Американская модель

 

Становление и развитие американской экономической моде­ли сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регули­рования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство аме­риканцев разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия.

С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в ры­ночной экономике имеет пределы, что оно не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением. Теоретическим обоснованием ог­раничения социально-экономических функций государства стали исследования М. Фридмена, который, признавая особую приро­ду общественных благ и ответственность государства за их обес­печение, исходил из того, что государство должно реадизовывать свои обязательства с помощью частных институтов через рыноч­ные механизмы. К рубежу 80-х гг. стали явственными негативные проявления государственных функций. Это вызвало неолибераль­ную революцию, которая в своих основных проявлениях была поддержана не только республиканцами, но и демократами.

В последние десятилетия, и особенно в 90-е гг. XX в., можно было констатировать снижение доли государственных расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилени­ем рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой — факторами геопо­литического плана (окончанием «холодной войны», возможнос­тью уменьшения расходов на военные нужды). При этом государ­ственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структу­ры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть — мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики — атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечиваю­щие воспроизводство рабочей силы — образование и здравоохра­нение). Государственная собственность в США практически пол­ностью отсутствует, что заметно отличает американскую эконо­мику от экономики других развитых стран.

Тем не менее некоторое государственное вмешательство в эко­номику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регу­лирование; создание и поддержание правовой базы рыночных от­ношений, включая законодательную защиту частной собственно­сти и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности дея­тельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

Признается роль государства в реализации следующих нацио­нальных приоритетов XXI в.:

• дальнейшая стабилизация роста экономики, выработка сба­лансированной макроэкономической политики с целью достиже­ния устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;

• содействие росту производительности труда в осуществлении инновационной политики, прежде всего по ускоренному разви­тию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддерж­ки информационных технологий;

• всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономи­ческий рост и уровень жизни американцев;

• обеспечение социальной функции государства посредством оптимизации программ в сфере пенсионного и медицинского стра­хования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;

• реализация позитивного эффекта от глобализации американ­ской экономики.

Принципиально важным является повышение степени приори­тетности в бюджете государства инвестиционных вложений в чело­веческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подго­товку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение.

Так, государственное финансирование системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) из фондов федерального правительства, а также местных властей в США составило в 1999 г. около 500 млрд долл. Свыше 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд долл.) в конце 90-х гг. приходилось на долю США.

Американская модель построена на всемерном поощрении пред­принимательской активности, «обогащения» наиболее активной ча­сти населения. Для уменьшения социальной напряженности мало­обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уро­вень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации — массовую ориентацию на достижение личного успеха.

Политика правительства США в области занятости направле­на на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование за­конодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясня­ется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защища­ет работников от дискриминации. Об увольнении или необходи­мости переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует предварительных консультаций с профсоюзами. В правовом регулировании трудовых отношений суд исходит из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а так­же из того, что является высшей целесообразностью в этой ситу­ации: расторжение трудового договора, ликвидация самой орга­низации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника. Законодательством предусмотрены про­цедуры выплат работникам, увольняемым из организации-долж­ника.

Джордж Буш сменил практически весь экономический блок сво­ей администрации. Спустя два года после своего избрания он всерьез занялся модернизацией экономической модели США. Доллар — глав­ная резервная валюта планеты, поэтому весь мир с тревогой наблю­дает, что происходит в Америке. Если президент и его новые совет­ники сделают ставку на американский экспорт, им неизбежно при­дется ослабить курс национальной валюты. От того, как поведет себя доллар, напрямую зависит экономический баланс мира. Учитывая войну в Ираке, претензии США на полный контроль за нефтенос­ным Ближним Востоком, интрига становится более запутанной. Мало хороших новостей и из сектора высоких технологий. Так, компания Сштау, третий по объемам производитель компьютеров в США, в 2002 г. отказалась оплачивать своим сотрудникам рождественские каникулы; о своем банкротстве объявила вторая по величине авиа­компания — ШИей АШпез.

Слабые показатели демонстрирует розничная торговля — глав­ный двигатель американской экономики. В ноябре 2002 г. без­работица охватила 6% активного населения — это самый высо­кий уровень за последнее десятилетие.

Экономическую модель США сильно деформировала война в Ираке, изменившая характер распределения рисков: не част­ный капитал, а именно государство, призванное представлять публичные интересы, станет наиболее активным агентом в ры­ночных операциях. Активные военно-политические интервен­ции потребуют увеличения федеральных расходов, а следова­тельно, увеличения налогового бремени и более активного вме­шательства государства в экономическую жизнь страны. Противоречивость такой позиции отражает колебания внутри политической элиты.