Основная часть.
А. Теоретическая часть:
1. Дислалия как самостоятельное нарушение звукопроизношения.
2. Классификация дислалии по этиологическому признаку. Причины механической и функциональной дислалии.
3. Классификация дислалии по лингвистическому принципу.
4. Вопросы дифференциации возрастных особенностей звукопроизношения и дислалии.
5. Симптоматика дислалии. Фонологические и антропофонические нарушения.
6. Общая характеристика видов дислалий в зависимости от нарушенных групп звуков
Б. Практическая часть:
1. Прослушайте четверостишья с разновидностями дислалии. Охарактеризуйте вид нарушенного звукопроизношения (например: сигматизм или парасигматизм, шипящий или свистящий, разновидность свистящего сигматизма). Данную работу можно организовать по группам. Каждая группа предлагает свое четверостишье, произносимое с определенными нарушениями звуков.
2. Изучите карты логопедического обследования произносительной стороны речи ребенка. Дайте характеристику дислалии по следующей схеме:
· простая или сложная дислалия;
· мономорфная или полиморфная;
· акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая;
· фонологическое или антропофоническое нарушение звукопроизношения;
· разновидности дислалии (сигматизм, ротацизм и т. д.).
3. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.
Карточка 1.
Для нарушения речи не характерно:
1) Самостоятельно не исчезают, а закрепляются.
2) Безграмотность речи.
3) Несоответствие возрасту говорящего.
4) Оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка.
5) Являются диалектными особенностями языка данной местности.
Карточка 2.
Фонетическим дефектом является:
1) [с]- межзубный;
2) [р]-горловой;
3) отсутствие звука [л] в речи;
4) замена [т]= [с];
5) [л]- двугубный.
Карточка 3.
Фонетико-фонематическим дефектом является:
1) замена [т’]= [т];
2) смешение [ш]= [с];
3) [л]- двугубный;
4) отсутствие звука [р] в речи;
5) замена [р]= [л].
Карточка 4.
Фонематическим дефектом является:
1) замена [к]= [т];
2) смешение [р]= [л];
3) отсутствие звука [л] в речи;
4) замена [л]= [j];
5) [л]- межзубный.
Литература:
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 1989, с.66 – 102.
2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968, с. 35-43, с. 271 – 337.
3. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс, М., 2003.
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. – М., 1989, с. 32 – 75.
6. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С. – Пб., М., 1996, с. 174 – 277.
План
практического занятия по курсу
«Логопедия» (раздел «Дислалия»),
для студентов дневного (заочного) отделения,
обучающихся по специальности 050715.65 Логопедия
с дополнительной специальностью
050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология
Тема: Обследование состояния звукопроизношения у детей с дислалией.
Цели:
1. Закрепить теоретические представления о направлениях и содержании обследования при дислалии.
2. Сформировать у студентов умение отбирать материал и приемы для организации обследования звукопроизношения.
3. Отработать у студентов практические действия по обследованию звукопроизносительной стороны речи.
Форма работы: организация деловых игр, просмотр и анализ логопедического обследования произносительной стороны речи детей на базе ДОУ.
.Оборудование: дидактический материал для обследования звукопроизношения, шпатели, индивидуальные зеркала, спирт, вата.
План проведения занятия.