Внутреннее и внешнее равновесие.
В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был выработан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики: для достижения двух независимых целей — внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инфляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются по крайней мере два независимых инструмента экономической политики. Соответственно для достижения трех целей экономической политики должны быть использованы три инструмента и так далее.
Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежного баланса. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов — фиксированного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала. Малая открытая экономика с совершенной мобильностью капитала может анализироваться с помощью модели Манделла—Флеминга.
Подход к данной проблеме с точки зрения конкретных практических рекомендаций для экономической политики может быть и несколько иным (возможно более упрощенным по сравнению с названными моделями).
Рассмотрим один из вариантов такого подхода, который довольно часто используется для решения задачи одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса в условиях, когда правительство поддерживает фиксированный валютный курс.
Графическое представление данного подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два основных инструмента политики, используемые для решения двух поставленных задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень государственных расходов (G) и ставка процента (R).
На рисунке кривая ВВ представляет собой набор сочетаний объемов государственных расходов (G) и значений ставки процента (R), соответствующих поддержанию внешнего баланса, то есть ситуации, когда сальдо платежного баланса равно нулю (ВР = 0).
Положительный наклон кривой объясняется следующим образом. Пусть в начальной точке Е достигнут внутренний и внешний баланс. Повышение государственных расходов (G) будет отражено движением вправо от точки Е, например, до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение импорта, что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рассматриваются лишь краткосрочные последствия фискальной политики и не затрагивается влияние последуюшего изменения валютных резервов на предложение денег). Теперь для устранения возникшего дефицита платежного баланса (ВР < 0) правительство должно принять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денежной политики: возросшая ставка процента привлечет в страну иностранный капитал. Рост процентной ставки (движение из точки А в точку С на рис.) должен быть достаточным для того, чтобы положительное сальдо счета движения капитала компенсировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежного баланса к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений G и R для сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ, Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ, отражают состояние дефицита платежного баланса (ВР < 0). Сдвиг от кривой ВВ в этом направлении соответствует расширительной фискальной (вправо вдоль оси G) или монетарной вниз вдоль оси R) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо текущих операций при повышении государственных расходов, дохода и импорта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента. Любая точка левее и выше кривой ВВ отражает состояние положительного сальдо платежного баланса (ВР>0), возникающее вследствие жесткой фискальной и денежной политики: сальдо капитального счета может быть положительным из-за высокой ставки процента (вверх от кривой ВВ вдоль оси R), счет текущих операций улучшится при снижении G, уровня дохода и импорта (влево от кривой ВВ вдоль оси G).
Эффективность бюджетно-налоговой политики при фиксированном обменном курсе прямо связана с мобильностью капитала. Рост государственных расходов приводит к повышению ставки процента (занимая средства на фондовом рынке, государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сектор), что стимулирует приток капитала из-за рубежа. При высокой мобильности капитала дефицит торгового баланса, связанный с ростом G, практически перекрывается положительным сальдо счета движения капитала и ЦБ для погашения возникающей тенденции к росту обменного курса вынужден скупать иностранную валюту и выбрасывать в обращение национальную, увеличивая таким образом предложение денег. Это создает наряду с ростом государственных расходов дополнительный стимул к расширению дохода. Таким образом, при фиксированном курсе фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздействовать на уровень дохода и соответственно на внутреннее равновесие, причем степень воздействия возрастает с увеличением мобильности капитала.
На рисунке можно выделить четыре сектора, характеризующиеся определённым сочетанием состояний внешнего и внутреннего равновесия. Зона I соответствует дефициту платёжного баланса (BP<0) и избыточному спросу, что сопровождается инфляцией (). Зона II соответствует дефициту платёжного баланса (BP<0) и избыточному предложению, которое сопряжено с безработицей (u). Зона III соответствует положительному сальдо платёжного баланса (BP>0) и избыточному предложению (u). Зона IV указывает на положительное сальдо платёжного баланса и избыточный спрос (). На основе данного графика можно составить представление относительно правильного выбора направлений и инструментов экономической политики в целях приближения к полному равновесия (точка Е).
Рассмотренная модель показывает, что международное движение капитала в ответ на отклонение внутренней ставки процента от ее мирового уровня позволяет странам достигать общего равновесия, не меняя обменного курса. Чем выше мобильность капитала, тем меньшее изменение ставки процента требуется для выравнивания платежного баланса. В случае абсолютной мобильности капитала R устанавливается на уровне мировой ставки процента и кривая внешнего равновесия ВВ становится горизонтальной. Денежная политика в этом случае может влиять на внешний баланс, не меняя существенно значения R (реакция потоков капитала на изменение R становится практически мгновенной). В то же время изменения денежной массы не оказывают никакого воздействия на внутренний баланс, так как потоки капитала не позволяют процентной ставке измениться сколько-нибудь существенно, а задача поддержания фиксированного обменного курса полностью определяет движение денежной массы в экономике.
Правительствам часто приходится сталкиваться с множеством задач, которые оно вынуждено решать путем децентрализации полномочий и закреплением ответственности за достижение определенных целей за разными органами, Нередко работу приходится вести и на стыке нескольких областей, что может привести к столкновению интересов различных органов управления. Однако бывает полезно рассмотреть в чистом (упрощенном) виде случай распределения полномочий и его результаты с точки зрения достижения общего (внутреннего и внешнего) равновесия.
Предположим, что имеются 2 органа: Центральный Банк (ЦБ) и Министерство финансов (МФ), которые располагают собственными инструментами соответственно денежной и бюджетно-налоговой (G, Т) политики. Данный анализ призван показать, что общее равновесие в точке Е может быть достигнуто, если органы действуют относительно независимо, без прямой координации. Существенным является лишь точное определение обязанностей каждого органа.
Пусть распределение полномочий произошло таким образом (в соответствии с выводами Р. Манделла и М. Флеминга), что Центральному Банку поручено было обеспечить внешнее равновесие (ВР = 0), причем используется правило: ставка процента снижается при положительном сальдо платежного баланса (ВР > 0) и повышается при его дефиците (ВР < 0). Министерству финансов, отвечающему за бюджетно-налоговую политику, поручается обеспечение внутреннего равновесия в соответствии со следующими инструкциями: увеличивать государственные расходы (G) в условиях безработицы и снижать их в период инфляционного давления.
Исходное состояние экономики в точке А на рисунке характеризуется дефицитом ВР и инфляцией. ЦБ начинает действовать, повышая R для достижения внешнего равновесия в точке С. Эти действия смягчают и инфляционное давление в экономике, но не устраняют его полностью. Подключаясь к решению проблемы внутреннего баланса, МФ воздействует на инфляцию сокращением государственных расходов, продвигая экономику к точке F. ЦБ, обнаруживая вновь возникающий внешний дисбаланс, но только теперь в виде положительного сальдо ВР, решает несколько отступить от прежнего курса, снизив процентную ставку и перемещая экономику в точку I. Инициированное этими действиями некоторое оживление инфляции привлекает влияние МФ, которое решает продолжить сокращение государственных расходов (движение влево от точки I). Дальнейшие самостоятельные действия двух органов, очевидно, приведут экономику к точке Е, где достигается внутреннее и внешнее равновесие одновременно.
Можно убедиться, что иное распределение полномочий приведет лишь к негативному результату Пусть ЦБ поручен контроль за внутренним балансом, а МФ — за внешним. Исходя из ситуации в точке А на следующем рисунке.
ЦБ в целях преодоления инфляции и восстановления внутреннего равновесия поднимает ставку процента до уровня точки В. МФ, обнаружив положительное сальдо ВР, попытается нейтрализовать его увеличением G, что должно привести к росту дохода, импорта и дефицита торгового баланса (движение вправо из точки В до точки С на кривой ВВ). Однако новая точка внешнего равновесия (точка C окажется правее точки В, то есть экономика удаляется от состояния общего равновесия (точка Е) Вновь возникает инфляция, и ЦБ вынужден ужесточить денежную политику, повышая R (вверх от точки С), что еще больше усложнит ситуацию. Амплитуда колебаний инфляции и дефицита ВР с каждым разом увеличивается.
Таким образом, ошибочное распределение полномочий между органами управления лишь удаляет экономику от искомого состояния равновесия. Верное распределение ролей должно основываться на уже упоминавшемся правиле сравнительного преимущества: каждая задача должна ставиться перед тем органом, инструменты которого имеют относительно большее влияние на ее решение. Рассмотренная модель показывает, что сравнительное преимущество денежной политики при фиксированном валютном курсе связано с поддержанием внешнего баланса, а фискальной — с поддержанием внутреннего равновесия. Это правило называют принципом классификации эффективного рынка Манделла.