливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международнойторговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей ее потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можноуказать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т. е. иметь преобладающий удельный вес во взаимнойторговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство (близость) уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле про­мышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.

Следует еще раз подчеркнуть, что положения теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то ее географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера—Олина.

3. Теория конкурентных преимуществ М. Портера

В 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран». ТеорияМ. Портера, с одной стороны, является безусловным продолжением классической теории международной торговли, а с другой — отражает изменившиеся условия конкуренции на мировых товарных рынках, перемены, происшедшие в отраслевой структуре производства и внешнеторгового обмена, возросшую роль крупных компаний.

М. Портер отмечает, что международные преимущества часто сосредоточиваются в строго определенных отраслях. В качестве главного «действующего лица» он предлагает рассматривать фирму (компанию), функционирующую в относительно сложных отраслях экономики и индустриальных сегментах. Из анализа исключаются отрасли с высокой зависимостью от природных ресурсов.

Многообразие причин и обстоятельств формируют национальную среду, способствующую созданию конкурентных преимуществ. М. Портер обобщил их в четыре комплексных свойства, названных им детерминантами (определяющими моментами) конкурентного преимущества страны. Детерминанты конкурентного преимущества — характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ компаний обрабатывающих отраслей промышленности.

В числе детерминантов М. Портер называет:

ü факторные условия, или параметры факторов;

ü условия спроса, или параметры спроса;

ü состояние родственных и поддерживающих отраслей;

ü состояние конкуренции в отрасли и стратегию фирмы.

Факторные условия, или параметры факторов, включают:

трудовые ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы, нормальное рабочее время и трудовая этика);

физические (природные) ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэнергии, рыбных угодий, климатические условия страны, ее размер и географическое положение);

ресурс знаний (научно-техническая, коммерческая информация, влияющая на товары и услуги);

денежные ресурсы (количество и стоимость капитала, который может быть направлен в производство, здесь также учитыва­ется уровень сбережений, норма накопления, структура националь­ного рынка капитала);

инфраструктуру (транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, система здраво­охранения и т. п.).

М. Портер отмечает, что важен не столько запас факторов на данный момент (наделенность факторами), сколько их качество и скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей.

Спрос на конкретные товары или услуги, предлагаемые отраслью на внутреннем рынке, оказывает определенное влияние на конкурентные преимущества. Спрос характеризуется тремя важными чертами:

структурой спроса, включающей разбивку покупателей на основании того, как они используют конкурентный товар, или исходя из мотивов приобретения товара, а также исходя из демографических, социальных и иных признаков, наличия требовательных и разборчивых покупателей;

величиной и характером роста спроса, определяемыми емкостью внутреннего рынка, количеством независимых покупателей, скоростью, с которой растет спрос на внутреннем рынке;

интернационализацией спроса механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки.

Конкурентные преимущества компании в решающей мере зависят и от состояния отраслей, поставляющих ей сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков создает целый ряд преимуществ для компаний потребляющих отраслей, производителей готовой продукции. Во-первых, это эффективный, быстрый доступ, иногда на более льготных условиях, к самым дорогостоящим ресурсам. Во-вторых, это координация деятельности поставщиков на внутреннем рынке. В-третьих, самым главным преимуществом местных поставщиков является их роль в процессах нововведений и повышении качественных показателей производства.

Обретение компанией конкурентного преимущества главным образом связано с состоянием конкуренции на отраслевом рынке, на котором она действует, и выбранной ею стратегией завоевания рынка. Существует эмпирически выявленная взаимосвязь между сильным соперничеством на внутреннем рынке и созданием и поддержанием высокой конкурентоспособности в отрасли. Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения не простых нововведений, а таких, которые ускоряют рост конкурентоспособности национальных фирм. Интенсивное соперничество на внутреннем рынке помогает уничтожить зависимость от базовых преимуществ, потому что все местные фирмы ими пользуются.

Успех отдельных фирм зависит также и от того, насколько успешна разработанная ими конкурентная стратегия. По мнению М. Портера, при выборе стратегии следует принимать во внимание состояние конкуренции в данной отрасли, на которое оказывают влияние 5 основных сил:

угроза появления новых;

угроза появления товаров или услуг — заменителей;

рыночная власть потребителей — способность покупателей воздействовать на производителей продукции;

соперничество уже имеющихся конкурентов (в данной отрасли) между собой.

Фирма обладает конкурентным преимуществом, когда она способна разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты, либо способна обеспечить покупателя товаром с новыми качественными признаками, особыми потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием. Конкурентное преимущество зависит также и от выбора фирмой сферы конкуренции (широты цели, как ее определяет М. Портер) — от решения об ассортименте выпускаемой продукции, круге обслуживае­мых покупателей, количестве регионов мира, в которых она предпо­лагает продавать свою продукцию.

 

4. Динамика и структура международной торговли.

Во второй половине XX в. международная торговля являлась одним из наиболее динамичных секторов мировой макроэкономики. Она заметно опережала по темпам роста развитие мировой экономики в целом. Высокий, устойчивый динамизм международной торговли обусловило стечение ряда благоприятствующих этому обстоятельств:

общее состояние мировой экономики в послевоенный период. Темпы экономического роста промышленно развитых стран в этот период были более высокими, чем в первой половине века, стихийность, неуправляемость экономического развития преодолевались достаточно эффективными средствами национального и международного экономического регулирования. НТР привела к созданию новых отраслей и обновлению старых производств;

сдвиги в производстве, происходившие вследствие НТР и сопровождавшиеся развитием специализации и кооперации в международном масштабе, что в свою очередь способствовало росту торговли между странами:

либерализация внешней торговли, которая содействовала развитию международного товарообмена благодаря снижению таможенных пошлин. В середине 50-х годов средняя величина таможенных по­шлин в европейских странах и США составляла 30—40%, в 70-х го­лах она уменьшилась до 7—10%, а в 90-е годы —до 3—5%;

экономическая интеграция, которая, отменяя ограничения в торговле между странами, заключившими соглашения, способствовала ускорению роста их взаимного товарооборота;

завоевание политической независимости бывшими колониями Их стремление к достижению экономической самостоятельности и более высокого уровня жизни обусловило рост экспорта в целях приобретения в промышленно развитых странах необходимого оборудования.

Структурный анализ мировой торговли основан на изучении:

а) ассортимента товаров, реализуемых в процессе международного товарообмена, т. е. товарной структуры международной торговли

б) стран, групп стран, регионов, участвующих в международном обмене, т. е. географической структуры международной торговли.

Динамика товарной структуры мировой торговли

Международная классификация товарной структуры основана на двух классах товаров — сырья и готовой продукции. Сравнивая товарную структуру мировой торговли в первой половине XX в. и в последующие годы, можно отметить существенные изменения. Если в первой половине века 2/3 мирового товарооборота приходилось на торговлю продовольствием, сырьем и минеральным топливом, то к концу XX в. преобладает торговля продукцией обрабатывающей промышленности (готовая продукция), на долю которой приходится 3/4 мирового товарооборота. При этом более 1/3 всей мировой торговли составляет торговля машинами и оборудованием.

Процессы, происходившие в промышленно развитых странах во второй половине XX в. привели к снижению темпов роста торговли сырьем, минеральным топливом. Относительное сокращение потребления сырья связано с его более экономным расходованием и заменой во многих отраслях натурального сырья синтетическим. Повышение степени самообеспеченности продовольствием промышленно развитых стран благодаря внедрению достижений науки в сельскохозяйственное производство привело к относительному уменьшению спроса на продовольствие на мировом рынке.

Энергоемкость современного промышленного производства, зависимость преобладающей части промышленно развитых стран от импорта углеводородного сырья и прежде всего нефти (исключая США, Великобританию, Норвегию), резкий рост цен на нефть во второй половине 70-х годов стимулировали экономное расходование энергетических ресурсов, широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. С этого момента происходит резкое изменение динамики мирового экспорта нефти: экспорт нефти практически не увеличивался, а в отдельные годы происходило его сокращение.

 

Динамика географической структуры мировой торговли

Доминирующее положение на мировом рынке занимают промышленно развитые страны.

Десятку крупнейших государств-экспортеров возглавляют США (около 12,9% мирового экспорта), последующие места занимали ФРГ (9,6%), Япония (7,9%), далее — Франция, Великобритания, Италия и т.д. 10-е место в списке мировых экспортеров занимал Китай, чей экспорт развивается очень высокими темпами.

Динамика географической структуры мирового экспорта во второй половине XX в. характеризовалась заметной неравномерностью. Благодаря значительному рывку, сделанному в международной торговле Германией и особенно Японией, разрыв между указанной тройкой лидеров к концу века не только существенно уменьшился, но в отдельные годы исчезал.

Западная Европа начиная с 70-х годов становится центром международной торговли. Это явилось прямым результатом развития интеграционных процессов, сопровождавшихся активизацией внутрирегиональной торговли.

Лидирующие позиции Японии в мировой торговле обеспечиваются активным, подчас агрессивным проникновением японских компаний на рынки других стран. О масштабах японской внешнеторговой экспансии свидетельствуют следующие данные: удельный вес Японии в мировом экспорте в 1948 г. составлял всего лишь 0,4%, но уже в 1960 г.-3,2, в 1970 г.-6,1, а в 1997 г.- 7.9%. Главные успехи страны были связаны с экспортом машин и оборудования, прежде всего автомобилей, бытовой электроники, судов и ряда других товаров. В торговле с ведущими промышленно развитыми странами Япония имеет активное сальдо (иными словами, японский экспорт превосходит импорт).

Многочисленная группа развивающихся стран отличается крайней неоднородностью. Наряду с наименее развитыми странами, такими, как Ангола, Афганистан, Бангладеш, Конго и др., в эту группу согласно классификации, принятой рядом международных организаций, входит также группа новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), отличающихся чрезвычайно высокими темпами экономического развития, роста экспорта. В НИС ЮВА включают Сянган, Республику Корея, Сингапур и Тайвань. Удельный вес этой группы стран в мировом экспорте вырос с 1,6% в 1960 г. до 3,9% в 1980 г. и 10,7% в 1997 г. Они экспортируют продукции больше, чем любая европейская страна. Успехи этой группы стран связаны как с активной внешнеторговой стратегией компаний, широко поддерживаемых государством, так и с товарной структурой их экспорта, высокой долей в нем готовой продукции, в том числе машин и оборудования.

Резкое сокращение доли в мировом экспорте стран Восточной Европы и бывшего СССР (группа стран с переходной экономикой) обусловлено масштабными системными преобразованиями, протекающими в них с начала 90-х годов. Общим результатом этих процессов являются сдвиги в региональной структуре экспорта этих стран. Произошло резкое уменьшение взаимной торговли между ними.