А. Теоретическая часть.
1. Принципы классификации гласных звуков русского языка.
2. Классификация гласных звуков.
3. Принципы классификации согласных звуков.
4. Класссификация согласных звуков.
Б. Практическая часть.
1. Прослушайте и зафиксируйте в тетради буквы, обозначающие звуки, которые относятся к следующей классификационной характеристике звуков.
2. Выберите и выпишите признаки, по которым отличаются гласные звуки от согласных:
- по работе голосовых складок,
- по участию в артикуляции мягкого неба,
- по наличию или отсутствию переграды в ротовой полости.
3. Длительно, слитно произнесите ряды гласных со звуком “и”:
И-ы-у, у-ы-и, У-а-и
Укажите, какая часть языка (передняя, средняя или задняя) активно учавствует в артикуляции этого звука. То же самое проделайте со звуками: а, о, ы, э, у.
4. Длительно, слитно произнесите ряды гласных со звуком “и”:
И-ы-у, у-ы-и, У-а-и
Определите, в каком положении (верхнем, среднем, нижнем) находится в полости рта активная часть языка при произнесении этого звука. То же самое проделайте со звуками: а, о, ы, э, у.
5. Выберите и выпишите группу гласных, соответствующих правильной последовательности их использования при автоматизации согласных в прямых слогах:
А) ы а у о
Б) о а ы у
В) а ы о у
Г) у а о ы
Д) а о ы у
6.Выберите и выпишите характеристики, соответствующие каждому звуку.
7.Составьте слово из звуков, которые надо определить по их характеристике. Впишите это слово в клеточки по буквам.
8. Прочитайте слово, зашифрованное с помощью артикуляционных профилей.
Все задания предлагаются преподавателем в соответствии с материалами для практического усвоения системы фонем русского языка.