Изменение экономической политики.

Послевоенный период связан с изменениями методов регулирования рыночного хозяйства. Рынок оказался уже не в состоянии играть роль единственного автоматического регулятора экономики. В послевоенное время, главным средством экономической политики на Западе стала национализация. Она считалась самым простым методом для ускоренной модернизации экономики.

В 1940-1960 гг. собственностью Британского государства стала угольная, металлургическая, энергетическая, а в значительной мере степени электротехническая и автомобильная промышленность, а также банковская система. Еще более решительно происходила национализация во Франции. В конце 1950-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и прочее. В общем государство владело около 40% национального богатства и производило на своих предприятиях 13% ВНП.

Создание обширного госсектора экономики не могло не отвлечь за собой применение государственного среднесрочного и долгосрочного планирования. Пальма первенства принадлежала Франции, осуществившей в 1947-1980 гг. семь народно хозяйственных планов. Инвестиции в экономику Франции осуществлялись следующим образом: согласно планам 1960 гг.: государство инвестировало электроэнергию (примерно на половину), сферу образования и быта (на треть). Остальные инвестиции представляли собой среднесрочные банковские кредиты, средства различных фондов, ценные бумаги и прочее. В отличие от директивного социалистического планирования (план – закон) данный вид экономических программ носил необязательный взаимовыгодный характер и являлся формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути.

В Америке планово- регулирующая отрасль государства состояла как в государственном предпринимательстве – т.е. в приватизации госсектора (его доля в ВНП в 1950-1960 гг. превышала 20%), так и в государственных заказах и закупках промышленной и сельскохозяйственной продукции н7а сотни миллионов долларов.

Приватизация хозяйства стран Запада положительно сказалась на их социально-экономическом развитии в первом военном десятилетии. Но понижение темпов экономического роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежат замене. Смены курса требовала и развернувшаяся НТР, создавшая условия для кардинального изменения технической базы. Повышение эффективности хозяйства подразумевало новый подход к управления производством, в первую очередь, серьезное сокращение государственного регулирования. Для этого капиталистические страны провели в 1970-1980 гг. широкую приватизацию – передачу прав собственности на капитал государственных предприятий частным лицам или акционерным обществам. Особая сложность приватизации состоит в том, что ее проведение требует определенного времени, поскольку необходим капитал и решение проблемы занятости на тот период, когда частные собственники смогут выйти на рынок со своей конкурентно способной продукцией. Функции государства сосредотачиваются в сфере регулирования финансов и кредита, налоговой системы. В результате приватизации укрепляется средний и малый бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом бизнесе было занято 2/3 работающих). К концу 1980 гг. приватизацию осуществили в более 80 странах мира.

В странах, проигравших войну – Германии, Японии – послевоенная модернизация экономики проходила под началом американской военной оккупации. Здесь было либерализовано народное хозяйство, находившееся в тисках тоталитарного управления немецкого нацистского и японского императорского государств. Поэтому главное условие господства свободного предпринимательства состояло в демократизации государства и социальной жизни. Демократизация государства обеспечило не только гигантский скачок Германии и Японии, но и определенные сдвиги в психологии особенно новых поколений немцев и японцев, которые представляют собой не рабов своих военных империй, а свободных доброжелательных людей.